Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 мая 2019,  10:48

ВелоНЕТ и ВелоДА. Два взгляда на одну акцию

ВелоНЕТ и ВелоДА. Два взгляда на одну акциюФото: Тамара Акиньшина
  • Мнение
  • Мнение

Корреспонденты «БелПрессы» Тамара Акиньшина и Олег Гончаренко рассуждают об опыте езды на велосипеде по городу и причинах, мешающих белгородцам пересаживаться на двухколёсный транспорт.

ВелоНЕТ. Почему я перестала ездить на работу на велосипеде

17 мая на улицах Белгорода повысится концентрация велосипедистов – многие присоединятся к всероссийской акции «На работу на велосипеде». А я пойду пешком. Не потому, что не люблю кататься на велике, ещё как люблю! Просто накопившийся за три года езды по городу опыт убедил меня в том, что делать это лучше в приспособленных местах.

Город не готов

Как бы ни кричали на всех углах о развитии в Белгороде велоинфраструктуры, по факту её пока нет. А есть отдельные, не связанные друг с другом и небольшие по протяжённости велодорожки, которые далеко не всегда вписываются в твой обычный маршрут на работу – с работы. Вот, например, велодорожка на новой набережной. В общем и целом она прекрасна, только подходит больше для праздных покатушек выходного дня. Мне с моего «Водстроя» до редакции, расположенной на просп. Славы, 100, проехать по ней удастся, только если сделать круг: от спорткомплекса Хоркиной по правому берегу до моста, а потом обратно по Левобережью. С учётом всегдашней утренней спешки это грозит опозданием на работу.

Могу сделать круг и двинуть через частный сектор в районе бывшего кирпичного завода: по Тавровской или Кирпичной улице выехать к рынку «Салют». Но там дальше – или ж/д переезд, или пешеходный мост над железной дорогой с длинной лестницей-спуском. И всё это ради минутного удовольствия прокатиться по гладкому асфальту велодорожки в парке Победы? Ну нет! Что касается новой велодорожки у центрального парка, она мне и вовсе не подходит.

И да – велопарковок в городе тоже пока кот наплакал. Зато везде полно высоких бордюров и узких тротуаров с неудобными съездами.

Люди не готовы

«Куда прёшь, тут ребёнок!» – не раз и не два вонзались мне в спину злые окрики мамочек в парке Победы, когда я на велодорожке (!) пыталась объехать их чадо.

К слову, обгоняя детей, я всегда сбрасываю скорость до минимума и держу максимальную дистанцию: никогда не знаешь, в какую степь их понесёт. То же самое можно сказать о взрослых: заслышав за спиной характерный звук приближающегося велосипеда, они начинают судорожно метаться из стороны в сторону, норовя попасть под колёса. Молодые родители с колясками тоже предпочитают катить их по асфальтированной части тротуара, игнорируя специальную разметку и кляня велосипедистов, двигающихся по своей полосе.

Что касается велолюбителей, которые на совершенно законных основаниях и, соблюдая правила дорожного движения, передвигаются по крайней правой стороне автодорог, то я жму руку этим камикадзе. Потому что водители воспринимают их в лучшем случае как досадную помеху для разгона, а в худшем – норовят притереть вплотную к бордюру. Наблюдала неоднократно. А если, не дай бог, колесо велика наедет на крупный камень или нырнёт в ямку и вильнёт… Страшно представить. Тут и самый надёжный шлем может не спасти. Поэтому, вы, конечно, смельчаки, ребята, но я не с вами. Водительской культуре до вашей стальной выдержки ещё расти и расти.

Я сама не готова

«Зачем тебе спортивный велосипед, давай купим прогулочный, с корзинкой впереди», – три года назад умолял меня муж.

Но потом, сравнив технические характеристики того и другого велика, согласился – по бордюрам прыгать на спортивном с его амортизацией всяко сподручнее. Делать это, правда, я так и не научилась: где могу объехать препятствие – объезжаю, где не могу – спешиваюсь. Но мой тогдашний стиль одежды – футболки, джинсы, кроссовки и рюкзак за спиной – ездить на работу на велосипеде позволял. Перекинула ногу – и погнала. А вот сегодняшний – платья, юбки, каблуки и сумочка на плече – с велосипедом (по крайней мере, спортивным) никак не согласуется. Ехать, придерживая одной рукой и подол, и съезжающую с плеча сумку не слишком удобно и безопасно.

Дальше – больше. Доехала до работы – вспотела, а душа там нет. Радовать коллег природным амбре? Или держать в шкафу пару чистых комплектов одежды? Оба варианта испробованы, и оба так себе, если честно.

Если резюмировать: покатушки на велике по‑прежнему составляют одну из радостных частей моей жизни. Только перенесла я их на более удобное для себя время (выходные) и катаюсь в более удобных местах (велопрогулки по утренней Сосновке – это нечто! Рекомендую!). А на работу и просто по городу предпочитаю передвигаться пешком. Потому что так безопаснее и для здоровья, и для психики.

Тамара Акиньшина


ВелоДА. Кто не хочет – ищет причины, кто хочет – ищет возможности

Коллега Тамары Акиньшиной – Олег Гончаренко – на двухколёсном транспорте не «катается», а живёт. Ездит на работу, а во внерабочее время – повсюду, и по делам, и для досуга.

ВелоНЕТ и ВелоДА. Два взгляда на одну акцию - Изображение

«17 мая на улицах Белгорода повысится концентрация велосипедистов». В исповеди коллеги Тамары только это – очевидный факт.

Осознанно ли, нет ли, её мысли лежат в плоскости спора о первородстве яйца и курицы. Применительно к популяризации альтернативного транспорта (велосипеды, самокаты, гироскутеры, ролики и пр.) это звучит так: рост ли числа велосипедистов влечёт за собой развитие велоинфраструктуры как здравую реакцию властей на явный запрос общества? 

Или власти городов РФ посмотрели на лучшие опыты Старого Света, прозрели и стали работать на перспективу? Стали строить велодорожки в расчёте на то, что завтра по ним зашуршат тысячи велопокрышек ? Со всей сопутствующей экономической выгодой: снижением нагрузки на дорожно-транспортную сеть и загрязнения воздуха выхлопами, ростом здоровья нации. И всем прочим, что давно подтверждено западным опытом.

Истина, конечно, где‑то посередине. Но в Белгороде придётся ждать немало лет, когда появится полноценная велосипедная инфраструктура. Проще найти в себе смелость, сесть в седло, не дожидаясь, когда пройдёт жизнь. Моя коллега попыталась. Но оставила попытки. Очень жаль. 

Да, на пути простого человека, не спортсмена, который вдруг поехал на велосипеде по российским улицам, бывает множество помех. Все они выше описаны ярко, честно. Не эмпирически, а на собственном опыте. 

Но каждая из них как пункт в разделе справок FAQ (frequently asked questions – «часто задаваемые вопросы» – по‑русски ЧаВО). Ответ на каждый из поставленных вопросов давно уже озвучен в мире много раз. Легко решаются проблемы и с одеждой, и с амбре, и с выбором маршрута в городе, заполненном автомобилями. Лишь было бы желание. Кто не хочет, тот ищет причины, а кто хочет – он ищет возможности.

Всё проблемы простого человека, который сел на двухколёсный транспорт – отговорки. Оправдание собственной лени, привычки к неге а-ля гончаровский Обломов.

Именно об этом, к слову, вся Россия говорит во время акции «На работу на велосипеде» в пятницу 17 мая. Лично я говорю тоже. И поеду. И помашу на прощание рукой своим сброшенным на велосипеде 16 кг веса – со 104 до 88 – без дорогих процедур и диет. Так безопаснее – и для здоровья, и для психики.

Олег Гончаренко

 

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×