Этот массовый пробег, посвящённый годовщине победы на Курской дуге, стал уже сорок третьим по счёту! Поначалу, правда, он не был таким уж массовым: например, в 1972 году, как сообщает яковлевская районная газета, на старт вышли 26 человек. Дистанцию они бежали одну, и не марафонскую – 30 км. Классический марафон – 42 км 195 м – впервые появился в программе строительского пробега в 1994 году. К тому времени здесь уже стабильно собиралось по 150–200 участников, и помимо королевской дистанции спортсмены и любители бегали «десятку» и «двадцатку».
Я считаю себя большим любителем спорта, но последние лет десять бегаю разве что за уходящей маршруткой. Однако в этом году решил приобщиться к исторической традиции и заявился на 10-километровое испытание – штурмовать 20, а тем более 42 км без элементарной физической подготовки, во-первых, по-спортивному бесполезно, а во-вторых, по-человечески опасно. И я побежал – достав из закромов памяти «глагольный» стишок.
Гнать
Первые метров 500 я ощущал себя претендентом на медали. Ещё бы: на трассе 233 спортсмена, и минимум 200 – позади меня! На мгновение даже показалось, что зря я ограничился минимальной дистанцией и невозможное возможно. Иллюзии испарились через две минуты – с лучами безжалостного августовского солнца. Я гнал, гнал, но загнался – как в прямом, так и в сленговом значении этого слова.
Держать
Только надо было не гнать, а держать свой темп. В итоге же, достигнув указателя «2 км», я понял, что держать нужно хотя бы марку – просто добежать до финиша. В эти размышления совсем некстати вмешался внутренний голос, который то и дело соблазнял перейти на шаг. Но такого себе не позволяли даже старики и дети! Терпеть, Лёша, терпеть!
Терпеть
«Там, где кончается терпение, начинается выносливость», – сказал однажды Конфуций, а за ним и главный судья соревнований Валентина Нерубенко.
Она произнесла эту цитату, приветствуя участников марафона перед стартом. Внутренний голос – отдаю ему должное – отступил перед авторитетом великого китайского философа, и я даже немножко прибавил в движении.
Обидеть
Правда, к моменту «явления» Конфуция меня уже обогнали все кому не лень. Обидеть – по-спортивному, разумеется – мне удалось только 11-летнюю девочку и неустановленного возраста дедушку. Хотя на самом деле мы, аутсайдеры, обиженными себя нисколько не чувствовали – учитывая то, что на трассе доводилось слышать.
Слышать
«Давай-давай, спартачок, не сдавайся!» – подбадривала меня, одетого в футболку с символикой любимой команды, одна шустрая пенсионерка.
«Сейчас горочку эту осилишь – и второе дыхание откроется!» – бросил, пробегая мимо, пузатый мужичок.
Казалось бы, ничего особенного, но когда тебе, еле передвигающему ноги, говорят даже такие простые слова, хочется рвануть из последних сил и выжать максимальную скорость.
«Кому водички?» – донеслось спереди. У обочины расположился так называемый пункт питания. Хватаю на бегу стакан воды, немножко лью в себя, остальное – на голову. Как по телевизору! Полегчало, посвежело – ещё километр-другой протяну.
Видеть. Ненавидеть
Одни бежали по раскалённому асфальту босиком, другие запыхавшимся голосом подпевали своим наушникам, третьи объединялись в группы с приятелями-марафонцами и непринуждённо беседовали о прошлых и будущих стартах… Всё это приятно было видеть. А ненавидеть хотелось только собственный организм – за то, что он в конце концов исчерпал ресурс и, среагировав на финишную черту, отнял потяжелевшие ноги. Да, я осилил целый круг, но это лишь 4 км… Дальше без меня.
И зависеть, и вертеть…
Мы зависим от организма, а его состояние – от нас. Не хватило сил? Привет вредным привычкам. Духа? Привет лени, которая не даёт делать зарядку, не разрешает лишний раз пройтись пешком, мешает выбраться на стадион, в бассейн или тренажёрный зал. Я не буду обманывать ни тебя, читатель, ни себя – завтра я не встану на утреннюю гимнастику, на работу поеду автобусом, а после не зависну на турниках. Просто есть над чем задуматься. И если не враз переменить образ жизни, то хотя бы в два или три.
А повертеть мне довелось медаль! Понятно, что не призовую, но вполне заслуженную, деревянную – за участие, «внукам показать».
…а потом дышать, смотреть
Отдышавшись, испив водицы и сменив пропитанную потом спартаковскую футболку, я приступил к более привычным делам – смотреть и фиксировать происходящее. И искать среди финишёров наиболее увлекательных персонажей. Дело непростое, потому что каждый, абсолютно каждый, достоин восхищения! Выделю лишь несколько знаковых номинаций.
Самый возрастной
Иван Жаравин, 85 лет, г. Нововоронеж. Иван Павлович, в отличие от меня, справился с «десяточкой». Эта дистанция у него не зря идёт с уменьшительно-ласкательным суффиксом, потому что за те 49 лет, которые ветеран атомной отрасли занимается бегом, он преодолел 96 тыс. км. Другими словами, почти два с половиной раза оббежал Землю по экватору! Жаравин – один из завсегдатаев исторического пробега в Строителе.
Самый дальний
Питер Рустенбург, 62 года, Нидерланды. А вот представитель страны тюльпанов у нас ещё не бывал. Голландец только год назад перебрался в Россию и сейчас живёт в Курске – родном городе его жены. На родине любил побегать после работы и на выходных – и здесь своим привычкам не изменяет. Питер попробовал себя в полумарафоне – так спортсмены называют 20-километровую дистанцию. Говорит, в Строителе сложная трасса – много приходится бежать в горку. В Голландии, по словам любителя, похожие соревнования проводятся на равнинных участках.
Самый быстрый
Михаил Звягинцев, 21 год, Красногвардейский район. 2 часа 45 минут понадобилось Михаилу Звягинцеву, чтобы покрыть легендарные 42 км 195 м. Причём после финиша молодой человек не выглядел истощённым. Оно и понятно: Михаил специализируется на ультрамарафонах, и пробег в Строителе для него по большому счёту – тренировка. Звягинцев победил, забрал призы, но джекпот не сорвал: организаторы обещали премию 10 тыс.рублей, если кому-то удастся выбежать из 2 часов 30 минут.
Самый-самый
Виктор Гордюшенко, 57 лет, Москва. Для гостя из столицы строительский марафон стал 513-м в жизни! Виктор – рекордсмен России по этому показателю. Впервые Гордюшенко покорил королевскую дистанцию в 1983 году и с тех пор буквально не может остановиться.
«Есть мировой рейтинг, и мне пока далеко до вершины. Например, я знаю финнов, у которых за плечами тысяча и даже полторы тысячи марафонов. И они продолжают бегать, хотя это люди довольно приличного возраста, – рассказывает Виктор. – В Строителе я бежал неоднократно, и мне здесь очень нравится организация, атмосфера. Единственный минус – жара всё время. Но такие марафоны запоминаются надолго».
Запомните и вы этот марафон и эти имена – как когда-то запомнили стишок про второе спряжение.
Другие материалы, посвящённые Дню физкультурника, читайте в субботнем номере «Белгородских известий».