Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 сентября 2018, 11:42
 Татьяна Соболева 5378

Непобеждённый враг. Как изменились спиртные предпочтения белгородцев

Что влияет на выбор человека, покупающего спиртные напитки

Непобеждённый враг. Как изменились спиртные предпочтения белгородцев
  • Татьяна Соболева
  • Статья

Согласно «Статистическому ежегоднику Белгородской области» за 2017 год, продажа водки в регионе с 2000 по 2016 год снизилась в два раза, вина – почти не изменились, а пива – выросла почти втрое. Статистику комментирует замглавврача областного наркодиспансера Ольга Новикова.

Вал остался

— Обратите внимание на динамику объёмов продаж алкоголя в абсолютных величинах. За 17 лет снижение произошло всего на 4,9 %: в 2000 году в нашем регионе реализовали 838 тыс. декалитров спиртных напитков, сейчас – 797 тыс., – рассуждает Ольга Вячеславовна. – Причём росстатовская статистика отражает объёмы официально продаваемого алкоголя. Но, помимо этого, есть, увы, и неучтёнка: самогон, домашнее вино, фальсификат.

— Если жители области стали пить меньше водки, можно ли отнести это к прогрессу?

— Спиртное любой крепости приводит к зависимости, – говорит врач. – Замена одного вида алкоголя другим меня, как нарколога, не радует.

Хронический алкоголизм от пива развивается в 3–4 раза быстрее, нежели при употреблении крепких спиртных напитков. Пиво «вкуснее», потому процесс его распития затягивается, баклажки улетают одна за другой без счёта.

«Это не трактуется как пьянка. «Попить пивка» стало маркером бытовой коммуникации. Мы обследуем призывников. Спрашиваю одного из них насчёт алкоголя. Говорит: «Да я мало выпиваю, полторашку пива в день». А в эквиваленте это ежедневные 100 г водки! Для 18-летнего парня мало? А он даже не задумывается об этом».

Ох уж эта реклама

А ведь тоники были ещё вкуснее – сладкие, нос щекотали, как обычная газировка.

«В 2000-м про тоники-энергетики никто и не знал. А к 2012–2013 годам реализация этого коварного алкоголя фантастически взлетела до 50–55 тыс. декалитров. Сейчас продаётся примерно в два раза меньше», – говорит Новикова.

Доктор считает, что это падение вызвано исчезновением рекламы тоников: мощно, грамотно была организована кампания, направленная на пропаганду их вреда. Усилия не пропали даром. Правда, сегодня продажи тоников и энергетиков опять поползли вверх.

 

Иллюстрация Любови Турбиной

«Производитель всячески проталкивает свой продукт на рынок. Используя в том числе пробелы законодательства. Я говорю о рекламе безалкогольного пива. Ею, такой зазывной, снова пестрят все телеэкраны», – отмечает Ольга Вячеславовна.

Психологически реклама рассчитана тонко. Человек, который её смотрит, скорее всего, слово «безалкогольный» не видит и не слышит. Он циклится на слове «пиво» и наклейку на этой бутылке не забудет. Цель такой кампании – продвинуть не безалкогольное пиво, а бренд.

«С такой рекламой потребление пива будет расти», – уверена Новикова.

За вредом нет пользы

На какого потребителя рассчитано безалкогольное пиво?

«Есть люди, которым просто нравится вкус пива, и им не важен эффект опьянения. Но если его употребляет человек, болеющий алкоголизмом, то для него потребность в спиртном становится неуправляемой. Поэтому на вопрос больного, можно ли ему пить безалкогольное пиво, мы отвечаем: нельзя».

В народе бытует мнение о пользе алкоголя. Мол, красное вино хорошо для сердца, коньяк благотворно влияет на сосуды, пиво содержит витамин В.

«В чёрном хлебе тоже содержится витамин группы В! – парирует врач. – Поймите простую истину: пиво не лекарство, равно как вино, коньяк и прочее. Алкоголь снимает стресс? Есть физические нагрузки! Нет тренажёра – погуляйте в парке. Возьмите в руки палочки – и вперёд скандинавской ходьбой. На даче потрудитесь. В землю там уткнёшься – вечером ни следа от стресса не останется».

А вообще, надо решать проблему, которая вызвала стресс. Спиртное ещё ни одной проблемы не решило. Бежать от жизненных трудностей в обнимку с бутылкой – это самообман. Мы просто заглушаем свои ощущения, а проблема зачастую усугубляется. Что сигнализирует о том, что алкоголизм уже подкрался?

«Растёт количество алкоголя, которое человек может выпить, и ему не становится плохо. Он начинает с удовольствием рассказывать, что пил и когда пил. Искать повод, чтобы оправдать свои возлияния. А если дело дошло до жажды похмелья – это хронический алкоголизм. Я всегда привожу такой пример. Вечером колбасой отравился, а утром тоже колбасой полечился. Это же нонсенс».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×