Дорогами судьбы
Станислав Михалёв родился 17 мая 1940 года в селе Лермонтовка Бакинского района Хабаровского края. Отец был военнослужащим, в год рождения сына он погиб на дальневосточной границе. Мама была медиком, работала в больнице. Школьные годы Станислава Сергеевича прошли в городе Черногорске. В 1957 году он поступает на работу в институт «Башнефтьпроект» в Башкирии. Затем служба в рядах Советской армии и возвращение домой с ясным пониманием своего будущего. А видел он себя архитектором, чувствовал в себе особое видение окружающей среды и умение создавать в этой среде разного рода строения, гармоничные композиции. То, что он прекрасно знал математику, умел рисовать, знал историю архитектуры, только усиливало желание реализовать себя в жизни как архитектор.
В 1968 году Михалёв окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Затем пять лет работал старшим архитектором, руководителем группы, начальником архитектурно-планировочной мастерской в Абаканском филиале института «Красноярскгражданпроект». По его проектам построены несколько зданий в столице Хакасии – Абакане, велась планировка центральной части и некоторых жилых районов этого города.
В 1972 году Станислава Сергеевича приняли в Союз архитекторов СССР.
Крутой вираж
В 1973 году по представлению Госстроя РСФСР Михалёва утвердили в должности главного архитектора города Белгорода, к этому времени уже 19 лет находящегося в статусе областного центра.
Послевоенный город быстро отстраивался, рос и хорошел. Быстрыми темпами увеличивалось население. Сама жизнь требовала специалистов и руководителей, талант которых способствовал бы росту и благоустройству перспективного областного центра. Должность главного архитектора Белгорода ввели в 1951 году распоряжением Совета Министров СССР. Главный градостроитель должен был руководить архитектурными и планировочными работами, контролировать качество архитектуры и строительства жилых, культурно-просветительных и административных зданий.
Привыкший во всё тщательно вникать, Станислав Михалёв досконально изучает незнакомый город, который в скором времени станет ему близким и родным. За более чем 20-летний период его руководства городским отделом по делам строительства и архитектуры Белгородского горисполкома Белгород имел стабильную тенденцию роста, развития и благоустройства.
Именно в 1970–1980-х годах идёт интенсивное строительство микрорайонов на Харьковской горе. Появляются современные многоэтажные жилые дома улучшенной планировки, по улицам были пущены троллейбусы. Белгород украсился новыми общественными зданиями – это Дворец спорта «Космос», областной театр кукол. В городской ландшафт вписались дворцы культуры завода «Энергомаш», железнодорожников, витаминного комбината, новое здание областной научной библиотеки, Дворец пионеров и школьников. Реконструкции подверглась центральная часть города, были проложены новые транспортные магистрали.
Дело мастера
В начале 1980-х годов Станислав Михалёв вместе с коллегами из московского института «Гипрогор» разрабатывал генеральный план Белгорода. Явная тенденция роста населения требовала развития инфраструктуры города: в 1970-м в Белгороде насчитывали 149 тыс. жителей, в 1979-м – 238,1 тыс., в 1989-м – уже 298,2 тыс. человек.
В составе авторских коллективов архитектор работал над проектами зданий статистического управления, дома быта на Народном бульваре, гостиницы «Южная», парка Победы, Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», Дворца бракосочетаний. Последний так же, как и проект реконструкции железнодорожного вокзала, отмечен дипломом Госстроя России.
Одними из последних проектов Станислава Михалёва стали здание Сбербанка на Гражданском проспекте и перинатальный центр, работа над которым, по словам его коллеги Татьяны Токарь, шла круглосуточно.
«Воплощённый проект перинатального центра – это третий вариант объёмно-планировочного решения объекта, – вспоминает Татьяна Васильевна, которая сегодня возглавляет проектный отдел областного архитектурно-планировочного бюро. – Каждый из предыдущих двух вариантов был проработан досконально и мог бы быть воплощён. Но это был бы не Станислав Сергеевич, а совсем другой человек, если б он не стремился при работе над проектом вложить всю душу, весь свой талант, весь свой опыт».
Сегодня многие белгородцы и гости города стараются запечатлеть себя на фото с памятниками, ставшими гордостью областного центра. Но за каждым памятником стоит не только скульптор, но и архитектор. В качестве последнего Станислав Михалёв работал над памятником великому русскому актёру Михаилу Щепкину на Соборной площади (скульпторы Вячеслав Клыков, Анатолий Шишков), генералу армии Николаю Ватутину (скульптор Валентин Чухаркин) на пересечении проспекта Ватутина и улицы Королёва, Николаю Щорсу (скульпторы Юрий Варвянский, Дмитрий Горин) на улице его имени, скульптурной композиции «Победа» (Валентин Чухаркин) в одноимённом парке.
Станислав Михалёв стремился передать свой богатый опыт молодым архитекторам, получал огромную радость от преподавания на кафедре архитектурных конструкций БГТУ. В начале 1990-х годов открыл персональную творческую архитектурную мастерскую, куда мечтали попасть его молодые коллеги. Много общался с молодыми архитекторами, давал советы, сопереживал, старался помочь.
Станислав Сергеевич участвовал в работе съездов Союза архитекторов СССР, с 1975 по 1981 год избирался членом его правления, с 1981-го по 1996-й был членом правления Союза архитекторов РСФСР, затем России. В 1983–1996 годы возглавлял Белгородскую организацию Союза архитекторов России. Он отмечен медалями «За верность содружеству зодчих» и юбилейной к 20-летию Союза архитекторов России. Неоднократно избирался депутатом белгородского Совета народных депутатов.