Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 октября 2019,  16:31

Как в белгородских школах вводят культурные нормативы

Об этом говорили на общественном совете при областном управлении культуры 16 октября

Как в белгородских школах вводят культурные нормативыНаталия КозловаФото: Наталия Козлова (архив)
  • Статья
  • Статья

Суть проекта в том, чтобы во внеурочное время школьники изучали различные виды искусства, в том числе посещая музеи, театры, лекции, выставки, а потом выполняли какое‑то творческое задание.

В регионе стартовал пилотный проект «Культурный норматив школьника» по окультуриванию подрастающего поколения. Всем школам Белгородской области спустили разнарядку: с 1 по 31 октября зарегистрироваться на сервисе «Яндекс.Учебник» и пройти курс вебинаров на культурную тематику. Педагоги могут скачать методические материалы и сценарии для проведения занятий. С 1 по 14 ноября пройдёт второй этап – онлайн-тестирование, чтобы узнать, как школьники усвоили культурные знания. Эта культурно-просветительская акция проходит по всей стране и называется «Культурный марафон». Как сообщили в пресс-службе «Яндекс.Учебник», в «Культурном марафоне» зарегистрировались три учителя из Белгородской области: Колошина Ирина и Светалана Гайдукова из Белгорода и Наталья Цаль-Цалко (Милишихина) из с. Беленихино Прохоровского района. 

Марафон в стенах школы

Пока для прохождения марафона не требуется обязательных походов в музеи и концертные залы, всё это будет впереди.

Курирует реализацию проекта в регионе Белгородский областной дворец детского творчества. Во всех районах есть координаторы, которые будут следить за культурным развитием школьников.

«После окончания «Культурного марафона» школы должны прислать фото- и письменные отчёты о том, сколько и где было проведено занятий», – рассказала методист дворца творчества Лариса Старкевич.

Слово «отчёты» вызвало перешёптывание среди участников общественного совета. Лариса Витальевна пояснила: тестирование после акции нужно, чтобы получить срез знаний школьников о культуре.

Кроме того, благодаря тестам, возможно, профильные вузы, принимая на культурологические специальности абитуриентов, которые в школе хорошо сдали культурные нормативы и получили бронзовые, серебряные и золотые значки (как за ГТО), добавят им дополнительные баллы к ЕГЭ.

 

Как в белгородских школах вводят культурные нормативы - Изображение Фото: скриншот страницы проекта «Культурный марафон»

Опять учителя!

В проекте «Культурный норматив школьника» запланированы экскурсии, творческие встречи, конкурсы и много чего интересного.

«Дети должны будут вести культурный дневник, записывать, куда они сходили и что увидели, свои впечатления. Это самое сложное. Пока все субъекты-«пилоты» (кроме Белгородской, ещё и Тульская, Ярославская, Пензенская, Саратовская и Новосибирская области, Татарстан, Коми, Ставропольский край – прим. ред.) выбрали электронную форму дневника, а не бумажную. Это может быть и страница школьника в соцсетях, где он может выразить свои мысли, описать впечатления», – добавила Старкевич.

Участники общественного совета обратили внимание и на такую проблему: основная нагрузка по окультуриванию школьников ложится на учителя. Многие педагоги и до начала «Культурного марафона» разработали занятия на культурные темы, но в рамках акции они должны использовать сценарии «Яндекс.Учебника». То есть делать двойную работу. Председатель общественного совета, член Общественной палаты Белгородской области Наталья Гончаренко отметила, что тема культурного норматива вызвала большой интерес у участников совета. И её обсуждение продолжат на следующих заседаниях.

Не за руку, а по зову души

«У нас со сферой образования пока нет точек соприкосновения. Педагоги действуют по плану, по методичке, а нам нужно, чтобы дети шли в учреждения культуры не по методичке, чтобы их не за руку привели, а чтобы им самим интересно было идти в музей, театр, филармонию. Это должно быть внутренней потребностью», – высказала позицию учреждений культуры замначальника управления культуры области Светлана Горбатовская.

Управление готово педагогам помочь. Специалисты разработали предложения по проведению занятий для разных возрастных категорий детей. Эти занятия должны ребят заинтересовать, чтобы в будущем у них появилась потребность и дальше знакомиться с достижениями культуры.

Для ребят с особыми образовательными нуждами устроят виртуальные экскурсии в театры и музеи. Для других школьников тоже. Хотя никто не спорит, что живое, реальное соприкосновение с шедеврами искусства невозможно сравнить с картинкой на экране. Вопрос о том, кто будет финансировать поездки детей, например, в московскую Третьяковскую галерею или питерский Эрмитаж, участники общественного совета даже не поднимали: и так понятно кто. Так что пока виртуальная доступность музеев – тоже неплохо.

 

Как в белгородских школах вводят культурные нормативы - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

«Классная тётка»

Протоиерей Олег Кобец озаботился тем, что как бы в погоне за результатами проекта не упустить главное, то, зачем всё это затевается, чтобы всё не свелось к отчётам и обязаловкам.

«Однажды в Эрмитаже я увидел такую картину: какой‑то мужчина бегал от картины к картине и что‑то писал в блокнот. Я спросил, зачем он это делает. Мне ответили: это он записывает названия картин, чтобы потом рассказать, что он видел их в Эрмитаже! Вижу, он остановился у картины «Кающаяся Магдалина» Тициана. Подошёл к нему, спросил: «Что, нравится?» Он ответил: «Да, классная тётка», – рассказал отец Олег.

Нельзя допустить, чтоб подобное случилось со школьниками.

Выставка идёт к вам!

Дети сейчас в школе перегружены, и постоянные походы в учреждения культуры будут отнимать много времени. Это вызовет немало негативных эмоций у родителей и школьников. Учителя тоже загружены – и уроками, и внеурочками, и внеклассными мероприятиями. Как окультуривать детей в таких условиях? Такие опасения высказывали многие члены общественного совета.

В управлении культуры, как оказалось, этой проблемой озаботились давно.

«Мы пробуем организовывать выездные выставки. Когда не школа идёт в выставочный зал, а выставка едет в школу. И экскурсии проводит специалист того учреждения, которое готовит выставку. Дети могут знакомиться с экспозицией прямо на переменах», – рассказала Светлана Горбатовская.

В пример она привела белгородскую гимназию № 3:

«Там работала выездная выставка Белгородского литературного музея «Повелел державный город ставить славный», посвящённая поэме Игоря Чернухина о Белгородской черте. И вот представьте: выходит экскурсовод в костюме стрельца и начинает рассказ… У детей аж дух захватывало, им было очень интересно!»

Как в белгородских школах вводят культурные нормативы - Изображение Фото: belgschool3.ru

Через несколько дней после экскурсии ребятам предложили описать свои впечатления. Оказалось, что школьники запомнили многое из того, что им рассказывали. А ведь часто бывает так: вышел после экскурсии – и всё забыл. А надо, чтобы в голове что‑то осталось. Не для норматива. А для того, чтобы расти культурно.

Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×