«Мы готовились к этому три сезона, учились на своих ошибках. Посмотрели множество видео в Интернете, изучили мировой опыт», – рассказал Радченко.
Вадим Германович объяснил, что воплощали идею две федерации: воздухоплавания, которой руководит он, и самолётного спорта, которой управляет Владислав Александров.
«Мы решили, что это будет именно флаг, а не какая‑нибудь реклама. Флаг пошили в Белгороде силами Федерации воздухоплавательного спорта, благо всё необходимое у нас для этого есть, – подчеркнул Радченко. – Шил его Валерий Афанасьев».
Флаг изготовили из лёгкого и прочного нейлона. Полотно размером 50 x 6 м получилось не тяжелее 15 кг. Чтобы флаг в воздухе правильно развернулся, использовали специальную карбоновую стойку. Пробовали сделать её из алюминия, но полностью устроил именно высокотехнологичный углепластик.
Триколор в небо в День России поднял лётчик Федерации самолётного спорта Белгородской области Алексей Белашов. Само по себе это было непростой инженерной задачей:
«Это очень сложно! Самолёт не взлетает с самого начала с флагом. На поле ставят специальные ворота, на которые крепится петля с флагом. Эту петлю лётчик должен на бреющем полёте зацепить кошкой (специальным якорем – прим. ред.), которая летит на привязи за самолётом. Важно не зацепиться за землю и не пролететь выше. И только потом петля втаскивается в самолёт, а флаг начинает разматываться. Для всех этих операций нужно обладать мастерством пилотирования уровня «бог», ну или вроде этого. Вот Белашов у нас – именно такой лётчик!» – пояснил Радченко.
Буксировал российский флаг самолёт польского производства PZL-101 Gavron – точная копия советского Як-12М. Из всего парка белгородской Федерации самолётного спорта именно у этого борта самый мощный мотор. Но даже при этом скорость, обычно составляющая 160–180 км/ч, с флагом упала до 105 км/ч.
«При таких режимах очень важно не свалиться. Пилот прошёл по самому краю возможностей машины. Поэтому мы для себя решили, что летать с флагами будем лишь на праздничных мероприятиях: слишком велик риск, да и на таких режимах ресурс двигателя расходуется гораздо быстрее», – рассказал Вадим Радченко.
Самолёт пролетел из Томаровки над Комсомольким, Майским, микрорайоном Улитка, Сити Моллом, микрорайоном Новый-2, БГТУ им. В. Г. Шухова, музеем-диорамой, спорткомплексом Светланы Хоркиной, микрорайоном Юго-Западный 2.2, ж/д вокзалом, Монастырским лесом и вышел в район аэропорта. Лётчики поздравили коллег, пройдя над взлётно-посадочной полосой аэропорта и покачав крыльями (с разрешения диспетчера, разумеется), после чего вернулись в Томаровку. Заходя на посадку, самолёт сбросил флаг на поле, и он плавно и мягко опустился на землю, где его собрали члены федерации.
Весь полёт занял около часа. Однако и этого спортсменам показалось мало, поэтому в воздух из ботанического сада поднялся аэростат в форме сердца с 30-метровым флагом, который тоже пролетел над городом и приземлился в Новосадовом.
Вадим Кумейко