Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 июня 2019,  15:52

Мусорный кросс. Почему улицу Сумскую убирают сразу три машины

Корреспондент «Белгородских известий» проехалась по одному из самых длинных мусоро­сборочных маршрутов в Белгороде

Мусорный кросс. Почему улицу Сумскую убирают сразу три машиныФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Специализированный мусоросборочный грузовик – огромный МАЗ – мы поймали почти в конце улицы, у дома № 569. А всего домов на ней 645. И почти напротив каждого вдоль дороги – от одного до нескольких пакетов с мусором.

Чистая среда

Алгоритм уборки прост: грузовик останавливается, включает аварийку, двое грузчиков в ярких оранжевых жилетах подхватывают пакеты, а через 10 метров их ждут новые. И так медленно, но верно процессия перемещается из одного конца улицы в другой, не забывая по пути сворачивать в переулки.

«Сашечка, говорят, Лёшка сломался. Нам и вторую сторону, наверное, придётся убирать», – сообщает мастер транспортной компании «Экотранс» Надежда Филоненко сидящему рядом водителю грузовика.

Тот, косясь на меня, многозначительно молчит. Но перспективе этой он явно не рад: рабочий день, начавшийся в 7 утра, грозит растянуться на неопределённый срок. А Надежду Анатольевну ситуация, кажется, нисколько не расстраивает. Она охотно рассказывает о своей работе, на которой трудится уже больше 15 лет.

«Машина всегда ездит с мастером, который контролирует процесс уборки – чтобы всё было чисто. Всё берём: и пакеты, и веточки маленькие. А большие и другой крупный мусор оставляем – раз в месяц едет машина с манипулятором и забирает их. Завтра как раз на Сумской вывоз крупногабаритного мусора», – сообщает она.

Марш-бросок вдоль дороги

Мусор с Сумской, как и с других улиц частного сектора Белгорода, вывозят два раза в неделю. Кое‑где вместо мешков и пакетов с мусором у дороги стоят пластиковые контейнеры на колёсах.

«Контейнеры подвешиваем сзади, зажимаем установкой, переворачиваем – и мусор высыпается. Потом откатываем их на место», – поясняет процесс один из грузчиков, Максим Радченко.

Сворачиваем на улицу Юбилейную, прихватив на повороте охапку скошенной травы.

«Тяжело нашим ребятам: они пешком за машиной всё время идут», – вздыхает Надежда Анатольевна.

Зимой, по её словам, мусора поменьше: нет травы и листьев, как летом и осенью. Весной много спиленных деревьев.

«Хотя их люди, кажется, круглый год пилят», – смеётся мастер.

В холодное время года у мусоровозов другие проблемы: дороги от снега не всегда хорошо почищены, грузовики буксуют и скользят на льду. Особенно тяжело – даже летом – на узких улицах и в непроезжих переулках: где‑то движению мешают припаркованные вдоль обочин авто и близко растущие старые деревья, откуда‑то приходится выезжать задом, так как впереди тупик.

В подтверждение слов Надежды Анатольевны въезжаем в один из таких переулков – Юбилейный.

«Вот бочки для мусора в землю вкопали, видите? А у кого‑то ящик с крышкой в виде домика. Ну и хорошо, что так: никто мусор не рассыплет и собаки пакеты не раздербанят», – считает мастер.

Строго по графику

Одно плохо: не всегда мусор вовремя выставляют к дороге. Хотя жители улицы и знают, в какой день его вывозят. Вроде бы проехала машина по улице, а через часок-другой, как грибы после дождя, опять «взошли» пакеты.

«Объясняем им, боремся с этим – и без толку», – сетует Филоненко.

Мусор в областном центре убирают строго по графику. Кроме Сумской, в среду и субботу мусороуборочные машины ездят по Болховцу и Крейде. По понедельникам и четвергам наводят чистоту в микрорайонах Юго-Западный 2.1 и 2.2, на улице 8 Марта и в посёлке Первомайском. Всего на маршрут в этот день выходят шесть машин. На Сумскую их выезжает сразу три: одна собирает с одной стороны, вторая – с другой, а третья работает на отрезке до железнодорожного переезда. Одна машина просто не успела бы за день объехать всю улицу.

Мы снова останавливаемся, машина начинает гудеть и дрожать: идёт прессовка накопившегося в заднем ковше мусора.

«Нажимаю на кнопку, и устройство делает своё дело. Запрессовало – машина поехала дальше», – поясняет грузчик Максим.

Когда машина заполняется полностью, едет на завод разгружаться. Потом снова возвращается на маршрут. Бывает, два-три рейса приходится за день делать.

«Пять-шесть тонн мусора берём – в зависимости от того, насколько он хорошо прессуется», – поясняет водитель МАЗа Александр Шаповалов.

Работа как спорт

На индивидуальный сбор мусора в частном секторе Белгорода перешли меньше трёх лет назад. До этого вдоль дороги стояли большие контейнеры на 0,75 кубометра. Вокруг них обычно образовывались свалки: недобросовестные предприниматели, не желавшие заключать договоры с компанией на вывоз мусора и платить за это, по ночам подкидывали к бакам свои отходы. Получалось неэстетично и очень затратно: порядка не было, хотя мусор собирали ежедневно.

«Бездомных собак, которые разрывают пакеты, тоже никто не отменял, поэтому, чтобы всё было красиво и эстетично, мы предложили людям пластиковые контейнеры объёмом 120 литров. Они очень удобные в обращении, с крышкой, на колёсиках: поставил в угол двора и собирай потихоньку. Потом выкатил, мы мусор забрали – закатывай обратно», – поясняет замначальника отдела по работе с заказчиками компании «Экотранс» Наталья Гуденко.

Контейнеры выдавались в аренду за смешные 3 рубля в год с одного домовладения. Кто‑то взял, а кто‑то предпочитает выставлять мусор к дороге в мешках или оборудовал рядом с двором мусоросборник в бочке или ящике. И хотя в договоре на вывоз мусора прописано, что вес одного мешка не должен превышать 15 кг, люди грузят и больше.

«Бывают сильно тяжёлые – килограммов по 50. Тогда вдвоём с напарником берём и закидываем, – пожимает плечами грузчик Максим. – Поначалу тяжело было, а сейчас нормально, привык. Иду и закидываю – это как спорт. Сложная работа, конечно. Но убирать‑то кому‑то надо. Ведь если не убирать, мусора везде будет ого-го!»

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×