Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 марта 2015, 11:15
 Светлана Пашкова 4969

Знак почёта. Оптом и в розницу

«Белгородские известия» о том, что покупают и продают на современных ярмарках тщеславия

Знак почёта. Оптом и в розницу
  • Светлана Пашкова
  • Статья

Письмо счастья

Представьте, что вы руководитель некого предприятия, на имя которого в один прекрасный день приходит письмо. Автор письма в самых лестных выражениях расписывает достоинства вашего предприятия и поздравляет вас с победой в профессиональном рейтинге. К концу прочтения вы поневоле раздуваетесь от гордости и уже мысленно примеряете себе на грудь заслуженную (и обещанную в письме) награду – медаль или орден, а на стену в кабинете – диплом в золочёной рамке.

Правда, за это придётся заплатить, сообщает автор письма. Нет-нет, не за сами награды, а лишь за их изготовление и доставку. Например, создатели Всероссийского бизнес-рейтинга, обрадовавшие нашу редакцию победой в конкурсе, выставили нам счёт на 44 тыс. рублей.

Шило на мыло

Счёт мы оплачивать не стали. А вот деятельностью столичной компании «Бизнес-рейтинг» заинтересовались. Позвонили в Москву и спросили: а нельзя ли нам одну награду из предполагаемого комплекта заменить другой? Собеседник, представившийся ведущим специалистом оргкомитета Всероссийского бизнес-рейтинга Олегом Лозоватским, подтвердил:

«Да, если есть в наличии. Ну, не в наличии, а… На какой орден вы хотите заменить?»

Заминку в ответе Олега Борисовича легко понять: деньги-то берут за изготовление определённого комплекта наград для определённой организации-победителя, а получается, что награды-то уже в некотором количестве изготовлены и ждут претендентов.

Впрочем, как оказалось, заменить орден Русской земли на орден «Бизнес-слава» не получится.

«Бизнес-слава» как раз отсутствует. Можем заменить на орден «За успешное управление», – радушно предложил Олег Борисович.

Сошлись на том, что оставляем всё-таки орден Русской земли.

Утром – деньги, вечером – орден

После телефонного разговора на нашу электронную почту поступил договор… о предоставлении информационно-аналитических услуг, в соответствии с которым исполнитель «осуществляет выборочный анализ хозяйственной деятельности заказчика (в лице генерального директора нашего издательского дома) путём обработки показателей деятельности и определения положения заказчика в системе рейтингового оценивания исполнителя».

За эти «информационно-аналитические услуги» по договору необходимо заплатить 44 тыс. рублей. А в случае неуплаты заказчик «не вправе ссылаться на участие в рейтинге и использовать его результаты».

«Хвастаться местом в рейтинге вы сможете только тогда, когда подтвердите статус наградной символикой, – подтвердил Лозоватский. – А наше предыдущее письмо носит информационный характер. Если хотите использовать символику – значит, вы должны её заказать. Если нет – считайте, что предыдущим письмом мы вас просто уведомили о ваших показателях».

К слову, в договоре прописана и ответственность заказчика в виде штрафа за нарушение предусмотренных договором условий использования почётных знаков отличия. Обязанности же заключаются в следующем: статус участника рейтинга (в том числе почётные знаки отличия рейтинга) можно использовать лишь год, а по истечении этого срока обязательно обозначать год участия в рейтинге и получения знаков отличия.

Наградной отдел

Как следует из базы победителей Всероссийского бизнес-рейтинга, размещённого на сайте компании, только белгородский перечень «победителей», вошедших в разные топы, насчитывает больше трёх тысяч компаний – больших и маленьких. Многие из них радостно рапортуют на своих сайтах:

«Экспертный совет выбрал именно наш коллектив среди других компаний отрасли, опираясь на анализ финансовой отчётности и социальных показателей компании».

Вполне возможно, что кто-то из их руководителей польстился на комплект красивых орденов и яркий диплом.

А теперь умножьте это гипотетическое количество на число российских регионов, а потом ещё раз умножьте – на стоимость «комплекта наград» и позавидуйте уже, наконец, предприимчивости руководства Всероссийского бизнес-рейтинга. Нет-нет, по закону эта компания ничего не нарушает. Она лишь продаёт «информационно-аналитическую услугу» на ярмарке тщеславия.

Так, в одном из рейтингов мы обнаружили и своих коллег: сразу три районные газеты входят в двадцатку лидеров отрасли 2014 года по Центральному федеральному округу. А на первых местах рейтинга – такие издания, как «Комсомольская правда», «Известия» и «Новая газета». Согласитесь, присутствие среди таких «грандов» выглядит почётным и престижным...

Позолоченный фонд

Ещё одна награда, которую наша редакция так и не купила, то есть, простите, не заслужила – знак отличия «Золотой фонд прессы», который был учреждён «для награждения качественных и общественно значимых печатных периодических средств массовой информации». Награда позиционируется как «мощный инструмент для продвижения и развития издания, привлечения внимания подписчиков, органов власти и рекламодателей». Решение о награждении знаком отличия принимает экспертный совет, в который входят ведущие учёные, государственные и общественные деятели, а председателем является президент Российской государственной библиотеки Виктор Фёдоров.

Обязательным условием для соискателей награды, кроме оформления заявки-договора, отправки паспорта периодического издания и определённого числа номеров газеты (журнала) оргкомитету конкурса, является оплата собственно соискания знака отличия. Цена вопроса – чуть больше 10 тыс. рублей. Многие редакции (в том числе белгородские) платят и затем размещают позолоченное изображение на логотипе газеты или журнала. Например, в 2014 году в конкурсе приняли участие 345 изданий из всех регионов России, из которых 319 были удостоены знака отличия. То есть – почти все.

Согласны на медаль

На просторах Интернета немало отзывов о подобных продавцах – таких рейтингов у нас в стране не один и не два. Как правило, истории схожи. В один прекрасный день руководителя предприятия ошарашивают известием о победе в престижном конкурсе и сразу предлагают оплатить счёт – скажем, за «рекламно-информационное обслуживание». При этом ни о каком нарушении законодательства или обмане клиента здесь говорить нельзя: и изготовитель наград, и награждаемый прекрасно понимают, что к чему. Более того, красивое звание даже можно использовать в рекламных целях – например разместив на упаковке выпускаемой продукции изображение медали.

Тем не менее схема получения прибыли потрясает своей простотой: достаточно нажать на нужные клавиши – в данном случае на тщеславие руководителей предприятий, – и денежки потекут в карман организаторов ручейком. Или даже рекой.


 

Дело не в самих наградах, а в том значении, которое в них вкладывается

Александра Герасимова, заведующая кафедрой возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ», кандидат психологических наук:

«В психологических причинах стремления к наградам – мотивы самой личности. Важным является не само стремление к наградам, а тот личностный смысл, который в них вкладывают отдельные люди. Смысл может быть самый разный, например утилитарно-прагматический или стремление к социальным благам: получить одобрение окружающих, поднять свой статус, сделать карьеру, повысить материальный уровень.

Но награде может придаваться и другой личностный смысл: она может быть средством подкрепить самоуважение, восстановить социальную справедливость (если награду получил коллега с аналогичными заслугами) или попыткой привлечь внимание не к себе, а к делу, которым занимается человек.

О социальных причинах преобладания утилитарных мотивов. Стоит признать, что внешние утилитарные мотивы получения награды преобладают над внутренними мотивами развития профессионально значимых качеств и привлечения единомышленников.

И причины здесь уже социальные. Вспомните, по каким критериям другие люди оценивают нашу успешность. Успешность и значимость личности часто оценивается по внешним формальным количественным показателям, а не по внутренним, содержательным, таким как профессионализм, стремление к саморазвитию. Награда – это престижно, это ценится в обществе, а значит, если у тебя есть награда, то ты «больше стоишь».

Вывод – осознанность и ответственность в выборе целей и средств их достижения, одним из которых и является награда. Главное во всём этом стремлении – чтобы человек не бездумно гнался за наградами, глядя на других, а чтобы осознавал, для чего он это делает. Дело ведь не в самих наградах, а в том значении, которое в них вкладывается. Награда – не самоцель, а средство для достижения исключительно эгоцентрических или к тому же деловых и даже альтруистических целей».

 



Наградолюбы

Истории известны личности, питавшие настоящую страсть к орденам и почётным званиям. Писатель Александр Дюма-отец везде, где бывал, покупал ордена или выпрашивал награды. По праздникам его парадный фрак представлял собой витрину для множества лент и медалей. Так, например, получив от герцога Орлеанского ленточку кавалера Почётного легиона, Дюма, по свидетельству современников, радовался, как ребёнок.

В числе наиболее наградолюбивых исторических персоналий – незабвенный генсек Леонид Брежнев. Информация о количестве советских и зарубежных наград, которыми был награждён Леонид Ильич, в разных источниках не совпадает, но речь идёт о десятках или даже сотне орденов и медалей.

Несколько лет назад в Белгороде решением суда ликвидировали региональное отделение Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, руководство которой занималось преимущественно раздачей орденов и медалей. Причём зачастую раздаваемые награды были почти не отличимы от государственных. Например, их орден «Великая Победа» от главной награды Великой Отечественной войны по силам отличить лишь профессионалу. Суд установил, что белгородские «академики» не отчитывались перед регистрирующими органами, не вели уставную деятельность и нарушали российское законодательство в отношении геральдики. Представитель ответчика признал исковые требования справедливыми и согласился с ликвидацией организации.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×