К этому возрасту я уже побывал на море – в Крыму, в Алуште. Но там оно было обычным: с чайками, галечным пляжем и обедом в столовой санатория. А на обложке книги было совсем другое море – полное приключений, зовущее в плавание.
Так я заболел флотом и парусами. Я быстро научился отличать бриг от фрегата, а шкот от штага. Моя морская библиотека множилась – родители поощряли моё увлечение и дарили всё новые книги: об Иване Крузенштерне (который человек и пароход), о подвигах моряков-черноморцев, о приключениях отважного и благородного корсара Питера Блада. К совершеннолетию я внутренне был готов пойти служить срочником на флот, но в военкомате меня забраковали, сказав, что с таким зрением меня могут взять только за немцев (шутка). В общем, со службой в ВМФ у меня не сложилось. Но детская мечта о парусах и дальних морях никуда не делась.
Зачем я так подробно обо всём этом рассказываю? Чтобы вы поняли, в какой восторг я пришёл, когда мечта стала сбываться. Сегодня, заплатив круглую сумму, любой желающий может временно стать членом экипажа как частной парусной яхты, так и огромного барка «Крузенштерн». А я мечтал попасть на борт фрегата «Штандарт» – копии корабля петровского времени, построенного в 1990-х годах питерскими энтузиастами. Меня привлекала и цена (как за неделю отдыха в недорогой европейской стране), и сам корабль, который впервые я увидел на страницах той самой книги. Когда на 30-летие родные подарили мне переход на «Штандарте» из Средиземного моря в Атлантику через Гибралтарский пролив и нулевой меридиан… Сложно описать всю гамму эмоций, которые я почувствовал.
Меня ждал не просто круиз под парусом, в котором я бы лежал в шезлонге на палубе, потягивая коктейль. На неделю я стал полноценным матросом: в мои обязанности входило и несение вахты, и работа с парусами, и наведение чистоты на палубе. Узнав о моей авантюре, некоторые из знакомых удивлённо спрашивали: «Неделю будешь вкалывать на корабле… Ещё и деньги за это заплатишь?». Ну а как иначе, когда всю сознательную жизнь я мечтал именно об этом?
«Прощай, любимый город»
С большей частью будущей команды корабля мы познакомились в аэропорту Барселоны. Помимо моей коллеги Любы и её друзей Сергея и Кати, которые оказались не прочь разделить со мной эту авантюру, на «Штандарт» приехали абсолютно разные люди: врач Михаил из Москвы, программист Андрей из Беларуси, массажист Тимур из Казани. Вопреки стереотипам немало было и девушек.
В аэропорту нас встретил старший помощник капитана Дмитрий Рябчиков, которого на борту называли не иначе как Митя. Вместе с ним мы сели в автобус и отправились в город-спутник Барселоны – Виланову, в марине (яхтенной стоянке – прим. авт.) которой был пришвартован «Штандарт». По дороге Митя провёл краткий инструктаж по технике безопасности:
— Что нужно делать, если кто‑то из команды выпал на ходу с корабля?
— Первым делом нужно крикнуть «Человек за бортом!» – находится в салоне кто‑то, чьего лица не разобрать в вечернем сумраке.
— Хорошо, тогда посмотрим на ситуацию с другой стороны: вы выпали за борт. К вам, испуганному и нахлебавшемуся воды, с уходящего к горизонту корабля свешивается человек и вместо помощи начинает орать на вас: «Человек за бортом!». Первым делом нужно бросить человеку спасательный круг, можно даже не один, а уж потом кричать, – поправляет Митя.
Дальше он рассказывает про противопожарную безопасность, про правила пользования корабельным туалетом – гальюном. А у меня в голове крутится строчка из песни: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в море…»
Первые сутки. Вахта халявщиков
Песня – песней, а реальность выглядит несколько иначе. В ночи приехав к пирсу необъятной марины Вилановы, мы видим три высоченные мачты, взметнувшиеся над жёлтым бортом фрегата.
«Всех с приездом! – приветствует капитан собравшихся на квартердеке. – Выходим через полчаса. А сейчас нужно распределиться по вахтам и разложить всех по койкам».
«Как? Уже выходим? Прямо среди ночи, не объяснив, что делать?» – запереживал во мне маленький паникёр. Борясь с ним, я прослушал важную информацию. На «Штандарте» есть три вахты по названиям мачт – вахта фока, вахта грота и вахта бизани. В каждой из них по нескольку человек, каждая заступает на дежурство дважды в сутки. На каждую из вахт приходится по четыре часа днём и столько же ночью.
«Нам нужно в вахту бизани, – громко шепчет мне, Любе и Сергею Катя. – Там самый нормальный график».
И хотя выбирать не приходилось – куда пошлют, туда пошлют, – судьбе было угодно, чтобы наш квартет оказался именно в этой вахте. Нам предстояло вести корабль и работать с парусами с 8:00 до 12:00 днём и с 20:00 до 00:00 вечером. Гораздо хуже приходилось вахте грота: она просыпалась в 4 часа утра, зато имела право нести гордое имя «вахта рассветов». Непростой график был и у тех, кто заступал после нас: вахта фока, стоявшая на палубе с полуночи до 4 утра, неоднократно по‑дружески называла нас вахтой халявщиков. А сами мы шутили, что у нас и вправду вахта без Ани, потому что Аня – в вахте фока.
После того, как с вахтами всё было решено, сестра-хозяйка «Штандарта» Настя озаботилась нашим размещением. Те, у кого были медицинские показания, могли разместиться на койках, похожих на полки в плацкарте поезда. Большинству же предложили настоящие гамаки в кубрике – как на кораблях XVIII века.
«Плюс гамака в том, что он раскачивается вместе с кораблём и компенсирует качку, – предупредил капитан. – Соответственно, вы будете меньше страдать от морской болезни».
Пока мы затаскивали вещи и распределялись по койкам, «Штандарт» отшвартовался и под моторами вышел из‑за мола, укрывающего марину от волн. В лицо ударил свежий ветер, и фрегат стало раскачивать на крутой и короткой волне. Несмотря на темноту, я увидел, как побледнели лица у большинства новоиспечённых матросов.
«Если станет совсем невмоготу, идите к подветренному борту или к шпигатам – вот тут у борта есть специальные отверстия, чтобы вода с палубы сливалась, – с улыбкой сказал капитан. – Ничего, это первое время так. В ближайшее время пройдёт».
«В ближайшее время» – это вообще очень ходовая фраза на корабле. И один из самых мотивирующих приёмов. «В ближайшее время будем ставить паруса», – как бы невзначай бросил в первый вечер капитан, и я не заметил, как до трёх ночи работал на палубе в ожидании этого момента, хотя вахта была и не моя.
Дальше читайте, как прошёл второй день на корабле.