16 июля 2020,  11:42

«Она потрясающая!» Что за комету наблюдают в небе над Белгородской областью

«Она потрясающая!» Что за комету наблюдают в небе над Белгородской областьюФото: Антон Боровской
  • Новость

На вопросы «БелПрессы» отвечает организатор вечеров тротуарной астрономии Антон Боровской.

Что это за комета и почему про неё все говорят?

Комета C/2020 F3 (NEOWISE) – самая яркая за последние 7 лет, и видна она невооружённым глазом, а такое бывает не часто. Более того, невооружённым глазом виден и её хвост, а такое бывает ещё реже! По красоте такой кометы не было очень давно. Особенно прекрасно она выглядит на фотоснимках, сделать которые может каждый обладатель «зеркалки». Хотя обычно кометы видны только в телескопы или бинокли в виде туманных пятнышек.

Обнаружили её 27 марта благодаря снимкам, сделанным космическим телескопом NEOWISE. 3 июля комета обернулась вокруг Солнца внутри орбиты Меркурия и стала доступна для наблюдений жителям северного полушария. Сейчас она удаляется и, по расчётам учёных, обратно прилетит аж через 7 тысяч лет.

Что вообще такое комета? Разве она не должна пролететь по‑быстрому и сгореть?

Комета – это большая ледяная глыба размером порядка 1 км, обращающаяся вокруг Солнца по вытянутой орбите. Когда она далеко, то находится в замёрзшем состоянии, и её практически не обнаружить. Но по мере приближения к Солнцу комета начинает таять, вокруг ядра образуется газовая кома, которая может достигать огромных размеров. А поток заряженных частиц, солнечный ветер, сдувает кому в хвост. Чем ближе к Солнцу, тем комета ярче.

Некоторые кометы имеют период обращения в несколько лет и наблюдаются неоднократно, другие прилетают из внешних областей Солнечной системы и улетают на сотни и тысячи лет. На небе они движутся относительно созвездий довольно медленно, и заметить это движение можно, если наблюдать несколько ночей подряд.

Некоторые ошибочно называют кометами метеоры – падающие звёзды, но метеоры образуются из‑за сгорания мелких космических камушков в атмосфере Земли.

«Она потрясающая!» Что за комету наблюдают в небе над Белгородской областью - Изображение Фото: Антон Боровской

И прямо сейчас эта комета летает над Белгородской областью?

Да! Она стала заметна на снимках 3 июля. За последнюю неделю её хвост заметно вырос и похорошел. В таком состоянии она пробудет ещё неделю-две. Но так как комета уже прошла наибольшее сближение с Солнцем, то её блеск будет постепенно снижаться. Невооружённым глазом на загородном небе она, скорее всего, будет видна до конца июля, но, чтобы полюбоваться ей, лучше не затягивать.

И где же её искать?

Искать её следует с наступлением темноты на северо-западе в районе ковша Большой Медведицы, которую наверняка все знают. Она видна у нас всю ночь до рассвета, это не заходящий на нашей широте объект. Конечно, намного лучше её хвост виден и доступен для фотографий вдали от городской засветки, километров в 20 за городом. После 11 часов вечера она очень хорошо видна безо всяких приборов как полоска света. А лучшим инструментом для наблюдения является бинокль, подойдёт даже обычный 7Х50 или 10Х50.

И сфотографировать получится?

Если у вас есть фотоаппарат, то, сфокусировавшись по звёздам в ручном режиме, с объективом порядка 50 мм, могут получиться хорошие снимки. Диафрагму лучше держать полностью открытой, ISO выставить 400–800. Выдержка (в зависимости от фокусного расстояния объектива) максимальная, до того как начнут вытягиваться звёзды. Снимать нужно со штатива или упора. И лучше включить функцию задержки 2 или 3 сек.

А как бы посмотреть на неё в настоящий телескоп?

Комета – отличный бонус на загородных выездах группы ВК «Вечера тротуарной астрономии», в которые входит экскурсия по звёздному небу и наблюдение в большие телескопы. В такой прибор раз получится получше рассмотреть и голову, и начало хвоста кометы. Но придётся поторопиться: C/2020 F3 будет видно в небе над Белгородской областью ещё пару недель. Следующий выезд организуют при подходящей погоде и по мере наполнения группы. За подробностями пишите организаторам выездов во «ВКонтакте».

Впечатления от кометы

Софья А.:

«Она потрясающая!» Что за комету наблюдают в небе над Белгородской областью - Изображение Фото: личный архив

«Было ощущение особого момента, когда я увидела комету в первый раз. Мы ехали довольно долго вглубь полей по грунтовке и вышли возле кучи мела. Комету увидели чуть выше горизонта на фоне ещё чуть светлого неба. Она потрясающая! Она летит, но зависла, и ты как будто наблюдаешь застывшее мгновение. Космос бескрайний, но есть ли там ещё такое место, где растёт пшеница и воздух влажный? Я лезла на меловую гору в темноте, мне светили только звёзды. Мы смотрели на комету пару часов, и я хочу ещё».

Елена Байтингер