Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 апреля 2014, 14:15
 Елена Мельникова 4750

«Белгородские известия» рассказывают о солдатах Великой Отечественной

Белгородцы, которым дорога память о фронтовиках-победителях, могут принять участие в формировании Бессмертного полка

«Белгородские известия» рассказывают о солдатах Великой Отечественной
  • Елена Мельникова
  • Статья

9 Мая в рамках проекта «Бессмертный полк» в области пройдут шествия в память о солдатах Великой Отечественной войны.

На улицы городов и сёл с портретами родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной, выйдут сотни белгородцев. Увековечить память о солдатах можно на сайте проекта. Появилась официальная страничка «Бессмертного полка Белгород» и в социальной сети «ВКонтакте». Свои истории о солдатах рассказывают и журналисты. Сегодня редактор областного детского журнала «Большая переменка» Елена Талалаева вспоминает своего деда – Петра Волошина.


Военный ветеринар Пётр Волошин

Уже четвёртый День Победы мы будем отмечать без моего деда, Петра Никитовича Волошина. Мы вновь соберёмся в маленьком дедовом домике в селе Журавлёвка, что в Белгородском районе. Вновь – и это стало традицией на много лет – приедет наша родня с Украины. Откроем альбом с фотографиями, ставшими уже семейной реликвией. Расскажем детям, кто на них изображён. Очень важно, чтобы малыши знали и помнили свои корни. И восьмилетняя Настюшка, которой было всего четыре годика, когда умер её прадедушка, вновь всплакнёт и скажет: «Мне так жалко дедушку Петю… Я так хотела бы, чтобы он жил долго-долго!» Удивительные у них сложились взаимоотношения, так часто бывает между детьми и стариками: они любили подолгу разговаривать, гулять в саду, смотреть книжки. Дай Бог, чтобы связь поколений как можно дольше сохранялась в наших семьях…

Он родился в 1919 году в деревне Хотуновка Белгородского района. Сейчас это село Красный Хутор. В семье было четверо детей – две сестры и два брата. Жили бедно, но дружно. И честно. На себе узнали, что такое коллективизация, раскулачивание, с детства приучены были к труду. В селе по-другому никак.

Старший брат Анатолий, родившийся за несколько лет до Октябрьской революции, служил в звании капитана. По рассказам родных, до войны он преподавал в одной из военных академий в Москве и некоторое время был руководителем военно-танкового училища в Харьковской области. В годы войны служил заместителем начальника политотдела одной из танковых бригад танковой армии генерала Рокоссовского. Погиб в 1943 году под Ростовом. Имя Анатолия Волошина высечено на плитах братской могилы, расположенной на хуторе Красный Ростовской области. Его жена, о которой известно лишь то, что её звали Лина, работала военным корреспондентом. Дед мой не любил о ней вспоминать, считая, что она предала память Анатолия, выйдя замуж вскоре после его гибели.

 

  • Пётр Волошин - курсант военно-фельдшерского училища.

  • Анатолий Волошин, был руководителем военно-танкового училища в Харьковской области.

А сам Пётр – тоже обычный деревенский мальчишка, закончивший простую сельскую школу (учился в Краснохуторской, а потом – в Наумовской), – в 1938 году поступил в Харьковское военно-фельдшерское училище НКВД. На ветеринарный факультет. Закончил его с хорошими и отличными оценками. Больше всего ему нравились история, математика, литература и русский язык, а вот химия давалась с трудом. Дед, обладавший врождённой грамотностью, всегда со смехом рассказывал такую историю. В первый год учёбы курсант Волошин вызывал очень большое сомнение у преподавательницы русского языка. Педагог просто не верила, что парень, приехавший из обычной русской деревни (очевидно, считала, что все деревенские пацаны должны быть невежественными и малограмотными), может писать без ошибок. Упрекала его в том, что он постоянно списывает у городских. Пыталась подловить и так, и эдак. И однажды оставила после занятий и заставила писать сложный диктант, выбрав текст с грамматическими подвохами. Он не сделал ни одной ошибки. Учительнице осталось только развести руками и ставить Волошину заслуженные пятёрки.

В училище готовили ветеринарных фельдшеров для службы в воинских частях. А какой накануне войны был главный транспорт в армии? Конечно, лошади! И потому кавалерийской подготовке уделяли много внимания. Так что, я смело могу назвать своего деда настоящим кавалеристом. С лошадьми он всегда находил контакт. Почти 60 лет именно лошадь и повозка были его главным средством передвижения – ведь деревенскому ветеринару приходилось обслуживать несколько сёл в округе!

Перед самым началом войны лейтенант военно-ветеринарной службы Пётр Волошин был направлен на работу в бригаду кавалерийских войск, расположенную в Минской области. В Белоруссии и застала его война. В 1941 году он уже был начальником ветеринарной службы 31-го отдельного батальона Западного фронта. Служил на границе. Лечил лошадей и служебных собак. Ветеринары, как и медики, всегда были на передовой. В 1941 году в бою у села Кайдаловка был ранен. За участие в боевой операции получил первую награду – орден Отечественной войны. Потом были и другие награды, но эту он ценил больше всего.

После госпиталя – вновь на передовую, уже в качестве начальника ветеринарной службы 139-го отдельного батальона. В его составе Пётр Волошин прошёл через всю Чехословакию и победу встретил в Братиславе.

Почему такие скудные сведения о его боевом прошлом? Не любил рассказывать о войне. Осенью 41-го довелось ему и ещё нескольким однополчанам попасть в окружение. Трое суток просидели в белорусских болотах, уже и не надеясь выжить. А когда добрались до своих, их взяли в оборот сотрудники НКВД. Несколько суток задавали один и тот же вопрос: «Почему вы остались живы? Немцам сдались?». Трудно, очень трудно было доказать, что просто повезло и о вражеском плене даже мысли не было. Лучше погибнуть, чем сдаться фашисту проклятому. Отпустили. Но с тех пор рассказывать о том, что происходило на фронте, Пётр Волошин старался как можно меньше. Так и получилось, что больше о военной жизни нашего деда и прадеда мы узнали не от него самого, а из книжки «Ветеринарные специалисты Белгородчины – участники Великой Отечественной войны 1941–45 годов», вышедшей в 2010 году…

 

  • Сельский ветеринар Пётр Волошин за работой, фото 60- годов.

  • Пётр и Татьяна Волошины прожили вместе более 60 лет.

Ну а после войны он вернулся на родину и стал работать сельским ветеринаром. В его участок входили несколько сёл Белгородского района: Ясные Зори, Вергилевка, Нечаевка и другие. Порой, чтобы проинспектировать дворы только в одном селе, уходил весь день. В нечаевской больнице дед и познакомился со статной красавицей-медсестрой Татьяной Кузьменко. Разговорились. Он о себе рассказал, она – о том, как в родную Вергилевку пришли немцы и стали собирать по домам молодых здоровых девушек для отправки в Германию, а мать заставила их с сёстрами вылезти в окно и бежать огородами в соседнее село. Тане к тому времени ещё и 18 лет не исполнилось… Свадьбу сыграли в 1946 году, а в 47-м родилась моя мама, Лидия.

В 1946 году Пётра и Татьяну Волошиных отправили в Журавлёвку: его – начальником Журавлёвского ветеринарного участка, её – медсестрой в фельдшерский пункт. Но поработать бабушке не удалось: у сельского доктора жена тоже была медиком и он пристроил её на бабушкино место. До самой пенсии бабушка числилась ветсанитаром на ветеринарном участке, став деду и помощницей, и крепким семейным тылом. Домик им выделили маленький и плохонький, со вросшими в землю окнами и глинобитными стенами. Жители села помогали молодой семейной паре чем могли – приносили продукты, тёплые вещи, даже постельное бельё. Свой дом построили только лет через 15. «Офис» ветучастка располагался у деда дома.

Пётр Волошин быстро завоевал уважение у односельчан: и ветеринаром был хорошим, по первому зову спешил на вызов, и человеком замечательным. Никогда никому не жаловался ни на жизнь, ни на здоровье; никогда никого не обсуждал и не осуждал, не учил жить. Обладал великолепным чувством юмора и любил, когда в доме бывали гости. Всегда принимал по стопочке за обедом, но никогда не злоупотреблял. Разве что когда за день выпадало много вызовов – каждый хозяин излеченной скотины не отпускал ветврача без заветной рюмочки… И верная лошадка всегда довозила приснувшего за поводьями ветеринара до дома.
В любви и согласии Пётр и Татьяна Волошины прожили больше 60 лет. На золотую свадьбу мы повезли их в Харьков возложить цветы к мемориалу Славы. По традиции к этому памятнику возлагали цветы молодожёны. Слёзы навернулись на глаза, когда мы увидели, как несколько стоящих в ряд женихов и невест, не сговариваясь, поклонились нашим старикам…

Работал он почти до 90 лет, пока позволяло здоровье. И умер легко – просто остановилось сердце. Хоронили всем селом – Волошин в Журавлёвке был человеком известным и уважаемым. Теперь его имя навеки в списке прошедших через войну жителей села. Список этот каждый год зачитывают на торжественном митинге у братской могилы в журавлёвском парке Победы. Здесь свято чтят память людей, которым мы обязаны жизнью.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×