Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 февраля 2014, 10:49
 Алёна Рогожа  1918

Решением споров в белгородских школах займутся специальные комиссии

Решением споров в белгородских школах займутся специальные комиссии Фото Павла Черноусова
  • Алёна Рогожа
  • Статья

В Белгородской области в 179 общеобразовательных учреждениях и четырёх школах-интернатах с конца прошлого года действуют комиссии, призванные решать споры, возникающие между учителями, учениками и их родителями.

Комиссии школьной медиации образованы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», вступившим в силу 1 сентября 2013 года. Они призваны не только разрешать споры и предотвращать конфликтные ситуации, улучшать психологическую обстановку в школе, но и вести профилактическую и коррекционную работу с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

В состав таких комиссий входят представители администрации школы, родительского комитета, управляющего совета, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя и ученики.
По данным департамента образования Белгородской области, за время своей работы комиссии уже рассмотрели несколько спорных ситуаций. В поле зрения медиаторов попадали нарушение детьми правил поведения в школе, претензии родителей из-за необъективной (по их мнению) оценки, организация питания в учебном заведении, конфликты между школьниками, между родителями и учениками из-за того, что те не исполняли родительские требования. Решения, принимаемые комиссией, обязательны для всех участников и подлежат исполнению в указанные сроки. Однако если кто-то не согласен с вынесенной резолюцией, её можно обжаловать в установленном законодательством РФ порядке, – так гласит закон.

Работу комиссий по урегулированию споров прокомментировал начальник департамента образования Белгородской области Игорь Шаповалов:


«В первую очередь комиссии созданы для того, чтобы дети не оставались наедине со своими проблемами. Ведь сегодня многим родителям не хватает времени, чтобы проникнуть в самые глубины души ребёнка, а сами ребята зачастую слишком погружены в себя. Мы постарались создать такие структуры, которые могли бы оказать необходимую помощь детям. Этим будут заниматься социальные педагоги, классные руководители, заместители директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации. То есть те люди, которым дети могут доверять. Сейчас наша задача – рационально выстроить эту работу, сделать так, чтобы она не превратилась в бумаготворчество.

Если же говорить о видимой стороне проблемы, то, по статистике 2013 года, преступность в подростковой среде не растёт, несмотря на то, что число детей этого возраста увеличилось. Сейчас самый главный вопрос –  глубинные проблемы, которые связаны с отсутствием взаимопонимания между детьми и родителями. –. И вся наша воспитательная работа будет нацелена на то, чтобы наладить контакт между родителями и детьми. Но для того чтобы добиться по-настоящему серьёзных результатов, в этом процессе должна принимать участие и общественность».

Свой взгляд на создание школьных комиссий высказала кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор НИУ «БелГУ» Валентина Гребнева:

«Комиссии могут быть эффективными, если в них будут работать специалисты, которые имеют право на осуществление медиации, подкреплённое специальными дипломами или удостоверениями. Эти люди должны быть компетентны прежде всего в области психологии человека и юриспруденции. Да, можно включить в комиссию специалистов и других профилей. Но, для того чтобы примирить стороны (а не заставить прийти к какому-то решению), нужно быть профессионалом. А поскольку у нас в области в достаточном количестве таких специалистов нет, следует организовать переподготовку специалистов по направлению медиации в социальной сфере на базе вузов, имеющих право на осуществление такого вида деятельности.

Большого оптимизма по поводу этого нововведения у меня нет, т. к. ни одна комиссия не может глубоко разрешать проблемы человеческих взаимоотношений. Но если хотя бы один-два конфликтных случая таким образом разрешатся – это хорошо. На первый взгляд, создание всякого рода комиссий – это всегда здорово: и денег не нужно на содержание специалистов, и красиво отчитаться можно о проделанной работе. Можно и по-другому решить проблему: ориентируясь не на разрешение конфликтов, а на устранение их причин. Но только это «по-другому» требует финансовых вложений.

Снижение качества психического здоровья современного человека, в т. ч. школьников, учителей, образование, ориентированное только на передачу знаний и отсутствие воспитательной его составляющей, убеждает нас в необходимости расширения штата школьных психологов.

По-хорошему в среднестатистической школе Белгорода должно быть минимум четыре психолога, которые будут заниматься диагностикой, профилактикой, научными исследованиями причин психологических трансформаций, а также решением конфликтных ситуаций, возникающих между детьми, учителями, родителями. И это должны быть специалисты, которые глубоко решают проблему в зародыше, а не тогда, когда она всплывёт. Ведь медиация – это работа с результатом, а нужно обратить внимание на профилактику, чтобы не только предотвратить отрицательный исход, но и не довести до него. Мы ведь не можем доверить здоровье кому угодно, так почему же психологические вопросы могут решать все? Каждый должен заниматься своим делом. А если у нас один специалист на всю школу – что он может сделать?»


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×