Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 ноября 2014, 16:36
 Ирина Дудка 2969

Не платить налоги – непрестижно

О налоговой культуре белгородцев и поиске скрытых доходов

Не платить налоги – непрестижно Начальник УФНС по Белгородской области Игорь Понкратов
  • Ирина Дудка
  • Статья

Сегодня в День налоговой службы руководитель УФНС по Белгородской области Игорь Понкратов рассказывает о том, ждать ли белгородскому малому бизнесу новых сборов и где налоговики видят источники пополнения бюджета.

– Игорь Николаевич, с чем подошли к концу года налоговики?

– По итогам девяти месяцев в бюджеты всех уровней поступило 45,6 млрд рублей, это 104 % к уровню прошлого года. Если говорить о поступлениях в разрезе налогов, то положительная динамика поступлений наблюдается по всем основным видам налогов: НДС – на 11,1 %, налог на прибыль организаций – на 2,9 %, по акцизам на алкоголь – в 1,4 раза, по НДФЛ – на 10,1 %.

Имущественных налогов поступило на 394 млн руб. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Есть определённый позитив и по поступлениям в областной бюджет, хотя обстановка-то тяжелейшая. За январь–сентябрь поступило 28,7 млрд рублей, и это на 1,9 млрд руб. больше, чем за такой же период 2013 года.

Сейчас у налогоплательщиков принято уточнять свои налоговые обязательства: они самостоятельно оценивают свои риски, попадают ли под критерии выездной налоговой проверки, и предпочитают подать уточнённую декларацию и доплатить в бюджет, чтобы потом не платить штрафы, пени, не участвовать в судебных тяжбах и т. д. Это тренд, модный не только у нас, но и по всей России.

– Чем обусловлен рост налоговых поступлений в непростых экономических условиях?

– Например, долгое время наши сельхозхолдинги НДС не платили, они завозили оборудование, строили цеха и только получали возмещение по НДС. Уже второй год у них идёт полноценное производство и возмещение НДС практически сходит на нет. Холдинги начали работать и платить. Также показывает рост строительная индустрия, переработка и сельское хозяйство – те, кто находится на общей системе налогообложения.

По НДФЛ рост связан не только с ростом оплаты труда, а еще всё-таки и с нашими усилиями, которые мы прилагаем, чтобы искать дополнительные источники. Боремся с зарплатой в конвертах, возможными схемами ухода от НДФЛ. Разработано очень много направлений и «дорожных карт» по изысканию дополнительных источников. Резервы есть большие, но и усилия надо прилагать немалые, и не только нам, а всем.

– Тут нельзя не сказать о налоговой культуре граждан. Как Вы оцениваете её уровень?

– Если сравнивать с тем, что было лет десять назад и сейчас, то разница, конечно, огромна. Тогда было модно не платить налоги, сейчас не платить налоги – непрестижно и чревато серьёзными последствиями: неплательщика могут не только оштрафовать, но и осудить.

Растёт налоговая осведомлённость, информированность. Понятие культуры очень деликатное, но, наверное, и она растёт. Для повышения налоговой культуры мы проводим уроки налоговой грамотности в школах, колледжах, вузах, чтобы с детства прививать понятие о том, что платить налоги необходимо. Стараемся по максимуму упростить этот процесс.

Развиваем сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Когда мы начинали эту работу два года назад, у нас было зарегистрировано 3–4 тыс. человек, а сейчас уже более 120 тыс., и 15 млн рублей по имущественным налогам поступили онлайн из «Личных кабинетов».

– Какая ситуация складывается с взысканием задолженности?

– Совокупная задолженность по региону снизилась к началу года на 2 %, это 93 млн рублей. Казалось бы, 2 %, но это стоит больших усилий. Самое главное – не допустить роста, поскольку наступают сроки уплаты текущих платежей и неуплаченные вовремя налоги образуют новую задолженность. Поэтому нам надо сделать так, чтобы и по ним заплатили, и чтобы задолженность, которая пошла к судебным приставам и в суды, была погашена.

Вот например, 5 ноября истёк срок уплаты имущественных налогов. Естественно, задолженность по ним выросла, потому что не все граждане исполнили свою обязанность и уплатили. Перед нами стоит задача до нового года максимально её снизить. На конец ноября по транспортному налогу поступило уже 200 млн из планируемых 220 млн. Те, кто не успел по срокам, стараются уплатить сейчас, потому что следующий этап – требования от налоговой, повестка в суд. Кому это надо?

– А много дел доходит до суда?

– За девять месяцев в судах с участием налоговых органов рассмотрено 17,7 тыс. дел, из них 99,7 % – в пользу налоговых органов. Сумма требований, оспариваемая в судах, составила 462 млн рублей.

– Не говорят ли эти цифры о том, что если уж дело дошло до суда, то с налоговой спорить бесполезно?

– Львиная доля этих дел – наши иски к неплательщикам. Если по предпринимателям или юрлицам документы идут к приставам, то по физлицам мы можем взыскивать только через суд. И поскольку правота на нашей стороне, то и статистика решений такая. Бывает, что и налогоплательщики подают на нас, и тут статистика не всегда в нашу пользу. Но мы также не заинтересованы доводить дело до суда. Для этого у нас действует порядок досудебного урегулирования налоговых споров, чтобы плательщик мог решить свой вопрос в вышестоящем налоговом органе на уровне управления. И тут тоже есть некоторая положительная динамика: количество оспариваемых налоговых актов и жалоб меньше, нежели было в прошлом году.

– Не могу не спросить про новые инициативы относительно сборов с малого бизнеса. Внесите ясность – для белгородских предпринимателей есть риск новых платежей?

– Было предложено ввести базовые ставки муниципальных сборов по 23 видам деятельности в городах федерального значения. Инициатива только обсуждается, ещё ничего не принято, и, скорее всего, это затронет крупные города, а может быть, коснётся только Москвы. Идеология такая, что много социальных программ передано на уровень регионов, и чтобы их выполнять, естественно, нужны источники. Малый бизнес изначально формировал налоговую базу регионов, и идея заключается в том, чтобы, не кошмаря его, увеличить налоговую нагрузку. Пока законодатель балансирует на этой грани.

Но так не бывает: либо налоговая нагрузка всё равно увеличится за счёт введения какого-то патента или каких-то вменённых платежей, либо откажутся от данной инициативы. Тут ведь надо очень грамотно подходить к вопросу, эти новшества ни для каждого субъекта будут применены и приемлемы. У нас это не рассматривается.

– А какие инициативы рассматриваются у нас в регионе?

– Есть определённые инициативы, которые вынесены на уровень Совета Федерации. Они касаются налогообложения сельхозтоваропроизводителей по налогу на прибыль и введения патентной системы для тех, кто вообще никак ничем не охвачен, кто нигде не работает, но как-то живёт.

– Речь о так называемых свободных художниках?

– Зачастую они делают такие покупки, что легальному человеку они не по карману. У нас в области на патенте около 1 000 человек, но тех, кто мог бы там быть – гораздо больше. Допустим, те, кто сдаёт жильё. Заплатил, условно говоря, 10 тыс. в год, получил патент и сдавай кому хочешь и за сколько хочешь, и никто не будет ходить и проверять. Так было бы проще, но надо выходить с инициативой в высшие органы власти, чтобы они дали такое право регионам, а мы бы уже вводили.

Пока же существует общий порядок: нужно найти квартиросдатчика, привести, заставить заполнить декларацию, в которой он, естественно, укажет, что берёт с арендаторов по 2 тыс. рублей, и он заплатит  мизерную сумму налога. Это тоже неверно.

– Ситуация со сдачей жилья привлекла большое внимание в последнее время. Расскажите, как находите тех, кто квартиры сдаёт, а платить налоги не хочет.

– Управляющие компании сообщают, вузы дают информацию об иногородних студентах, которые не проживают в общежитиях. Адреса нам, конечно, никто не даёт, и наша задача – их найти. Привлекаем участковых, хотя это не совсем их вопрос. Должен быть документ, а не просто слова, на основании которого мы можем доказать, что человек сдаёт квартиру. Конечно, можно сказать, что в квартире живут родственники, но если квартиросъёмщики написали полицейскому заявление, что они тут живут и платят деньги, то тому, кто сдаёт, уже деваться некуда. Это довольно большая прослойка налогоплательщиков. По нашим скромным подсчётам 50 млн рублей можно получать. В основном это, конечно же, Белгород и Старый Оскол, по области масштаб явления не такой. Этот процесс у нас уже налажен, есть конкретный план действий, есть люди, которых уже выявили. Так что мой совет таков: лучше прийти самим задекларировать доход и уплатить налоги. Тому, кто не заплатит, грозит штраф 20 % от суммы неуплаченного налога.

В конце беседы я хотел бы пожелать успехов нашим сотрудникам в таком непростом деле. Дай Бог, чтобы терпение, стойкость и верность профессии не покидали этих людей.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×