Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 декабря 2020,  13:13

«Как нашёл – не спрашивайте». Житель Белгорода 20 лет собирает автомобильные госномера

В коллекции Романа Пуляева – около 200 номерных знаков

«Как нашёл – не спрашивайте». Житель Белгорода 20 лет собирает автомобильные госномераРоман ПуляевФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Предметом коллекционирования может быть что угодно. Есть фалеристика – собирание значков. Есть экзотические виды собирания, например гликофилия (пакетики от порционного сахара), коноклефилия (брелоки для ключей) или брикофилия (кирпичи с клеймом).

К сожалению, у коллекционирования автомобильных номерных знаков названия попросту нет. Зато люди, которые их коллекционируют, есть. Только в Белгороде минимум три человека. В гостях у одного из них побывала «Белгородская правда».

Нашёл на улице

Первый свой знак 34-летний коренной белгородец Роман Пуляев нашёл на улице около 20 лет назад. Когда именно, уже и сам не помнит. Это был жёлтый госномер от прицепа стандарта 1958/1965 года.

«Не знаю, зачем я его взял с собой, и он у меня долго лежал, – признаётся Роман. – Толчком к серьёзному собиранию номеров послужил сериал «Агентство НЛС», который шёл в начале 2000-х. Там на одном из кадров я увидел эффектно развешанные на стене автомобильные номера. Почему‑то это запало в душу, и я начал их коллекционировать».

С этого момента 20 лет, которые коллекционирует номера, сам он делит на пассивную и активную фазы. За первое десятилетие коллекция выросла всего до 15 номерных знаков. Не было целенаправленного поиска, экспонаты попадались сами, случайно.

«А примерно в 2010 году на одном из автомобильных интернет-форумов я познакомился с коллекционером номеров – Саидом из Чечни, – вспоминает Роман. – С этого момента началась активная фаза коллекционирования. Впоследствии мы с Саидом лично познакомились».

Сколько сейчас номерных знаков в коллекции Романа, он не знает, не пересчитывал.

«Однозначно больше 100, думаю, уже в районе 200, – припоминает коллекционер. – Со временем пришло и понимание приоритетов, на которые хочется обращать внимание, чтобы собирать не всё подряд, а системно. Для сравнения: в собрании крупнейшего российского коллекционера номеров более 1 000 экспонатов, его коллекцию никто в нашей стране не превзошёл по качеству».

Знак как изюминка

Приоритетом для белгородского собирателя стал краеведческий аспект – больше всего его интересуют номерные знаки Белгородской области советского периода, а также некоторые иностранные и из бывшего СССР.

«Процентов на 90 собраны регистрационные знаки автомобилей разных штатов США, – показывает Роман Пуляев самый яркий раздел своей коллекции. – Как видите, рисовать на знаках в Америке разрешено что угодно – там ценят дизайн. Их объединяют лишь стандартизированный размер – 6 на 12 дюймов – и фабрики по изготовлению: в подавляющем большинстве случаев номерные знаки в США делают в местах лишения свободы. Поэтому там выражение «начать делать номера» значит примерно то же, что у нас «отправиться на лесоповал» или «в места не столь отдалённые».

Свои изюминки в коллекции у белгородца есть, и разные. Например, номерной знак Донецкой Народной Республики. Они появились относительно недавно и ещё не разошлись по коллекционерам в товарных количествах.

«А самый редкий иностранный знак у меня из Туркмении – там они запрещены к вывозу из страны. Грубо говоря, выехать с ним можно только на автомобиле, но на нём же нужно и вернуться. Коллекционная стоимость у них довольно высокая. Как я его нашёл в России, вы меня не спрашивайте, это секрет. Могу лишь сказать, что в Подмосковье», – признаётся Роман.

«Как нашёл – не спрашивайте». Житель Белгорода 20 лет собирает автомобильные госномера - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Среди современных российских номеров тоже есть необычные. Например, редкими среди коллекционеров считаются номера 82-го региона серий ААА и ВАА. Это Корякский автономный округ на Камчатке. Их было выдано меньше 1 500 штук. Потом Корякский АО вошёл в состав Камчатского края, и там стали выдавать номера с 41-м регионом. А в 2014 году 82-й регион присвоили Республике Крым.

Редкость сегодня представляют также номерные знаки 20-го региона. Они выдавались в Чечне во второй половине 1990-х при Аслане Масхадове, между двумя войнами. Там скопилось множество угнанных автомобилей, из‑за чего власти решили перерегистрировать весь транспорт, упразднили 20-й и присвоили Чечне 95-й регион.

Из ныне выдаваемых номеров наиболее редкие знаки с регионом 94. Это территории, находящиеся за пределами России, но в российской юрисдикции, например космодром Байконур.

 

Есть купец – нужен товар

Цель белгородского коллекционера – собрать все серии номерных знаков, которые были в Белгородской области. В идеале хотелось бы и полную историю: принадлежность знаков конкретным автомобилям и автовладельцам, но это уже нереально.

«Некоторые номера, которые выдавались у нас 70 лет назад, не сохранились даже на старых фотографиях. Но я не теряю надежды: вдруг повезёт. Вдобавок это стимул не останавливаться. Кстати, если вдруг у кого‑то что‑нибудь найдётся, я открыт к диалогу по электронной почте: roman31rus@gmail.com».

Традиционный путь пополнения коллекций – обмен. Собиратели обычно берут всё, что попадает им в руки, если не для себя, то для возможного обмена. Но в наши дни желаемые экспонаты всё чаще просто покупают.

«Собственные номерные знаки наша область получила в год своего образования – в 1954-м, – рассказывает Роман Пуляев. – Это были номера жёлтого цвета с чёрными символами стандарта 1946 года серий ОУ и ОФ. У меня есть один такой. Он сохранился, скажем так, в уставшем виде, но я его не реставрирую, чтобы не упала коллекционная стоимость».

Белгород, 1980-е Белгород, 1980-е / Фото: vk.com/belgorodika

 

Значение индексов типа ОУ, ОФ Роману неизвестно. Более понятен следующий введённый в СССР стандарт. В 1958 году госномера стали чёрными, с белыми символами. Номерные знаки для автомобилей делали обычного размера, а для мопедов совсем маленькие. За нашей областью закрепили основу БЕ с добавлением ещё какой‑либо буквы – начиная с БЕА и далее по алфавиту.

Но были исключения: известны случаи выдачи у нас на мотоциклы номеров башкирской серии БАВ, а также серии БЛА, не закреплённой ни за одним из регионов Союза. Последняя просуществовала совсем недолго. Возможно, как полагает коллекционер, из‑за её неблагозвучия.

 

Белгородский таксист, 1950-е Белгородский таксист, 1950-е / Фото: vk.com/belgorodika

Последний советский

В 1977 году появился последний советский стандарт госномеров – белый фон с чёрными символами. Их и сейчас можно нередко увидеть на дорогах области.

«Как и в предыдущем стандарте, основа белгородских номеров остаётся БЕ, но также появляются серии, которые позволяют вывозить автомобили и прицепы за пределы СССР, – объясняет Роман Пуляев. – Для легковых автомобилей это серия САО, для грузовых и автобусов – АОС, для прицепов – серия НЕ. Также появляется разделение серий для владельцев частных автомобилей (формат А 1234 БЕ) и государственных, которые в свою очередь делились на легковые и грузовые».

«Как нашёл – не спрашивайте». Житель Белгорода 20 лет собирает автомобильные госномера - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Автомобили с серией БЕА принадлежали государственным органам, БЕБ – милиции. Знаки серий БЕЛ – БЕР выдавались государственным грузовым автомобилям либо автобусам. Формат номеров государственного автотранспорта выглядел так: 1234 БЕА.

«О блатных сериях госномеров мне ничего неизвестно, – признаётся коллекционер. – В некоторых регионах были «пьяные» серии: если однажды человека лишали прав за употребление алкоголя, то потом ему на его машину вешали знаки со специальными элементами в оформлении, например одна буква была красной. Это был сигнал постовым, что водитель потенциально опасен. Но это было не везде, про Белгородскую область я таких фактов не знаю».

История выдачи советских госномеров заканчивается в 1993 году с вводом уже российского стандарта, с триколором и общими с латиницей русскими буквами для выезда за границу. Это уже наши дни. И эта эпоха ждёт своих исследователей в будущем.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×