Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 января 2016, 12:01
 Ольга Бондарева 3053

Парень из Устюжны

Родные воина, погибшего в 1943 году на Белгородской земле, нашлись в Вологодской области

Парень из Устюжны Печная задвижка с именами погибших военных. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Бондарева
  • Статья

В ноябре «Белгородские известия» рассказали о том, как наш земляк Анатолий Антонюк нашёл на своём огороде в селе Шопино Яковлевского района металлическую табличку с 14 выбитыми именами погибших воинов.

По документам сайта «Мемориал» это солдаты 57-го гвардейского истребительного противотанкового дивизиона, погибшие под Шопино с 19 по 29 марта 1943 года. Журналисты издания обратились ко всем, кто мог бы помочь в поисках родственников погибших, а также направили запросы в различные инстанции по месту их призыва.

И вот на днях пришёл ответ из администрации города Устюжна Вологодской области, где жил один из павших воинов – Александр Степанович Малков.

Ему было 20 лет

О Малкове было известно лишь то, что родился он в 1923 году, жил в Устюжне на улице Мойсеевка (так в списке на сайте «Мемориал», а на самом деле улица Моисеева) в доме № 42. Имел воинское звание «гвардии красноармеец», был наводчиком противотанкового орудия.

На сайте «Подвиг народа» опубликован приказ войскам Воронежского фронта от 27 марта 1943 года о награждении Александра Малкова орденом Красного Знамени (по удивительному совпадению подписанный полковником по фамилии Антонюк). В наградном листе сказано, что во время отражения танковой атаки 20 марта устюжанин подбил тяжёлый танк, бронемашину и пал смертью храбрых. Ему было всего 20 лет.

Хорошо рисовал

Разыскать родственников Малкова, которые могли бы рассказать о герое больше, нам помогли сотрудники устюжанской администрации и коллеги из районной газеты «Вперёд». От журналистов мы получили координаты и фото двоюродной сестры Александра Малкова – Альбины Шентяковой.

Альбина Александровна рассказала, что брат был незаурядным человеком. По её словам, отец Александра – Степан Малков – умер ещё до войны. И его мама – Мария Николаевна, добрая, хорошая женщина, – вышла замуж за вдовца Андрея Караваева, у которого было своих четверо детей. Большая семья воссоединилась в доме Малковых – он был покрепче и побольше. Дом этот цел и доныне – принадлежит правнучке Андрея Караваева – Елене Гомеш, которая живёт в Мурманске и приезжает в Устюжну на лето.

Александр, как и многие в его роду, хорошо рисовал. В семье сохранилось несколько написанных им картин. Это типичные северные пейзажи с лесами, закатами и речками.

«Я помню, что Саша был красивым парнем, черноволосым, невысоким, крепким. Он дружил с моим папой, который приходился его отцу младшим братом», – вспоминает Альбина Шентякова.

Альбина Шентякова: «Эту картину перед войной нарисовал мой брат Александр».
Альбина Шентякова: «Эту картину перед войной нарисовал мой брат Александр».
Фото предоставлено редакцией газеты «Вперёд»

Не дождалась

Известие о гибели сына мать не получила. Александр числился пропавшим без вести. И Мария Николаевна до последнего ждала и верила, что он вернётся, писала во все инстанции письма, чтобы узнать хоть что-то о его судьбе. Но ушла из жизни, так и не узнав правды о своём сыне-герое. Для остальных же родственников Малкова известие о находке в Шопино стало настоящим шоком.

«Когда пришло осознание происходящего, то стали всплывать различные воспоминания. Конечно, это всё очень встревожило душу и разбередило прошлое. С того самого дня я постоянно в мыслях, постоянно думаю об этом важном для нашей семьи событии. И часто плачу: жалко, что такой молодой и талантливый юноша погиб на войне. А как бы могла сложиться его судьба? Может быть, он стал бы известным художником… Горжусь, что мой брат награждён орденом Красного Знамени», – поделилась ещё одна двоюродная сестра Малкова – Людмила Рыскова.

Альбина Шентякова рассказала нам, что она надеется получить из Шопино, с места гибели брата, землю.

«Я подсыплю её в могилу Сашиного папы. Наконец-то сын и отец будут вместе», – так она видит свой родственный долг.

Начало большой работы

Оказалось, что история с шопинской табличкой положила начало большой работе инициаторов поиска.

«По сведениям военкомата, в братской могиле № 24 села Терновка Яковлевского района захоронено 472 человека, погибших в этом районе в 1941–1945 годах. Если сверять высеченные на ней имена со сведениями сайта «Мемориал», то в списке отсутствует 108 имён солдат, погибших под Шопино в феврале – августе 1943 года. Среди 108 человек выделены имена 12 танкистов 586-го танкового батальона 219-й танковой бригады, погибших 3 августа 1943 года. По моим сведениям, они нигде не увековечены», – рассказала поисковая соратница Анатолия Антонюка – белгородка Людмила Мирошникова, подчеркнув, что для раскрытия всех загадок нужны большие усилия.

Конечно, двум пенсионерам и нескольким журналистам такую работу не потянуть. Поэтому вновь обращаемся за помощью ко всем, кто располагает возможностями и желанием восстановить справедливость в отношении неизвестных героев войны, погибших в нашем регионе. И пример с Александром Малковым подтверждает, насколько это важное и нужное для всех нас дело.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×