Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 декабря 2014, 13:14
 Вадим Кумейко 6597

Белгородский противолодочный корабль

Редактор «ОнОнаса» рассказывает о связи Белгорода с военным флотом

Белгородский противолодочный корабль БПК «Керчь». Судя по бортовому номеру, фото сделано в начале девяностых.
  • Вадим Кумейко
  • Статья

На самом деле первая буква в аббревиатуре БПК расшифровывается не «белгородский», а «большой». Но именно с Белгородом уже больше 20 лет связана судьба большого противолодочного корабля «Керчь» Черноморского флота России. 25 декабря 2014 года исполняется 40 лет со дня рождения «Керчи».

Долгожитель из семейства «Беркутов»

Днём рождения корабля считается день поднятия на его борту военно-морского флага страны. 25 декабря 1974 года родился БПК «Керчь» – один из семи боевых кораблей проекта 1134Б. Вся серия получила общую «фамилию» – «Беркут-Б», но при этом каждый корабль носил и собственное имя в честь одного из городов Советского Союза: «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент», «Таллин». «Братья-беркуты» служили в составе Черноморского и Тихоокеанского флотов ВМС СССР. Эти корабли строились для поиска и уничтожения атомных ракетных подводных лодок вероятного противника в удалённых районах Мирового океана. Боевое предназначение отражалось в корабельных эмблемах: например, на гербе «Керчи» мифическое крылатое существо грифон – символ города Керчь – своими лапами раскалывает субмарину.

По экспертным оценкам, большие противолодочные корабли проекта 1134Б по техническим характеристикам были лучшими в своём классе. «Беркуты» отличались стремительным силуэтом и эффектным внешним видом, в них были воплощены самые передовые достижения советской науки, кораблестроения и оборонной промышленности.

После вступления в строй «Керчь» почти сразу ушла в боевой поход в Средиземное море. Во время военного конфликта между Израилем и Ливаном «Керчь» демонстрировала военное присутствие СССР в Восточном Средиземноморье. За годы службы корабль не раз выходил на боевое дежурство и участвовал в морских учениях, за что неоднократно получал призы Главкома ВМФ по ракетной подготовке, а в 1979 году был отмечен вымпелом Минобороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». За время, пока корабль находился в составе сил постоянной готовности, он прошёл более 180 тыс. морских миль (333 360 км) и в общей сложности более 48 часов поддерживал контакт с иностранными атомными и дизельными подводными лодками.

На сегодняшний день «Керчь» является последним представителем семейства «Беркутов-Б» – остальные корабли были выведены из состава флота в 1990–2000 годах.

 

БПК «Керчь».
БПК «Керчь».
Фото предоставлено управлением информации и массовых коммуникаций администрации Белгорода

О том как устроен БПК «Керчь» – в инфографике Любови Турбиной.

Причём здесь Белгород?

После распада Советского Союза армия и флот оказались в тяжёлом положении – Верховное командование отдавало противоречивые приказы, почти отсутствовало финансирование. Непросто обстояли дела на Чёрном море – ещё недавно единый и боеспособный Черноморский флот СССР стал камнем преткновения между молодыми государствами – Россией и Украиной. Пока наверху решали, как делить корабли, военно-морские училища и базы, моряки влачили почти нищенское существование.

...Шёл 1992 год. Из вагона крымского поезда на перрон шагнул офицер в военно-морской форме. На здании вокзала было крупно написано «Белгород». Удивительно, но только здесь теперь начиналась Россия – всё время до этого корабельный психолог БПК «Керчь» капитан 2-го ранга Сергей Белоблоцкий ехал по территории уже чужого государства. Прогуливаясь по улице Ленина (ныне Гражданский проспект), он обратил внимание на административное здание и решил попытать счастья. Зашёл, представился. Кратко рассказал о бедственном положении дел на «Керчи».

В администрации Белгорода (а именно сюда по случайности попал офицер) к рассказу Белоблоцкого отнеслись со всей серьёзностью и проводили к тогдашнему мэру города – Юрию Селивёрстову. Тот пообещал помочь морякам. Спустя некоторое время на большой противолодочный корабль «Керчь» из Белгорода отправилась первая партия гуманитарной помощи: сахар, бумага, письменные принадлежности, матрасы и простыни, пылесосы и много чего ещё. А через несколько месяцев командир корабля капитан 1-го ранга Александр Демиденко и глава администрации Белгорода Юрий Селивёрстов подписали договор «Об установлении шефских связей г. Белгорода с большим противолодочным кораблём «Керчь» Черноморского флота». Оригинал этого документа, набранный на печатной машинке, до сих пор хранится в администрации города.

С тех пор прошло 22 года. Многое поменялось: государство стало уделять гораздо больше внимания армии и флоту, а носить военную форму вновь стало престижно. Однако дружеские отношения между городом и военным кораблём не прекращались ни на один день. В Белгороде создали общественный фонд поддержки армии, авиации и флота, в состав которого входят белгородские предприниматели, депутаты горсовета и представители администрации. Фонд помогает ремонтировать и красить корабль, снабжает личный состав необходимыми бытовыми предметами и продуктами питания. Призывники из Белгорода служат на борту БПК «Керчь», а моряки в свою очередь помогают белгородским школьным военно-морским клубам.

Сергей Боженов на борту БПК «Керчь».
Сергей Боженов на борту БПК «Керчь».
Фото предоставлено управлением информации и массовых коммуникаций администрации Белгорода

Пожар накануне юбилея

По состоянию на 2014 год БПК «Керчь» вместе с гвардейским ракетным крейсером «Москва» составляют основу 11-й бригады противолодочных кораблей и являются единственными кораблями первого ранга Черноморского флота России. В июне «Керчь» встала на плановый ремонт, после которого должна была сменить ГРКР «Москва» на посту флагмана флота, пока крейсер проходил модернизацию.

По планам ремонт БПК «Керчь» должен был завершиться в декабре 2014 года. Но 4 ноября на корабле случилась беда – в одном из кубриков произошло возгорание. Огонь перебросился на соседние отсеки. Пожар тушили несколько часов.

После пожара некоторые эксперты высказали мнение, что вряд ли «Керчь» вновь вступит в строй: стоимость восстановления корабля может оказаться слишком высокой. Участь БПК должна решить специальная комиссия, которая изучает последствия пожара. На момент подписания номера журнала в печать дальнейшая судьба «Керчи» по-прежнему неизвестна. Остаётся надеяться, что долгожителю, красе и гордости Черноморского флота дадут шанс и позволят отметить 40-летие.

Редакция благодарит управление информации и массовых коммуникаций администрации Белгорода за помощь в подготовке материала.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×