Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 февраля 2015, 15:27
 Владимир Бабич 8564

Один из семнадцати

Сражение за Старый Оскол соединило память о солдатах-однофамильцах

Один из семнадцати Григорий Емельянович Опарин. Фото из Старооскольского музея
  • Владимир Бабич
  • Статья

Освобождение старооскольской земли началось 19 января 1943 года, когда из сёл Роговатое, Владимировка, Шаталовка и Знаменка были выбиты фашисты. Как наступали наши войска, можно проследить по датам митингов, которые прошли в сёлах Старооскольского городского округа. 20 января – Городище, 21 января – Казачок, 26 января – Озёрки… 5 февраля был освобождён Старый Оскол.

Смертельная схватка

Освобождали город войска 40-й армии Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Кирилла Москаленко.

Одной из ярких страниц освобождения Старого Оскола стал неравный бой 31 января 1943 года 17 воинов-бронебойщиков 409-го истребительно-противотанкового батальона 107-й стрелковой дивизии у разъезда Набокино, в 8 километрах от города.

«Гарнизон противника в Старом Осколе, насчитывавший свыше двух полков 26-й немецкой пехотной дивизии, усиленных артиллерией, упорно оборонялся, стремясь сковыванием наших сил содействовать прорыву на запад окружённой восточнее Горшечное, группировки». С этой же целью вражеское командование послало гарнизону города крупное подкрепление, которое должно было прорваться в город со стороны железнодорожного разъезда Набокино», – писал в своей книге «На юго-западном направлении» Маршал Советского Союза Кирилл Москаленко.

Осуществление этого замысла привело бы к значительному усилению обороны противника, затяжке боёв за Старый Оскол. Это понимали 15 бойцов и 2 командира из 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона, занимавшие рубеж у разъезда Набокино. Они окопались у будки путевого обходчика Майсюка, позже названной Майсюковой будкой, и в смертельной схватке отстояли рубеж.

Отряд противника численностью свыше 500 человек с пулемётами и миномётами на санях не смог прорваться в город и вскоре был разгромлен подоспевшим подкреплением. В этом бою из семнадцати смельчаков остались в живых четверо… пали смертью храбрых».

Все погибшие захоронены в братской могиле № 1, которая находится на улице Ленина. Одна из улиц Старого Оскола названа именем 17 героев. Бронебойщики повторили подвиг героев-панфиловцев, уничтожив в том бою более 300 фашистов. 12 воинов удостоены ордена Отечественной войны 1-й степени. Орденом Красного Знамени награждены четверо оставшихся в живых и Григорий Опарин – посмертно.

Возник вопрос: почему в числе награждённых орденом Красного Знамени оказался Григорий Опарин? Поиск ответа привёл к неожиданному открытию.

Подвиг солдата

В электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Министерства обороны РФ сообщается: красноармеец Опарин Григорий Емельянович, 1920 г.р., из Смоленской области, Дзержинского района, призван в ряды РККА в октябре 1940-го.
В учётной карточке приводится описание подвига:

«У всех бойцов, участников боя у ж.д. будки, отвага и мужество наводчика комсомольца Опарина вызывала огромный подъём. Он, усиленно помогая своему другу т. Дроздову вести огонь из противотанкового ружья, метко стрелял из винтовки, Дроздов навалил гору убитых немцев. Опарин, взявшись за ружьё, стал ещё сильнее разить фашистов. Ружьё работало без перерыва. Его ствол накалился, но Опарин ни на минуту не прекращал стрельбы. Там, где был Опарин, там немцы откатывались далеко назад, там замолчали пулемёты, там остановились подбитые повозки и автомашины.

Мужество и стойкость Григория Опарина воодушевляли бойцов. Каждый хотел биться так, как бился Опарин.

За проявленное мужество, героизм в борьбе с немецкими захватчиками представляется к посмертному присвоению звания «Герой Советского Союза».

И приказ № 49/н от 18.06.1943, изданный войскам 40-й армии Воронежского фронта:

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю орденом Красного Знамени красноармейца Опарина Григория Емельяновича – наводчика ружья ПТР 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 107-й стрелковой дивизии. (Убит)».

В документе значатся имена солдат этого же воинского подразделения, оставшихся в живых: красноармейца Бутбаева Абдибека, сержантов Бабкова Тихона Петровича и Рябушкина Павла Егоровича.

Без вести пропавший

В ходе поиска информации о подвиге 17 героев на просторах Интернета обнаружил ещё немало источников, где рассказывалось о Григории Опарине, но, как выяснилось, о другом человеке.

Летом 2011 года районная газета Челябинской области «Саткинский рабочий» опубликовала статью «Героев забывать нельзя», в которой написано о Григории Егоровиче Опарине, уроженце посёлка Рудничное Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне Челябинская область), повторившем подвиг героев-панфиловцев. В поселковой школе № 21 на мемориальной доске выбита такая надпись:

«В этой школе в 1923-1928 г.г. учился Григорий Егорович Опарин. В бою с гитлеровцами под Старым Осколом погиб смертью храбрых». Памятная доска была торжественно открыта в конце 60-х годов и находится там до сих пор.

Подробно о Григории Егоровиче Опарине рассказывается в материале «Судьба семьи в судьбе страны. Опарины», опубликованном на сайте «Срезки». Там говорится, что родился Григорий в 1914 году, работал на руднике, призвали на фронт в сентябре 1941 года. С августа 42-го писем домой не писал, а потом и вовсе стал числиться без вести пропавшим. Его мать в 1950 году начала искать следы своего сына…

И следы отыскались уже в конце 60-х годов. В газете «Горняк Бакала» от 23 февраля 1967 года была напечатана статья И. Гладкова «Один из семнадцати», в которой и рассказывалось об этом подвиге. Краеведы 21-й школы вместе с учителем истории написали письмо в Старый Оскол, и сотрудники краеведческого музея прислали им адрес Павла Рябушкина, который и поделился с ними воспоминаниями. В школьном музее хранятся вырезки из газет, фотографии памятника у Майсюковой будки.

В мае 2012 года «Саткинский рабочий» публикует ещё один материал о Григории Опарине, где называет его Героем Советского Союза и приводит краткое изложение боевого подвига из того же электронного банка документов «Подвиг народа». В данном документе, как видно выше, указаны лишь фамилия и имя бойца. Хотя если внимательно изучить все материалы, то нельзя не заметить, что у солдата другое отчество – Емельянович. Конечно, эту ошибку можно списать и на банальную невнимательность.

Понятны чувства жителей маленького уральского посёлка, прочитавших материал о Григории Опарине. Им очень хотелось верить в то, что боец, павший смертью храбрых возле разъезда Набокино, их земляк. Ведь совпадение было почти полным…

К сожалению, эта неточность встречается и в некоторых исследовательских материалах, подготовленных в старооскольских учебных заведениях. В рефератах, на тематических классных часах, методических разработках называется полное имя человека, который был лишь однофамильцем героя, погибшего 31 января 1943 года у разъезда Набокино. А чтобы избежать ошибки, достаточно было лишь обратиться в Старооскольский краеведческий музей, где можно уточнить имена всех 17 героев-бронебойщиков.

Как могла появиться такая неточность? Смею выдвинуть лишь одну версию. По всей видимости, когда краеведы из Рудничного обратились к Павлу Рябушкину, он в своих воспоминаниях о боевом товарище наверняка не называл его по отчеству, для него он был просто Григорий, Гриша. А инициалы у двух солдат, если они встречались в каких-то бумагах, были одинаковыми – «Г.Е.».

И если у разъезда Набокино погиб Григорий Емельянович Опарин, то Григорий Егорович Опарин так и остаётся пока без вести пропавшим.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×