Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 августа 2019,  17:41
 2807

Идеальная модель. Как живёт футбольный клуб четвёртой немецкой лиги

К какому формату работы с фанатами стоит стремиться маленьким российским клубам

Идеальная модель. Как живёт футбольный клуб четвёртой немецкой лигиФото: bak07.de
  • Статья
  • Статья

Корреспондент «Спортивной смены» побывал в Берлине и узнал, как там работают с футбольными болельщиками.

Взносы и деньги от телетрансляций

«Берлин Атлетик Клуб» основали в 1907 году как легкоатлетический клуб, и только с 1990-х годов – после падения Берлинской стены – он постепенно стал чисто футбольным. Сейчас БАК 07 выступает в региональной немецкой лиге «Северо-Восток», что соответствует уровню четвёртого дивизиона (всего в Германии пять региональных лиг – прим. авт.). В прошлом сезоне клуб занял второе место среди 18 команд.

Дэвид Лахманн, отвечающий за работу с болельщиками в клубе, вступил в него в 2011 году, а пять лет назад начал курировать фан-работу. До БАК он болел за берлинскую «Герту».

«Я занимаюсь этим на добровольной основе и не получаю за это ни евроцента. А зарабатываю в другой отрасли – металлургической», – говорит Дэвид.

Команда играет на 8-тысячном «Постштадионе» недалеко от центрального вокзала Берлина. В клубе состоят примерно 500 человек. Каждый из них платит членский взнос – минимум пять евро в месяц. В Германии даже клубы четвёртой лиги хоть и скромно, но зарабатывают на телетрансляциях. Матчи «Берлин Атлетика» показывают на общественном телевидении. От этого за весь сезон клуб получает 12 тыс. евро. Большинство команд первой и второй Бундеслиги вообще живут за счёт этих денег. Например, новоиспечённый клуб «Унион Берлин» за прошлый сезон от телетрансляций получил 12 млн евро.

Главный спонсор БАК – магнат Мехмет Алихан. Общий бюджет клуба – 1,5–2 млн евро в год. Эти деньги позволяют держаться в лидерах региональной лиги. Чтобы более-менее успешно играть в Бундеслиге 3 (на одну ступень выше региональной лиги), нужно уже 4–5 млн евро.

«В «Герте» мы с товарищем были очень активны в фанатском движении. В сезоне 2010/11 в клубе было очень много волнений – большие конфликты между фанатами и руководством клуба. В знак протеста мы решили поболеть за какую‑нибудь другую команду и попали на игру «Берлин Атлетик Клуб 07». Нас потрясло отличие от матчей Бундеслиги: мы были рядом с игроками. В Бундеслиге этого нет – там с фанатами вообще никаких контактов. Нам это очень понравилось, и мы остались», – вспоминает Лахманн.

Дэвид Лахманн – дальний справа Дэвид Лахманн – дальний справа / Фото: личный архив

Город перенасыщен футболом

Основная работа Дэвида начинается за 3–4 дня до матча. С коллегами из стана соперника они обсуждают предполагаемое количество фанатов, какую атрибутику они возьмут с собой, на чём и когда приедут на стадион, на каком секторе будут стоять или сидеть.

На самые важные матчи БАК приезжает очень много фанатов. В этом случае к организации привлекают специалистов клуба по безопасности и полицейских из спецподразделения, которое работает исключительно на футбольных матчах.

То же самое происходит и когда «Берлин Атлетик» едет в гости:

«Когда мы приезжаем в Лейпциг, полиция нас сопровождает до стадиона. Дело в том, что в Лейпциге есть клуб «Локомотив». Он был очень популярен и успешен в ГДР, но после 1990-х у него появилась проблема с правыми радикалами. А поскольку БАК – демократический клуб, мультиклуб, у нас много турецких игроков, то, естественно, у нас могут быть проблемы в Лейпциге», – рассказывает Дэвид.

Важная особенность: штрафы за правонарушения фанов накладывают на клуб, но болельщики зачастую собирают и отдают собственные деньги. К примеру, использование пиротехники строго карается, но для фанатов это необходимая часть культуры, и они готовы сами заплатить штраф.

В среднем с клубом на матчи ездят от 30 до 100 фанатов. На домашний стадион за последние годы приходят от 100 до 3 300 человек. Такой разброс цифр говорит о проблемах с посещаемостью. Причём это касается всех берлинских клубов.

«Количество людей, к сожалению, уменьшается везде. В Берлине около 40 клубов. Чтобы на стадион приходило много болельщиков, нужно классно играть. Другого рецепта нет, – считает Лахманн. – Реклама не очень помогает: мы вывешиваем плакаты, афиши, посты в соцсетях, на радио проводим различные акции. Но Берлин перенасыщен футболом.

Дети до 14 лет ходят на матчи «Берлин Атлетика» бесплатно, взрослые билеты стоят 8–10 евро. Такие цены практически во всех немецких региональных лигах.

 

Прозрачно и демократично

Сезон 2018/19 стал приятным исключением для Дэвида как ответственного за болельщиков: никаких драк или проявлений агрессии. Обычно бывает минимум 2–3 жёстких фанатских столкновения.

Самым сложным в работе Дэвид считает то, что полицейские часто несерьёзно относятся к ответственным за болельщиков и самим фанатам.

«Они не считают, что с нами можно нормально общаться. Если ты футбольный фанат, то в день матча ты для полиции гражданин не первого, а второго или третьего класса», – сетует Лахманн.

Из‑за этого немецкие фанаты сами начали организовывать центры юридической поддержки. Эксперты, специализирующиеся на фанатских делах, приезжают на игры иногда за сотни километров, чтобы помочь болельщикам разрешить ту или иную ситуацию.

В «Берлин Атлетике» всё очень прозрачно и демократично: раз в полгода проходят общие собрания всех членов клуба. Руководство, в том числе ответственный за фанатов, отчитывается за своё направление работы. А правление клуба ежегодно выбирают заново большинством голосов.

Средняя зарплата футболистов БАК 07 – 2–2,5 тыс. евро в месяц. Помимо основы, в системе клуба 30 детских команд – от 5 до 19 лет. В месяц тренировки стоят от 10 до 15 евро. В каждом возрасте есть ведущая команда. Всю работу с юными футболистами координирует специальный сотрудник. Собственных воспитанников стараются привлекать в основу как можно больше. Сейчас их в составе 5–6 человек. Остальных клуб находит в дублях команд выше классом.

Футбольный клуб региональной лиги Германии — это настоящая семья, включающая как самих игроков, так и персонал, фанатов. Они часто собираются вместе на праздники, жарят сосиски на барбекю.

Если сравнить немецкую практику с работой российских клубов, к примеру, второго дивизиона, то вот что получается:

1. Постоянных специалистов по работе с болельщиками у нас нет.
2. Среди сотрудников клубов нет таких, которые работают бесплатно из‑за любви к футболу.
3. Болельщики не платят никаких членских взносов.
4. Большинство клубов предпочитают жить не на средства спонсоров, а за счёт бюджета города или региона.
5. Почти никто не проводит собраний членов клубов и не выбирает правление.
6. Футболисты и персонал почти не собираются с фанатами в неформальной обстановке.

Выводы делайте сами.

Сергей Белых

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×