Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 июля 2015, 17:43
 Тамара Акиньшина 6529

Добролюбивые птицы

«Белгородские известия» рассказывают об аистах, облюбовавших западные сёла региона

Добролюбивые птицы Фото Владимира Юрченко
  • Тамара Акиньшина
  • Статья

Говорим «Борисовка» – представляем аистов. Много лет назад эти птицы облюбовали телеграфные столбы в борисовских сёлах вдоль дороги на Грайворон.

Аистиное место

В научных трудах государственного природного заповедника «Белогорье» (в то время «Лес на Ворскле») встречается запись о том, что до войны на южной опушке борисовского леса – на вершинах вековых дубов – гнездилась целая колония аистов – до 30 пар. От этого и пошло название склона – Аистиный.

В войну и после неё, по словам директора заповедника Александра Шаповалова, популяция птиц сократилась. Виной тому распашка целинных земель и последующая химизация сельского хозяйства. Так что в середине 50-х годов прошлого века аисты с опушки заповедного леса пропали. Они стали гнездиться на водонапорных башнях и опорах ЛЭП. В Грайвороне, например, в 1990-х годах пара аистов облюбовала башенку здания районной администрации.

Кстати, если уж на то пошло, то звание аистиного царства должны делить Борисовская и Грайворонская земли: в этом году, например, аистиных пар на них поселилось на треть больше (20 против 13). Просто в Грайворонском районе они гнездятся в более укромных местах.

В целом же популяция аистов в области год от года увеличивается. Первые попытки их учёта предпринимались ещё в середине 1990-х, но систематических наблюдений за этими птицами не проводилось.

В 2005 году потребовалось прямое вмешательство местных натуралистов в судьбу одной аистиной семьи. В борисовском селе Порубежное на землю упало гнездо с птенцами. Те выжили, хоть и ушиблись. Взрослые птицы кружили вверху и к детям не спускались: последним грозила смерть от голода. Но за дело взялись сотрудники заповедника. Они организовали местных мальчишек, чтобы те подкармливали птенцов. Два-три раза в день ребята добросовестно притаскивали аистятам мелкую рыбёшку и лягушек. А взрослые птицы тем временем смастерили на дереве новое гнездо, куда птенцы в конце концов взлетели.

Вес гнезда аиста может достигать нескольких центнеров.
Вес гнезда аиста может достигать нескольких центнеров.
Фото Владимира Юрченко

Ненавязчивые соседи

Эта история закончилась хорошо, равно как и другая, которая случилась около 30 лет назад. Как рассказала жительница Порубежного Зинаида Казначеева, из аистиного гнезда вывалился птенец. Местные жители отнесли его в придорожное кафе. Там как раз работала дочь Зинаиды Васильевны – Татьяна.

«Мы этому аистёнку загончик сделали. Жители окрестных домов носили ему карасей, лягушек. Скоро он людей перестал бояться: давался гладить, ел с рук. Осенью мы его выпустили, и он улетел», – рассказала Татьяна.

Кстати, теперь кафе так и называется – «Аист».

«Добролюбивая птица. Вреда от неё никакого нет. По огороду ходит – лягушек собирает. Однажды – давно это было – в тополь, на котором гнездился аист, цементовоз врезался. Гнездо и упало. Так муж потом лазил наверх, колесо прибивал им – для нового гнезда», – вспомнила Зинаида Казначеева.

Ещё одна аистиная пара устроилась на старом бетонном столбе на улице Ленина. Живущая неподалёку Надежда Димова такому соседству только рада:


«Вон, смотрите, головки птенцов уже торчат. Двое, что ли. В этом году рано гнездиться стали – в начале марта прилетели. Тут у нас за огородами озеро высохшее, Ворскла недалеко – аистам нравится».

По словам Надежды, по вечерам родители-аисты своё подросшее потомство выгуливают. Прямо так и ходят пешком вдоль тротуара всей семьёй. Или по лугу бродят. Взрослые птицы детишек как бы сопровождают. Но близко к себе людей они не подпускают – боятся.

Восемь лет назад аист принёс в семью Димовых сынишку Никиту. Но Надежда снова просительно поглядывает на птицу: им с мужем Иваном для полного счастья не хватает дочки.

Фото Владимира Юрченко

Столбы для приверед

Говоря об аистах, директор заповедника Александр Шаповалов подчёркивает: птица эта разборчивая. Облюбует себе то или иное место для гнезда – и хоть ты тресни. А ведь если этим местом является столб действующей ЛЭП – это небезопасно. Около десяти лет назад Шаповалов обратился к главе Борисовского района, и тот инициативу по установке специальных столбов с платформами для аистиных гнёзд поддержал.

«Столбы-то установили, но некоторые из них до сих пор не заселены. Аистам нужно время, причём порой не один год, чтобы присмотреться к ним, облюбовать. Привередливые птицы», – посмеялся Александр Семёнович.

Позапрошлый год в России, как известно, был Годом окружающей среды. Его поддержали белгородские газовики. Они выделили деньги на изготовление и установку в Борисовском районе ещё более десяти столбов со сварными металлическими площадками под аистиные гнёзда. Кое-где их поставили недалеко от ЛЭП. Но аист сам должен решиться на переезд. Первая попытка перенести гнездо на более безопасное место, по словам Шаповалова, провалилась: слишком уж оно громоздкое. Выход один, и он на первый взгляд кажется варварским:

«Надо убирать опасные гнёзда. Естественно, до прилёта птиц или после их отлёта. Мы прошлой весной так и делали. И вроде бы объяснили населению для чего, но всё равно главе района полетели жалобы. А он мне звонит и давай распекать», – вспомнил Александр Семёнович.

Но в конце концов разобрались. Рядом со столбом, с которого сбросили гнездо, установили опору с площадкой. Волнуясь, ждали, как же аист воспримет вынужденный переезд. Но воспринял он, слава богу, нормально.

Сейчас в Борисовском районе есть ещё четыре аварийных гнезда. Некоторые из них уже накренились – непонятно, на чём только держатся. Их тоже, скорее всего, придётся убирать. Но это уже в следующем году. Рядом с каждым уже стоят наготове опоры-дублёры с платформами.

В нынешнем году в Порубежном, кстати, упал один из столбов с гнездом. К счастью, произошло это до того, как аисты отложили яйца. Борисовские натуралисты доставили на место происшествия другой столб с платформой. Аисты угнездились на нём. А вот в позапрошлом году, когда упало гнездо с засохшего дерева, осиротевшим птицам новое место жительства не пришлось по душе. Пара улетела. Но столб-дублёр пустовал недолго – его облюбовала для гнезда другая аистиная семья.

«Столько лет наблюдаю за этими птицами, и всё не отпускает меня одна мысль: зачем аистам прилетать сюда из тёплых краёв всего на несколько месяцев, чтобы вывести потомство?» – задумчиво подытожил наш разговор Шаповалов.

Фото Владимира Юрченко

Лелечьи сказки

И правда – зачем? В специальной литературе говорится, что их ведёт инстинкт. Тот самый, который в конце августа помогает подросшим за лето аистятам найти дорогу в Африку, куда птицы улетают на зимовку. Добираются туда они самостоятельно – взрослые особи покидают летние квартиры позже, в сентябре.

К слову, о белом аисте в народе ходит много интересных легенд. Вот, например, одна, украинская, которая повествует о том, почему у аиста края крыльев чёрные (на Украине за это птицу прозвали черногузом):

«Поселилась как-то пара белых аистов на соломенной стрехе хаты. А в хате жила семья с двумя младенцами. И вот однажды загорелся дом. Языки пламени стали лизать крышу. Аисты засуетились, стали звать хозяев. Но те были далеко в поле и не услышали птиц. Тогда аисты бросились в окно и вынесли на себе детей. С того времени крылья этих птиц опалены на концах, а ноги и клювы красные – будто обожжённые пламенем».

Ещё одна легенда повествует о том, как на свете появились аисты. В ней говорится, что однажды Бог вручил некому человеку большой мешок и повелел утопить его в море. Но того обуяло любопытство: заглянул он внутрь и оторопел. Из приоткрытого мешка на волю выползли змеи, жабы, черви, ящерицы, саранча и прочая нечисть. Все эти омерзительные создания заполонили землю. За это разгневанный творец и превратил ослушника в аиста, обязав его ловить сбежавших гадов до конца света.

Белый аист у многих народов считается защитником полей. Особенно благодарно человечество ему за уничтожение саранчи. Белый аист – один из символов Беларуси. Там его, кстати, называют «бусел» или «лелека» (последнее имя – звукоподражание аистиному клёкоту).

Немцы, славяне и прибалты издревле считали аиста предвестником счастья и благополучия. Украинцы, например, верили, что в доме, на крыше которого аисты свили гнездо, будут согласие и богатство.
С аистами связано также множество народных примет. По срокам их прилёта и внешнему виду судили об ожидающейся погоде. Например, в Германии и Швейцарии считали, что, если весной аист прилетит чистым – ожидается сухое и тёплое лето, если грязным – сырое и холодное.

Есть и полезная для нашей местности (в частности, для Борисовской земли) земледельческая примета: захлопотали аисты у гнёзд – пришло время садить лук.

Из жизни черногузов

В России аисты стали селиться лишь в XIX веке. Прилетают к нам они в конце марта – начале апреля. Первым у гнезда появляется самец. Он производит ревизию жилья, достраивает его и формирует в центре углубление – ямку для яиц. Примерно через неделю прилетает самка. Необязательно прошлогодняя. Завидев её, самец, пощёлкивая клювом, исполняет брачный танец. Так складывается аистиная семья. Насиживают яйца аисты по очереди: самец, как правило, днём, самка – ночью.

Птенцы появляются на свет чуть больше чем через месяц. Они зрячие, но беспомощные. Отец и мать кормят их червячками и поят водой, принося то и другое в клювах. Затем приходит черёд более крупной пищи. Случается, аисты скармливают потомству на обед гадюку.

Голоса аистят по звучанию похожи на кошачье мяуканье. Взрослые птицы молчаливы, хотя голос у них есть. Аисты предпочитают общаться посредством щёлканья клювом.

Кстати, птенцы, которых люди принимают за вывалившихся из гнезда, на самом деле выброшены оттуда взрослыми птицами. Аисты по природе своей спартанцы, они самостоятельно избавляются от слабого потомства. Точно так же аистиные стаи перед отлётом на зимовку забивают старых, немощных птиц (люди называют это действо аистиными судами).

Живёт белый аист в среднем 20 лет. Зимует в Индии и тропической Африке – там собираются тысячные стаи этих птиц.

Летняя резиденция используется и по мере необходимости достраивается птицей не один год (и даже не одно десятилетие). Чем гнездо старше – тем больше оно в диаметре. Вес его может перевалить за несколько центнеров. В нижних ярусах веток, из которых гнездо сложено, частенько квартирует пернатая мелочь – трясогузки, воробьи, сойки и даже скворцы. Если взрослая пара аистов гибнет, гнездо частенько занимают их дети.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×