И вновь к карандашу
«Рисовать я начала в детстве, – рассказывает Элеонора Дутикова. – Пришла к своему увлечению... от безысходности. Болезнь на долгие годы приковала меня к постели. Я безмерно радовалась возможности взять в руки карандаш. Он помогал заглушить чувство одиночества, беспомощности».
Моя собеседница признаётся, что в определённые периоды жизни оставляла свое хобби. Работа и забота о сыне занимали слишком много времени, и у неё не было возможности посвятить себя творчеству. Но желание рисовать не пропадало, оно просто ждало своего часа.
И он наступил. В 2006 году муж Элеоноры Александровны – народный мастер Белгородской области Рафис Шарафутдинов – стал участником премии «Филантроп» в номинации «Декоративно-прикладное искусство».
Когда он увидел работы людей, у которых нет рук и ног, а они, несмотря ни на что, рисуют, он сказал ей: «Эля, давай-ка, дорогая, и ты попробуй». И она решила последовать его совету.
«Вначале сомневалась: получится ли? – вспоминает Элеонора Александровна. – В детстве все-таки я рисовала лучше и смелее. Тогда как-то сразу всё получалось. А сейчас уже руки дрожат, к своим действиям относишься с осторожностью. Но всё-таки отважилась. И теперь просто не могу оторваться, особенно когда вижу, что работа получается».
По словам супруга, жена чересчур придирчива к своему творчеству. Не перестаёт вносить коррективы в своё произведение, пока не получит то, к чему стремится.
«Мне всегда хочется сделать картину лучше, – подтвердила художница. – Иногда трудно карандашами передать необходимый цвет. Ищу варианты, экспериментирую. Работа так затягивает, что могу просидеть и ночь напролёт. Зато, когда добиваюсь того, чего хотела, радуюсь».
Практически все пейзажные картины художницы – зарисовки с натуры. Супруги путешествуют на автомобиле по стране, навещая родных, друзей, знакомых. По пути останавливаются, чтобы сделать наброски восхитивших их мест.
«Это Белоруссия, – указывая на картину «Лес после дождя», пояснила Элеонора Александровна. – Следующая – уже Нижегородская область… А это туманное утро наше, белгородское».
Оказывается, за туманом в местечко близ водохранилища супруги приезжали несколько раз. Элеонора Александровна делала быстрые наброски, но всходило солнце и разгоняло очаровательную дымку, укутывавшую сосны и берёзки. А художнице хотелось продлить работу именно на природе. Вот и отправлялись ранним утром в дорогу.
А может, судьба…
«Когда позвонили и сообщили, что я номинирована на премию, я так разволновалась, даже давление подскочило, – вспоминает Элеонора Александровна. – Звание лауреата так долгожданно, что трудно описать всю гамму чувств, захлестнувших меня в тот момент».
Супруги рассказали об участниках конкурса, с которыми раньше встречались в Москве на подведении его итогов. Наших земляков поразили картины парня, который пишет их, зажав кисть между пальцами ноги. Ещё один лауреат пишет картины, держа кисть зубами. У него нет рук.
Рассказывая о лауреатах премии «Филантроп», об их мужестве, силе воли, желании активно жить и творить, они ещё раз подчёркивают: «Удивительные люди».
Сами супруги сейчас достраивают дом, в котором обязательно будет столярная мастерская. Рафис Ямалетдинович планирует передавать свой опыт резчика другим инвалидам или заинтересованным мальчишкам и девчонкам. Возможно, и Элеонора Александровна будет давать мастер-классы по рисунку.
Одному – хорошо, а вдвоем – дольше
Наши земляки – единственная супружеская пара, ставшая лауреатом премии «Филантроп». Встретившись много лет назад в одном из санаториев, они решили никогда не расставаться.
«Когда рядом с тобой друг, любимый человек – жизнь продлевается, – уверен Рафис Шарафутдинов. – Тем более если в семье появляются дети. Тут уж страдать да о болезнях думать некогда. Нужно растить ребёнка, работать. Одним словом, жить. У нас с Элей нет чувства возраста. Осознаем, а ощущения нет».
Супруги советуют белгородцам с ограниченными возможностями участвовать в проекте «Международная премия «Филантроп». Ну а тем, кто уже побывал в этой роли и остался без награды, рекомендуют пробовать ещё и ещё раз. Ведь главное в этом конкурсе, как, впрочем, и в любом другом, – постоянная работа, совершенствование мастерства. Рафис Ямалетдинович, например, думает участвовать в конкурсе ещё раз – уже как поэт.
Кстати, «Филантроп» с самого начала стал символом нового общества – общества равных возможностей. За 12 лет в соискании премии приняли участие более 8 тыс. инвалидов из 33 страны мира. Более 300 человек стали лауреатами. Многие из них успешно продолжили творческую карьеру и добились новых успехов.
Справка. Премия «Филантроп» присуждается людям с ограниченными возможностями за действительно выдающиеся достижения в области культуры и искусства. Жюри возглавляет народный артист СССР, депутат Государственной Думы РФ Иосиф Кобзон. Председатель совета попечителей – президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Конкурс проводится один раз в два года. Присланные соискателями заявки оцениваются по трём основным номинациям: исполнительное искусство, художественное и поэтическое творчество.