Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2016, 17:21
 Анна Кущенко, Анна Морозова 4486

По следам братьев Люмьер

В Белгороде прошла самая кинематографичная «Ночь музеев»

По следам братьев Люмьер Фото Владимира Юрченко
  • Анна Кущенко, Анна Морозова
  • Статья

Несколько лет назад «Ночь музеев» была чем-то новым и непривычным. Теперь это уже своего рода традиция, в рамках которой музейные работники заманивают посетителей всевозможными интерактивными программами. На этот раз они так или иначе обыгрывали тему синематографа: как-никак, на дворе – Год российского кино.

Сам себе режиссёр

Белгородский историко-краеведческий музей в этот вечер превратился в филиал Всероссийского института кинематографии имени С. А. Герасимова. Гости, желающие постичь азы киноискусства, могли поступить на один из факультетов. Нам предложили попробовать себя в качестве начинающего режиссёра. Дело нехитрое: получаем карту с обозначением всех интерактивных площадок, которые необходимо посетить, и отправляемся в путешествие по музею.

Режиссёр утверждает актёров на главные роли. Поэтому на первой остановке нам предложили поучаствовать в викторине о советских актёрах. Тянем билетик. «Какая актриса сыграла роль Аксиньи в фильме «Тихий Дон» 1957 года? Эта роль досталась Элине Быстрицкой, хотя сыграть её очень мечтала казачка Нонна Мордюкова.

Следующая остановка – викторина с вопросами о знаменитых режиссёрах. Если собственные знания недостаточны – ищите ответ в экспозиции. Наш вопрос касается Бориса Равенских. Этот известный театральный режиссёр провёл свою школьную юность в Старом Осколе. В 1953 году вышла киноверсия одного из самых успешных его спектаклей «Свадьба с приданым», которого и касался наш вопрос. Ответили? Идём дальше!

В звуколаборатории полным ходом идёт озвучка фильма. «С помощью чего создают звук хрустящего под ногами снега?» – спрашивают нас. Не знаете? Тогда попробуйте создать звук сами. На столе – деревянные дощечки, половинки скорлупы кокоса, пакет, тарелка с горохом и мешочек с крахмалом. Как выясняется, крахмал подходит лучше всего. Сжимаешь плотно набитый мешочек в руках, и он действительно издаёт звук хрустящего снега. Ну а скорлупа кокоса для чего? Оказывается, если взять в руки половинки скорлупы и постучать ими друг о друга, услышишь всамделишный цокот конских копыт.

Выпускной экзамен проходит в костюмерной. Задача – найти ошибку в костюме гусара. Та-ак, посмотрим. Высокий головной убор – кивер – точно гусарский. По фильмам узнаём узкие штаны, отделанные шнуром, – чакчиры. К месту и гусарская куртка – доломан. А вот рубашка явно из другой эпохи – советской. С выпускным экзаменом мы справились и получили небольшой сувенир от музея.

  • В историко-краеведческом музее.

  • В историко-краеведческом музее.

  • В историко-краеведческом музее.

  • В историко-краеведческом музее.

За семью печатями

Следующая остановка – художественный музей. Пенсионеры, семьи с детьми, студенты изучают выставки: вход сегодня бесплатный. За небольшую дополнительную плату можно отправиться в арт-поход, пройти музейный квест, посетить мастер-классы или узнать будущее в шуточном гадании по произведениям искусства.

А если хотите – можно прогуляться по фондохранилищу. Такая возможность выпадает раз в год, поэтому желающих предостаточно. Пройдя несколько рубежей охраны, оказываемся перед огромной опечатанной дверью (из‑за больших размеров некоторых живописных полотен). Хранитель отключает сигнализацию. В руках у неё – опечатанный мешочек с ключами. Больше таких ключей нет ни у кого.

Живописные полотна в хранилище висят на специальных сетках, которые можно передвигать, дабы пройти в нужный ряд и найти необходимую работу. Каждой присвоен учётный номер. С одной стороны, такой способ хранения облегчает работу хранителю: картины удобно искать. Но есть и оборотная сторона: на полотнах оседает пыль, поэтому каждый месяц сюда приходит реставратор и изучает сохранность работ.

В хранилище с графикой можно увидеть офорт Шишкина и работы Станислава Никиреева, занесённого в книгу рекордов Гиннеса, как графика, уместившего максимальное количество деталей на одном квадратном сантиметре. Брать работы голыми руками нельзя: нужны хлопчатобумажные перчатки.

«Графика в отличие от живописи боится света, – поясняет хранитель графики Наталья Пяташова. – Графические листы по инструкции можно экспонировать максимум полгода. Храним мы это всё вот в таких драйверах – выдвижных ящиках. Графика хранится лёжа, изображением вверх и каждый слой перекладывается тоненькой бумагой».

  • В художественном музее.

  • В художественном музее.

  • В художественном музее.

  • В художественном музее.

  • В художественном музее.

Военная ночь

К восьми вечера в музеи выстраиваются огромные очереди. В диораме для гостей приготовили викторину. Вопросы не из лёгких. Ответил правильно? Получи билет на беспроигрышную лотерею. Самые эрудированные получили книги на военную тематику.

Те, кто до уровня знатоков пока не дотягивает, изучают военную одежду. Вот, например, зимний маскировочный костюм, введённый по итогам советско-финской войны 1939–1940 годов. Он сшит из белой газовой ткани и включает свободную рубаху с капюшоном и шаровары. Такой костюм представлен в фильме «Битва за Москву». А вот маскировочный летний костюм «Лиственный лес». Он предназначался для разведчиков, снайперов, наблюдателей. Или вот вам повседневная летняя форма одежды женщин, служивших в Красной армии.

Насмотрелись? Тогда скорее идём на кинофестиваль от музея-диорамы! Или сразу – в следующий музей.

  • В музее-диораме.

  • В музее-диораме.

  • В музее-диораме.

Наперекор Диснею

Музей народной культуры встречает полуночников горячим чаем и фотовыставкой портретов известных советских актёров. Помимо возможности бесплатно обойти все традиционные экспозиции, посетителям предлагают пройти тематический квест. Естественно, на киношную тему.

«Наш квест приглашает посетителей окунуться в атмосферу рождения фильма, благодаря воссозданным этапам съёмочного процесса», – поясняет ученый секретарь музея Ирина Самаркина.

Кино, как известно, начинается со сценария. А потому юным участникам квеста в первую очередь предлагают вспомнить сказки, сюжеты которых лежат в основе известных экранизаций. Мамы и бабушки удивлены: оказывается, яркие диснеевские вариации ещё не вытеснили отечественные сказки с экранов телевизоров. Дети по‑прежнему с удовольствием смотрят «классику» и безошибочно узнают Кощея Бессмертного, Бабу Ягу, Соловья-разбойника и прочих героев из фильмов нашего детства.

Взрослые тоже не подкачали, сумев воссоздать в памяти мельчайшие детали легендарных фильмов Леонида Гайдая – вплоть до цвета рейтуз у похитителей «Кавказской пленницы» и списка вещей «нажитых непосильным трудом».

Хитрюга лиса Алиса в дуэте с котом Базилио «вербуют» прибывающих участников, уговаривая их попробовать себя в роли каскадёров. На интерактивной площадке по соседству кипит работа по монтажу фрагментов мультипликационного фильма с помощью кисточки и витражных красок. Но самое большое оживление царит на студии дублирования звуков, где потенциальным актёрам предлагают озвучить отрывки известных кинокартин. А под занавес квеста любимые персонажи советских комедий помогли белгородцам выиграть билеты в кино.

«Я «ночую» в музеях уже в третий раз. И каждый раз с детьми, – делится впечатлениями Сергей Кононенко, выигравший счастливые билеты для двух дочерей. – Моим девочкам больше всего понравилось делать кукол из лоскутков ткани. Квесты – это замечательно, но мы сюда приходим, чтобы поучаствовать в мастер-классах по народному творчеству и современному рукоделию».

  • Лиса Алиса и кот Базилио встречали всех приходящих в музей народной культуры.

  • Пионерский горн в числе главных инструментов озвучки фильма.

  • Сотрудник музея Галина Анкудинова.

  • Наталья Карначева помогала посетителям освоить природный дизайн.

Буратино vs. Пиноккио

Литературный музей собрал любителей высокой словесности и почитателей писательского таланта. Для них – поэтические дуэли и перфомансы в живом исполнении. Изюминкой литературной ночи стала интеллектуальная лотерея. Посетителям предложили внимательно изучить выставочную экспозицию и найти в ней ответ на заданный вопрос. Младшее поколение в это время развлекала Мальвина. Девочка с голубыми волосами знакомила детвору с выставкой «Встреча Пиноккио и Буратино», на которой можно сравнить сказочный шедевр Карла Коллоди и советскую вариацию от Алексея Толстого.

Дети, равно как и взрослые, с интересом пробовали себя в роли кинооператоров. А те, кто поучаствовал в мастер-классе «Эскиз истории кинофильма», узнали немало фактов из жизни уроженцев Белгородчины, связавших жизнь с киноискусством.

«Ночь музеев» была бы неполной без традиционного «Книжного развала», откуда каждый посетитель смог забрать с собой кусочек «печатной мудрости». Так писатель и читатель нашли друг друга.

 

  • Выставочный зал «Родина».

  • Выставочный зал «Родина».

  • Выставочный зал «Родина».

  • Выставочный зал «Родина».

И девушка с жемчужной серёжкой

Впервые присоединился к «Ночи музеев» в этом году выставочный зал «Родина».

«Наш выставочный зал – учреждение музейного типа и, конечно же, мы с радостью подключились к акции «Ночь музеев». Старались подготовить программу интересную для разной аудитории – концерт, просмотр фильма, квест и настольные игры», – рассказала директор «Родины» Наталья Гончаренко.

Здесь раздолье было для любителей музыки. Белгородская детская школа искусств № 1 порадовала зрителей разножанровыми выступлениями юных и взрослых артистов. Ансамбль гитарной музыки «Ностальгия» Прохоровского районного ДК выступил с программой «От русского романса к испанскому романсу».

«Обезьяны в выставочном зале» – весёлый 20-минутный фильм с таким названием подготовили для зрителей артисты театра «Две обезьяны».

А любителям живописи в «Родине» показали мини-выставку проекта «Малый Эрмитаж», где были представлены копии работ известных западноевропейских художников прошлых веков.

Художники Леонид Пусный и Мария Работнова нарисовали не один портрет на заказ – немало зрителей захотели оставить себе память об этом празднике творчества. И совсем неслучайно Мария Работнова пришла в выставочный зал в такой же одежде, в которой была изображена девушка с жемчужной серёжкой на одноимённой картине голландского художника XVII века Яна Вермеера: художественный фильм о художнике и истории создания одного из самых известных его полотен завершил акцию «Ночь музеев» в «Родине».
 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×