Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 февраля 2018, 16:34
 4038

Исследуйте вместе с ребёнком. О внеурочной деятельности в школах

Исследуйте вместе с ребёнком. О внеурочной деятельности в школах Фото пресс-службы губернатора и правительства
  •  
  • Статья

Ученики, родители и педагоги – о внеурочной деятельности в белгородских школах.


Валентина Лепетюха, воспитатель детского сада № 57 Белгорода:

 

Валентина Лепетюха с детьми.
Валентина Лепетюха с детьми.
Фото из личного архива

«Ребёнок по сути своей – исследователь, поэтому мы стараемся создать все условия для спонтанных и целенаправленных работ. Конечно, педагог должен знать предметную область. Он должен помочь ребёнку проявить инициативу, установить алгоритм действий, верно зафиксировать результаты и представить результат в виде коллажа, альбома, поделки или даже выставки. Важно, чтобы каждый ребёнок ощутил свою значимость и поверил в успех собственного открытия.

Многие критикуют исследования за то, что в них участвуют родители. Я не вижу ничего плохого в том, что мамы и папы увлекаются исследовательским проектом наравне с детьми и вместе с детьми замораживают лёд или делают поделки. 

Что касается предлагаемых дошколятам тем, здесь нет ничего сложного. Приведу примеры исследований наших воспитанников: «Дружат ли снег, вода и лёд?», «У кого бывает день рождения?» «Почему мы плачем?». Благодаря таким мини-проектам дети учатся примечать интересное вокруг себя. В процессе исследования ребёнок испытывает радость и восторг, а в таком состоянии ему хочется познавать ещё больше. Самое главное – чтобы взрослые не отбили у ребёнка это желание учиться и радоваться открытиям. А ещё лучше – делать это вместе! Дети оценят».


Алёна Фидусь, призёр XX Международной астрономической олимпиады, выпускница лицея № 9 Белгорода:

 

«Ещё в четвёртом классе я заняла первое место в личном зачёте Всероссийского интеллектуального марафона, к которому меня долго и старательно готовила моя первая учительница. Под её руководством я выполнила и свою первую исследовательскую работу в конкурсе «Я – исследователь». Вместе с одноклассником выращивали кристаллы соли, чтобы на этом примере объяснить причину образования сталактитов в пещерах. 

Я поняла, что участие в олимпиадах – мой шанс заявить о себе. Помню, как неохота было на каникулах часами усиленно заниматься в кабинете астрономии, но я знала, что рано или поздно это принесёт свои плоды. Так и случилось: сейчас я учусь в Санкт-Петербургском горном университете – одном из самых престижных вузов страны».


Лилия Каширина, директор начальной школы – детского сада № 44 Белгорода:

 

Лилия Каширина.
Лилия Каширина.
Фото Вадима Заблоцкого

«Очень люблю слова советского педагога Василия Сухомлинского о том, что одарённость ребёнка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Есть дети, которые выделяются среди своих сверстников какими‑то способностями и неординарным мышлением. Но немало и таких, кто не сразу себя проявляет. И в этом случае педагогу помогает проектная и исследовательская работа с детьми. 

Участие в олимпиадах – это ещё один шаг в этом направлении. Ученики нашей школы тоже принимают в них участие. Пока олимпиады маленькие. Однако это уже возможность заметить ребёнка с нестандартным мышлением и способностями, который умеет действовать и думать не только по шаблону, но и находить необычные решения. Конечно, это непросто. Но как же радуется и ребёнок, и учитель, и родители этой победе! Это непередаваемые ощущения!

Добавлю, что сейчас существует много заочных конкурсов и олимпиад, которые призваны прежде всего дать возможность попробовать свои силы в различных областях знаний абсолютно каждому ребёнку. Участие в олимпиадах и конкурсах добровольное, согласовывается с родителями. Не все родители имеют доступ к информации о проводимых олимпиадах и конкурсах, поэтому задача педагогов – донести родителям такую информацию, а уж принимать участие или нет – решать им».


Михаил Шейченко, директор школы № 17 Белгорода:

«Задача школы – качественно (!) организовать внеучебную деятельность, мотивировать ребят к познанию нового за счёт использования нестандартных формам деятельности.

Недавно наши ученики представили школу на городском этапе конкурса для младших школьников «Я – исследователь». Дети изучали историю гимна России, задались вопросом «Были ли динозавры в Белгородской области?», написали письмо в будущее. Получились интересные работы. Каждый ученик, как правило, выходит на публичную защиту своей работы, что развивает у него коммуникативные навыки. Ребёнок получает первый опыт публичного выступления».


Екатерина Хованова, мама победителей конкурса «Я – исследователь»:

Екатерина Хованова с дочкой.
Екатерина Хованова с дочкой.
Фото из личного архива

«Моя дочь впервые приняла участие в конкурсе «Я – исследователь» в пятилетнем возрасте. Тема исследования звучала так: «Поймет ли английская собака русскую, или Как разговаривают животные в русском и английском языках». Майя только начинала изучать английский язык, и ей стало интересно, как обозначают звуки животных. Опыт получился удачным. Благодаря таким проектам дети с раннего возраста получают опыт проведения исследования и подготовки публичных выступлений. Этот опыт очень пригодится им в старшей школе и в университете. 

Конечно, исследовательские проекты с детсадовцами и младшими школьниками предполагают совместную работу ребёнка, родителей и школы. Более того, это единственно правильный подход. Именно участие родителей помогает ребёнку раскрыться, представить работу наилучшим образом. У меня двое детей, и они разные, поэтому у них разная тематика научно-исследовательских работ, разное построение выступлений. Выбор темы должен идти от интересов ребёнка, а не от интересов родителей и учителей».


Марина Назаренко, замначальника управления общего, дошкольного и дополнительного образования департамента образования области:

«Научно-исследовательская работа – это важный компонент современной школы. Она занимает значительное место в системе внеурочной деятельности. В процессе исследовательской работы ребёнок получает массу навыков, развивает творческое мышление, самореализуется, происходит социализация личности. О плюсах можно продолжать бесконечно долго. Но самое главное, и это должен понимать прежде всего учитель, – исследовательская работа не должна иметь принудительный характер. Педагог должен заинтересовать ребёнка, а не заставить! Он должен понимать, что именно увлечёт ученика, какие темы ему интересны, с какими вопросами у него не возникнет сложностей. Каждый ребёнок по природе своей любознателен. И исследовательские работы по большому счёту призваны помочь ему научиться познавать окружающий мир. И если учитель это понимает, то успешное личностное развитие каждого ученика гарантировано».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×