Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 сентября 2016, 14:45
 3005

В органном зале Белгорода открыли шестой концертный сезон

В органном зале Белгорода открыли шестой концертный сезон Тимур Халиуллин. Фото Владимира Юрченко
  • Новость

Концерт-открытие прозвучал 15 сентября. Органист Тимур Халиуллин подарил слушателям премьеры в том числе и собственного сочинения, удивительный диалог органа и хора и неожиданно для всех перевоплотился в пианиста.

Уходя на каникулы после юбилейного, пятого сезона в органном зале, поклонники инструмента обещали скучать. И вот первый концерт нового сезона – и закономерный аншлаг в зале, к слову преобразившемся. Его сцену украсил рояль – элегантный чёрный August Förster, что позволит дополнять концертные программы сочетанием двух инструментов. Кроме этого, с этой осени все камерные концерты, ранее звучавшие в малом зале филармонии, перенесут в органный.
Раздумывая над программой нового сезона, Тимур Халиуллин учёл все эти события.

«Я стараюсь на каждое открытие сезона, благо есть время, подготовить более сложную и интересную программу, музыку непростую с первого взгляда для восприятия: сложные фуги, концерты, прелюдии. Здесь музыка не развлекательного характера, как иногда бывает на моих концертах, а очень тяжёлая, драматичная, глубокая, яркая… Мечтал бы оказаться на месте слушателей, чтобы насладиться спокойной музыкой, но буду её творить и волноваться за каждый звук, за каждую эмоцию», – охарактеризовал музыкант концерт-открытие.

Первым подарком для слушателей стала музыка Баха – прелюдия и фуга до мажор, музыка чистая. За ней новое, ранее не слышанное белгородской публикой имя – французский органист Эжен Жигу, знаменитый своими учениками: Леоном Боэльманом, Габриэлем Форе и Альбером Русселем, – и его токката си минор как образец французского звучания органа.

Своего часа дождалась токката для педали соло авторства Тимура Халиуллина – первое опубликованное сочинение органиста. Токката – это один из результатов работы Тимура над магистерской диссертацией, защищённой в Санкт-Петербургском государственном университете. Тема – «Педальное соло как специфическое средство выразительности в органной музыке».

«Мне интересно исполнительство ногами, репертуар, который не задействует руки для игры. Мне хотелось в этом сочинении собрать все возможные техники и приёмы игры ногами на педальной клавиатуре. Я анализировал зарождение самой педали, как она развивалась от эпохи к эпохе, и заключением всей моей работы была эта пьеса», – рассказал органист.

  • Владимир Исаев.

  • Тимур исполняет токкату для педали соло.

Отметили открытие и арией Вадима Бибергана – непривычным для этого зала сочетанием органа и рояля. Место за ним занял солист филармонии, лауреат международных конкурсов Владимир Исаев. Дополнил компанию Сергей Коваленко (ударные).

Ещё одно новое сочетание – камерного хора (руководитель Елена Алексеева) и органа – подарили слушателям в трёх частях кантаты «Москва» Чайковского. Специально для премьеры Тимур Халиуллин переложил для органа оркестровую партию. Сольные партии исполнили Народный артист РФ Евгений Григорьев и Галина Зольникова.

Второе отделение – сплошные премьеры и ещё один сюрприз. Впервые за шесть лет в Белгороде органист предстал в амплуа пианиста, исполнив этюд № 8 «Дикая охота» Ференца Листа. Элегантно и эффектно – так можно охарактеризовать его исполнительскую манеру. С последним аккордом – шквал аплодисментов. Вслед за этим – дуэт органа и рояля в прелюдии, фуге и вариации си минор Сезара Франка.

А в финале вечера на сцене появилась Наталья Боровик и музыканты её камерного оркестра Mezzo Music. Каждый год перед открытием сезона Тимур и Наталья ищут необычные совместные звучания органа и оркестра. В этот раз совместной музыкой открытия стала сюита для органа с оркестром соль мажор итальянца Отторино Респиги. Мощный, энергичный финал первого концерта сезона в их исполнении ещё раз убедил слушателей: откровениям и удивлениям в сезоне – быть.

И самое главное – несмотря на то что концертный сезон по счёту шестой, в декабре белгородский орган отпразднует своё пятилетие. И тут день рождения органа (отмечают его по традиции 15 и 16 декабря) совпал с 50-летним юбилеем Белгородской государственной филармонии, а это значит, что торжества любителей музыки ждут грандиозные.

Оксана Придворева


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×