Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 февраля 2014, 22:14
 по материалам газеты «Белгородские известия» 3721

Мэр Белгорода Сергей Боженов дал интервью «Белгородским известиям»

Мэр Белгорода Сергей Боженов дал интервью «Белгородским известиям» Мэр Белгорода Сергей Боженов. Фото Михаила Малыхина
  • по материалам газеты «Белгородские известия»
  • Статья

Глава областного центра рассказал об опыте по созданию новых мест в детских садах, поделился рецептом решения проблем в ЖКХ и транспортном обслуживании, а также высказал своё мнение по поводу формирования в регионе солидарного общества.

Об итогах года

– Сергей Андреевич, каким, по Вашей оценке, был для Белгорода 2013 год? Удалось ли Вам как сити-менеджеру решить поставленные на прошлый год задачи?

– На мой взгляд, основным критерием оценки работы местных властей является социальный климат. Если горожанин чувствует себя в городе уютно, значит, с поставленными задачами мы справляемся. В городе нет проблем с безработицей, зафиксирован серьёзный экономический рост, повышались объёмы производства, а уровень заработной платы по итогам прошлого года вырос на 13,8 %. Инвестиции в основной капитал увеличились на 16 %.

Во время командировок я всегда обращаю внимание на то, ведутся ли в городе стройки. Если то там, то здесь видны строительные краны – значит, город жив, он растёт и развивается. В 2013 году мы сдали 212 тысяч квадратных метров жилья против 180 тысяч «квадратов» годом ранее. Конечно, до темпов 2007–2009 годов мы сейчас не дотягиваем – свободной земли в Белгороде практически нет, – но при этом на фоне большинства российских муниципалитетов выглядим более чем достойно.

– Какие события прошедшего года были наиболее значимыми?

– В минувшем году мы отметили 70-летие освобождения Белгорода от фашистских захватчиков. Событие знаковое, и потому оно как бы подстегнуло всех нас: и власть, и бизнес, и горожан – к тому, чтоб «подтягиваться» и «соответствовать». Поэтому все наши усилия были направлены на созидание и благоустройство. За последние три года обустроили и открыли три прекрасных сквера: Есенинский, Егоровский и Дружбы городов-побратимов на месте бывшего городского сада им. Гагарина. В 2013 году по старым фотографиям там восстановили фонтан, который помнят представители старшего поколения белгородцев. Да, восстановили не полностью, одну только чашу, остальное сделали заново, но тем самым мы продемонстрировали преемственность с теми традициями, которые заложили наши предшественники.

Другой пример – проект по озеленению. Мы сместили акцент от однолетних растений в сторону многолетних: во-первых, однолетники слишком дорого обходятся бюджету, а во-вторых, не создают круглогодичное дизайнерское оформление. Так, повсеместно высажен можжевельник, а на бульваре Первого Салюта появились шикарные розы. Им обеспечили автоматическое орошение и подсветку, применив самые современные технологии. Или возьмите проект «Миллион тюльпанов», который просто «взорвал» город от восторга, поднял жителям настроение. Благодаря таким проектам люди начинают понимать: умный город, удобный для жизни, – это не просто лозунг, это кредо, которое имеет конкретные очертания. А результатом является растущий социальный оптимизм, который, между прочим, фиксируют социологические опросы.

В 2013 году в Белгороде построены:

  • международный аэропорт;
  •  телерадиопередающий центр;
  •  стела «Город воинской славы»;
  • консультативно-диагностический центр детской областной больницы;
  • главный корпус областного центра по профилактике и борьбе со СПИД;
  • детский сад № 7 (возвращён);
  • храм Серафима Саровского на ул. Корочанской;
  • сквер Любви, парк «Котофей»;
  • фонтан на Аллее дружбы городов-побратимов (восстановлен);
  • новые корпуса в лагере «Сосновый бор»;
  • стадионы школы № 29, между школами 41 и 22;
  • вело-лыжная база по ул. Волчанской;
  • фитнес-центр по ул. Королёва;
  • домики в лагере «Сосновый бор»;
  • торгово-развлекательный центр «Мега-Гринн».

О демографии

– Каким образом в Белгороде решается проблема нехватки мест в детских садах?

– Приведу лишь одну цифру: создание одного места во вновь построенном детском саду обходится бюджету примерно в 1 миллион рублей. Вот и считайте: детский сад на 200 мест – это, например, 200 миллионов, которые нужно где-то взять. Но мы нашли управленческое решение и смогли создать только в прошлом году 225 мест, потратив на это дело в несколько раз меньше.

– Как это получилось?

– Во-первых, мы стали использовать свободные школьные площади. Формула проста: младшие группы остаются в детских садах, а старшие – переводим в школы. Это уже позволило снизить остроту проблемы. Во-вторых, возвращён после капитального ремонта детский сад № 7 на улице Шершнёва, который до этого не использовался по назначению, а здание находилось в удручающем состоянии.

Для нас это чрезвычайно важно, потому что именно демография является показателем успеха той или иной территории. А её можно улучшить только тремя способами: первый – повысить рождаемость, второй – увеличить продолжительность жизни, третий – обеспечить миграционный прирост за счёт инвестиционной привлекательности и социальной инфраструктуры территории. И мы работаем по всем трём направлениям. 

В прошлом году в Белгороде, как и в предыдущие пять лет, зафиксирован естественный прирост населения: родилось на 94 ребёнка больше, чем в 2012-м, – и это притом что мы как раз ожидали новой демографической ямы, поскольку поколение нынешних родителей – тех, кто родился в период распада СССР и формирования новой России, – относительно немногочисленно.

– Почему же спада не случилось?

– Потому что белгородцы не боятся заводить второго и третьего ребёнка. Раньше это было исключением, сейчас стало почти правилом, 40 % – вторые и третьи дети в белгородских семьях. Если молодая семья решается на такое, разве это не показатель того, что люди более уверенно смотрят в завтрашний день?

В Белгороде в 2013 году отремонтированы:

  • 12 дворовых территорий;
  • областная научная библиотека;
  • южная трибуна стадиона «Салют»;
  • улицы К. Заслонова, Кн. Волковой, Пирогова (от ул. Щорса до ул. Лермонтова);
  • проезд между ул. Рабочей и Коммунальной;
  • лицей № 10, школа № 39;
  • бульвар 1 Салюта;
  • Дворец детского творчества;
  • ДК «Сокол»;
  • благоустроен мкн «Восточный».

О ЖКХ

– Горожане отмечают, что одной из основных проблем города остаётся неудовлетворительное состоянии жилищно-коммунального хозяйства.

– Согласен. И это проблема не чисто белгородская, это проблема всей нашей страны. В Белгороде, как и в других российских городах, достаточно высокий процент износа жилого фонда. Главная проблема ЖКХ состоит вовсе не в нехватке средств, а в отсутствии эффективного управления в данной сфере.

Раньше де-юре хозяином жилого фонда была муниципальная власть, которая держала РЭУ на плаву, имела возможность назначать и снимать директоров, вкладывать в коммунальное хозяйство бюджетные деньги. С момента приватизации хозяевами квартир стали сами горожане. Они стали ими де-юре, но не де-факто. И если молодое поколение, которое приобретает квартиры в новых домах, ощущает себя собственником, то человек, сформировавшийся в советский период, зачастую не готов ощущать себя собственником ни экономически, ни ментально.

Я очень часто задаю людям вопрос: что делает житель частного дома, если у него ломается калитка? Правильно, ремонтирует её сам, зовёт на помощь соседа либо нанимает мастера и платит ему деньги. А когда ломается замок в многоквартирном доме, его жилец звонит в администрацию и требует принять меры. Когда крыша течёт в индивидуальном, частном доме, её латает владелец. В многоквартирном, тоже частном, доме владельцы чаще всего не могут договориться: жители верхних этажей бьют тревогу, жители нижних этажей категорически не хотят скидываться (потому что у них-то потолки не текут), и все вместе дружно ругают власть, которая вообще-то собственником этого жилья не является.

– Разве решение этих проблем не должны брать на себя управляющие компании?

– Вторая проблема ЖКХ как раз и состоит в том, что хозяин передал свои права управляющей компании. Как работает управляющая компания? Допустим, вам нужно заменить протекающий кран в частном доме. Для этого вы вызываете сантехника, который устраняет течь и ставит новый кран, а вы платите ему за эту работу. А как обстоят дела в домах многоквартирных? Вы оплачиваете некие коммунальные услуги как бы авансом, хотя никакой сантехник к вам ещё не приходил и неизвестно, придёт ли вообще. То есть в ряде случаев работники управляющей компании получают свои деньги не за то, что они делают, а за то, что выходят на работу.

– Где же решение?

– На мой взгляд, нужно идти по пути создания товариществ собственников жилья по аналогии с тем, как у нас в своё время создавались кооперативные дома. ТСЖ будут решать, какие услуги им нужны: сломался лифт – вызвали лифтёра, проблемы с крышей – пригласили бригаду, которая заменит кровлю. В этом случае управляющие компании превратятся в сервисные. Между ними возникнет реальная конкуренция, появится стимул работать. И люди увидят, как и на что тратятся деньги.

Такие ТСЖ удобнее всего создавать на несколько компактно размещённых домов приблизительно одного года постройки с общей дворовой территорией, которую будет легче обсуживать. В противном случае возникает ситуация, когда жители новых домов платят за ремонт кровли в старых домах. Отсюда конфликты, непонимание, недовольство. К слову, люди должны понять, что создание фондов капитального ремонта – единственное спасение собственника квартир. Потому что иначе через 20–30 лет он просто не сможет передать свою собственность детям – её просто не станет.

В 2014 году в Белгороде запланированы:

  • капитальный ремонт помещения для филиала детской поликлиники № 2 по ул. Ватутина;
  • реконструкция футбольного поля СОШ № 47;
  • капитальный ремонт ул. Мичурина (от ул. Студенческой до ул. Чичерина);
  • капитальный ремонт Гражданского пр-та (от ул. Попова до ул. Вокзальной);
  • ремонт ул. Речной;
  • благоустройство перекрёстков по ул. Попова;
  • ремонт 3 участковых пунктов полиции;
  • культурно-развлекательный комплекс по ул. Донецкой;
  • обустройство Архиерейской рощи;
  • реализация проекта «Белгородская остановка»

О транспорте

– В Белгороде больше нет «Газелей», стремительно сокращается число пазиков. С чем связан такой подход?

– В первую очередь – с соображениями безопасности. К сожалению, было много трагических случаев с маршрутками в других городах России. Мы задумались: а как они вообще на линию выходят? Проходят ли техосмотр вовремя? Проводится ли должным образом медицинский осмотр водителей перед выходом на линию? Отсутствие должного регулирования привело к засилью микроавтобусов, настоящим гонкам между конкурирующими «газельками» в часы пик. Эти вопросы задала себе ещё команда предыдущего мэра Василия Потрясаева, в которой я работал.

Мы сделали ставку на приобретение новых автобусов – вместительных, экологичных, экономичных и комфортных. С помощью губернатора получили субсидии из средств федеральной целевой программы. Приобрели троллейбусы, автобусы на газовом топливе. Согласитесь, есть разница, когда в час пик по улице шныряют 5–7 «Зазелей» или едет один вместительный автобус?

– Да, но многие горожане сетуют, что теперь им приходится подолгу ждать своего автобуса на остановке…

– Любое дело требует профессионализма, и перевозка пассажиров тут не исключение. Во всём мире считается нормальной ситуация, когда нужный автобус ходит по маршруту каждые 15 минут. А чтобы человек не стоял эти четверть часа на остановке, должно быть чёткое расписание, как в тех же европейских странах, где общественный транспорт приходит на остановку минута в минуту. Нам ещё предстоит этого добиться. Но уже сегодня, по данным соцопроса, 68 % горожан довольны транспортным обслуживанием.

– Можно ли добиться таких результатов при нынешнем состоянии городского трафика?

– Вы правы. Автобус ждут долго не потому, что автобусов нет, а потому, что они стоят в пробках. Универсального решения этой проблемы не существует. Мы не можем позволить себе выделение отдельной полосы для общественного транспорта – у нас нет таких бюджетов и таких широких дорог, как в Москве. Но мы можем задуматься об альтернативных видах транспорта. Есть проект по строительству канатной дороги между Харьковской горой и городским центром. Стоимость такого проекта – до 500 миллионов рублей. Для сравнения: примерно в ту же сумму обошлось приобретение новых автобусов. То есть цифры соизмеримые и реальные.

– Говоря об альтернативных видах транспорта, не стоит забывать и о велосипедистах.

– Мы и не забываем. Хотя велосипед ещё не стал культом для значительного числа горожан, мы движемся в этом направлении. К 5 августа построим велодорожку длиной 7 км от стадиона до аэропорта. Сделаем прокат велосипедов: в одной точке получил железного коня, в другой – сдал.

Нельзя и забывать о том, что в ряде случаев мы можем просто ходить пешком. Не так давно к нам приезжал один голландский архитектор, который раскритиковал нас за то, что мы всюду возили его на машине: из гостиницы – в администрацию, из администрации – обедать в ресторан. У вас неправильно расставлены приоритеты, сказал он нам. У вас в одном месте огромная гостиница, в другом – огромный ресторан. Чтобы добраться, нужно садиться в машину. А в Голландии бы везде дошли пешком, потому что там много маленьких отелей и много небольших ресторанчиков.

– Готовы ли сами горожане отказаться от автомобиля?

– Сложно сказать. В 33 года мне, тогдашнему заместителю директора завода, удалось купить «Запорожец». Чтобы поехать на нём в субботу на дачу, я через весь город ехал до гаража на общественном транспорте, а уже затем забирал домочадцев. А кто сегодня держит машину в гараже? Каждый считает, что она должна стоять возле подъезда. У нас в городе – 124 тысячи автомобилей. Кто создал эту проблему – власть или мы все вместе? Таков наш образ жизни, наши подходы, наш менталитет. И преодолеть эту проблему мы можем только все вместе, на основе тех технологий, по которым живёт солидарное общество.

В 2013 году в  Белгороде:

  • на 11,8 % снизилась общая заболеваемость;
  • на 3 % снизились случаи заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • не зафиксировано заболеваний корью, эпидпаротитом, дефтерией, полиомиелитом, столбняком;
  • приобретён цифровой малодозный флюорограф для детской поликлиники № 4.

О краудсорсинге

– Сергей Андреевич, в последнее время городские власти всё чаще в своей работе используют технологии краудсорсинга. Насколько это перспективно?

– Ещё в 2011 году в рамках проекта «Белгородская тысяча» мы спросили горожан, чего они хотят. Большинство проголосовало за то, чтобы мы вложили бюджетные деньги на латание ямок возле подъездов. И мы выполнили своё обещание, потратив на это около 300 миллионов. Другое дело, что эту работу красиво трудно предъявить, в отличие от других предлагавшихся вариантов вроде Ледового дворца.

Теперь мы пошли дальше, поняв, что городу нужно профессиональное общественное обсуждение особо значимых для Белгорода проектов и решений. Ряд форумов, дискуссии на заседаниях Советов территорий привели к тому, что сейчас в Белгороде формируется Городское земское собрание – экспертный орган, включающий представителей всех социально-профессиональных и возрастных групп.

– Следите ли Вы за разделом «Чёрный список» на сайте «Народная экспертиза» и существует ли в администрации какой-то алгоритм действий по реакции на сообщения в нём?

– В ежедневном режиме. Я начинаю свой рабочий день с финансового доклада. Сразу после него – ситуационный обзор, в рамках которого коллеги докладывают мне в том числе и о проблемных точках из средств массовой информации, социальных сетей и «Чёрного списка». Тут же следуют поручения, и ни одно из обращений не остаётся без рассмотрения. Реагируем оперативно и чётко.

            В 2013 году в Белгороде:

  • введено 206 тыс. кв.м. (в 2012 году 181 тыс. кв. м.);
  • предоставлено 76 жилых помещений: малоимущим семьям (7), семьям, родившим тройню (3),- детям-сиротам (14), военнослужащим (52);
  • улучшены жилищные условия 32 ветеранов ВОВ;
  • 24 семьям с детьми-инвалидами, состоящим на учёте, выделены субсидии на улучшение жилищных условий;
  • выдано 20 сертификатов чернобыльцам и 23 – вынужденным переселенцам.

О солидарном обществе

– Вы верите в создание солидарного общества?

– Если мы не создадим социальную корпорацию, как я называю эту задачу с коллегами и учёными, мы не решим наши проблемы. В своё время самому термину «город» точное определение дал Аристотель: это единство непохожих. Если все мы: власть, общество, бизнес и население – будем едины в желании жить лучше, то мы решим наши проблемы. Тот, кто думает, что проблемы решит власть, глубоко заблуждается. Власть не способна уследить за каждым, кто перекрывает проезд во двор для машины скорой помощи. Важно солидарное участие каждого из горожан.

– Как Вы считаете, эстафета олимпийского огня 17 января стала свидетельством формирования солидарно общества?

– Часто слышу мнение: зачем нам нужна Олимпиада, потратили кучу денег… Но мало кто задумывается над тем, что Олимпиада – это не только спортивный и не столько имиджевый проект. Это проект экономический. Когда в экономике сложная ситуация, деньги нужно не прятать под матрас, где они просто обесценятся, – их надо вкладывать в развитие. Один строитель олимпийских объектов тянет за собой целый ряд других отраслей. Кто-то производит цемент, кто-то строит дорогу для его доставки, кто-то везёт песок, где-то делают краны, чтобы на них тоже работали люди, – и так далее.
Но самое главное. Наша страна нуждалась в проекте, который показал бы две вещи: первое – что мы в состоянии реализовывать крупные проекты международного уровня, второе – что мы в состоянии найти позитивную идею, способную объединить разрозненную нацию. И те 160 тысяч белгородцев, которые вышли поприветствовать факелоносцев 17 января, – свидетельство правильности такого подхода.

– Спасибо за интервью!


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×