• 66,42 ↓
  • 75,22 ↓
  • 2,39 ↓
15 ноября 2018 г. 12:14:37

С какими трудностями сталкиваются вчерашние студенты при трудоустройстве

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Жизнь после диплома. Где работают выпускники белгородских вузов
shutterstock.com

«БелПресса» записала откровения молодых дипломированных специалистов.


Анастасия Доборович, 22 года

Окончила факультет психологии БелГУ в 2018-м. Работает специалистом по оценке персонала

 

Фото Натальи Малыхиной

«При устройстве на работу для меня стала определяющей производственная практика на третьем курсе, которую я нашла сама. Ровно через год меня пригласили туда на собеседование для трудоустройства – сначала с руководителем и менеджером по персоналу, потом – после психологического теста и полиграфа – с гендиректором. На финальном этапе решала кейсы, связанные с будущей работой – оценкой персонала, например о том, какие качества нужно учитывать у будущего бухгалтера. Я ни на что не надеялась: не было ни диплома (его я получила через две недели после оформления на работу), ни опыта.

Многие говорят, что им учёба не пригодилась. Я же университету благодарна: меня научили ключевым тестам, которые сейчас использую в работе.

Думаю, что трудоустройство по профессии зависит от самомотивации. Когда искала практику, мне именно это и помогло. В английском есть понятие active job hunting: оно о тех, кто активно ходит по компаниям и предлагает себя как специалиста. Такие люди никогда не скажут «нет работы».

Из моих одногруппников по специальности работает 30 %. Некоторые не определились, в какой сфере психологии хотят работать. Мне кажется, это главная проблема. Ну и, конечно, трудность в том, что всё‑таки в России психология только развивается.

Я работаю почти четыре месяца, рада, что с коллегами повезло. Занимаюсь психодиагностикой сотрудников и тех, кто только приходит трудоустраиваться, провожу тренинги. После испытательного срока у меня была защита, на которой я предложила свой проект – тренинг по психологической разгрузке работников. Скоро буду реализовывать».


Оксана Комарь, 22 года

Окончила институт межкультурной коммуникации и международных отношений («перевод») БелГУ в 2018-м. Работает учителем английского и немецкого языков в частной школе

 

Фото Натальи Малыхиной

«Когда шла учиться на переводчика, то даже не предполагала, что буду работать в школе. Не хотела этого. Сейчас понимаю, что я не переводчик, просто хорошо знаю язык. И базу знаний получила в вузе. На факультетской практике переводила разные тексты, а во время производственной – в научном учебном центре иностранных языков в БелГУ – корпела над научными текстами, лексику к которым мы не изучали.

Одногруппник проходил практику переводчиком в компании. Ему даже платили. Но он не остался там работать: переводить одни и те же справки за небольшие деньги не так уж здорово.

В Белгороде очень мало переводческих бюро, а вакансий я вообще не видела. Можно устроиться на большие предприятия, например переводить инструкции к оборудованию на разные языки. Но таких мест немного. Там зарплаты побольше, поэтому вакансии появляются редко.

Многие, кто учится на переводчиков, не представляют, где будут работать. Из моей группы только двое из девяти устроились по профессии. При этом девушка, которая работает в бюро, получает 14 тыс. рублей.

Когда я искала работу, было всего два объявления. Об одном месте я знала, что приходится много работать сверхурочно и это не оплачивается. Другой вариант был в Алексеевке, но переезжать я не собиралась. Через два месяца поисков увидела пост девушки, которая уходила из языковой школы и искала замену. На собеседование директрисе понравилось, как я говорю на английском, и она меня взяла. Сначала у меня были занятия только по английскому. Недавно добавилась группа по немецкому.

Я работаю шесть дней в неделю, в основном после обеда. Поначалу было страшно, что не смогу научить языку детей: всё‑таки у меня не было педагогики в университете. Но на практике научилась этому за месяц. Просто смотрела, как другие преподаватели ведут занятия.

Практически все дети в языковой школе замотивированы учить язык. Кроме того, они заряжают энергией так, что даже плохое настроение пропадает. Плюс мой труд хорошо оплачивается. Поэтому в ближайшем будущем не хочу менять работу».


Анастасия Сафаева, 22 года

Окончила социально-теологический факультет («философия») БелГУ в 2017-м. Работает менеджером по бизнес-администрированию

 

Фото из личного архива Анастасии

«В школе у меня был гуманитарный профиль, поэтому искала себе такую же специальность. В приёмной комиссии сказали, что, если я ещё не определилась, философия – то, что нужно. И ни разу не пожалела, что выбрала её: все четыре года мне было интересно учиться.

В основном выпускники-философы идут в науку, становятся преподавателями, однако обширные знания позволяют им работать и в других сферах, например в журналистике. Поначалу я так и думала: окончу университет и буду писать статьи. Ведь молодому преподавателю тяжело много заработать, достойную зарплату получают только профессора.

На последних курсах я проходила практику в университете как преподаватель, работала с младшими курсами нефилософских специальностей. Часто студенты не понимали, зачем им философия. Но у меня получалось заинтересовать их. Этот опыт помогает мне теперь, когда я работаю менеджером по бизнес-администрированию. В нашей компании есть корпоративное обучение – одну из дисциплин веду я. Сейчас обучаю людей, гораздо старше себя. Мы постоянно защищаем проекты, чему я тоже научилась в вузе, выступая на конференциях.

Ещё я учусь на втором курсе магистратуры. Думала, что буду активно заниматься наукой и останусь преподавать. Но так получилось, что после бакалавриата быстро нашла работу, теперь времени на науку не остаётся. Кстати, половина одногруппников продолжают обучение в Москве или Санкт-Петербурге, собираются оставаться в науке. Другие учатся со мной в магистратуре и работают в журналистике или продажах.

Мне очень нравится моя работа. За год у меня пока только одно повышение, но я и этому очень рада. После магистратуры хочу получить образование в сфере управления или экономики».


Анна Хахалова, 28 лет

Окончила факультет ветеринарной медицины БелГАУ в 2017-м. Работает продавцом настольных игр

 

Фото из личного архива Анны

«До того как пойти учиться на ветеринара, окончила медколледж БелГУ и работала медсестрой в разных местах около года. Я всегда считала, что на работу надо ходить с удовольствием, поэтому решила сменить профессию на более интересную мне – ветеринарию.

На первом курсе думала работать с небольшими домашними животными. Ещё нравилась специализация паразитолога. На втором курсе пошла в лабораторию, чтобы дополнительно получать какие‑то знания.

Практические занятия начались на втором курсе – на производстве и в лаборатории. В основном занимались крупным рогатым скотом. Многие идут работать именно в это направление только потому, что хватает знаний. На свинокомплексы и птичники нас не возили. Ещё я проходила практику в зоопарке. Не нравилось там только то, что много бумажной работы и не оставалось времени на животных.

Думаю, пять лет на ветврача – очень мало (на доктора учатся шесть, потом ординатура и годы практики). Не было и разделения на специальности, хотя по программе должно было быть: на пятом курсе студент должен выбирать между врачом мелких животных, врачом на производстве, паразитологом и работой в лаборатории.

Я не тружусь по профессии: это тяжело и морально, и физически. Легко в лаборатории, но там нет как таковой работы с животными и зарплаты низкие. Для работы с мелкими животными дают недостаточно знаний, поэтому, чтобы научиться чему‑то, нужно с первого курса идти в ветклинику. Многие одногруппники устроились на производства, но через полгода ушли оттуда. Там вообще большая текучка. Да и зарплата у ветврача после университета может быть ниже, чем у продавца.

Когда я шла учиться, казалось, что получу новые знания и смогу справиться со всеми трудностями. Сейчас жалею, что не пошла на что‑то творческое, например режиссёра или дизайнера. Зато полученных знаний мне хватает, чтобы не переживать за своих домашних питомцев.

Сейчас мы с мужем открыли магазин по настольным играм, работаем там по очереди. Меня всё устраивает. Клиентов немного, к нам приходят люди, которые нам интересны, и с ними всегда есть о чём поговорить. Также занимаюсь переводами и пишу статьи о животных».


Сергей Зяблых, 30 лет

Окончил институт энергетики, информационных технологий и управляющих систем («электроэнергетика и электротехника») БГТУ им. В. Г. Шухова в 2015-м. Работает замначальника отдела капитального строительства в УФСИН Санкт-Петербурга

 

Фото из личного архива Сергея

«Я воспитывался в семье офицера. Отец служил инженером в отряде спецназначения «Сокол» и участвовал в боевых операциях на Северном Кавказе. Решил пойти по его стопам и окончил воронежский колледж ФСИН России по специальности «сети связи». Потом устроился в Белгородский следственный изолятор инженером связи. На работе сталкивался с задачами, связанными с энергетикой, поэтому поступил в «технолог» на это направление.

Выбрал вуз не случайно: ещё в школе посещал его на практических занятиях по химии. Плюсом для меня была и возможность сокращённого обучения: в зачёт шли предметы, которые изучал в Воронеже. Большинство ребят на сокращённом потоке тоже были после колледжа и уже работали. Здесь у меня появились друзья, с которыми решали разные технические задания. Ну а с поиском практики проблем не было: проходил её на рабочем месте.

За три года я получил много полезных знаний, которые применяю и сегодня. Учиться нравилось: было много и теории, и практики. Были и предметы, не связанные с энергетикой, например высшая математика и история России. Я продолжаю изучать их и после окончания «технолога».

В 2015-м получил диплом с отличием, чем очень гордится моя семья. На службе мне предложили повышение – так я стал главным инженером-энергетиком в следственном изоляторе. Сейчас – замначальника отдела капитального строительства в УФСИН Санкт-Петербурга, капитан внутренней службы. Участвовал в строительстве и сдаче СИЗО «Кресты-2» – самого большого следственного изолятора в Европе.

Работа мне очень нравится, приходится решать сложные задачи и постоянно совершенствоваться. У меня шесть международных сертификатов Asea Brown Boveri Ltd. (компания, специализирующаяся в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий – прим. авт.) и один сертификат международной компании Danfoss A/S (концерн по производству тепловой автоматики и холодильной техники – прим. авт.)».


Данил Никитенко, 21 год

Окончил транспортно-технологический институт («эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов») БГТУ им. В. Г. Шухова в 2018-м. Работает водителем

 

Фото из личного архива Данила

«На момент поступления думал, что быть механиком – моё призвание: после школы хотелось заниматься только машинами.

Когда поработал, эта специальность перестала нравиться. Она не высокооплачиваемая: даже опытные мастера в хороших сервисных центрах получают не больше 40 тыс. рублей. В больших автосервисах зарплаты выше, есть соцпакет и карьерный рост. В частных таких условий нет. Даже если бы за это хорошо платили, я стал понимать, что мне это больше интересно, как хобби. Не хочется, чтобы руки были всё время в масле.

В институте говорили, что нас учат не гайки крутить. Например, я научился работать в программе для создания чертежей «Автокад» – это помогло в написании диплома, но вряд ли понадобится в работе. Только на практике можно было чему‑то научиться. Но её нужно было искать самому.

Перед дипломом работал поваром-сушистом. Это ещё меньше понравилось. Нагрузка приблизительно одинаковая: и там, и там 12 часов на ногах. Но если выбирать из двух, то гайки мне больше нравится крутить. А по оплате и то, и другое одинаково мало.

Ещё за время учёбы пробовал открыть своё дело. Ничего хорошего не вышло – закрылся через четыре месяца. Но это мне дало огромное желание открыть что‑то своё.

После написания диплома почувствовал упадок сил и, кажется, до сих пор не могу восстановиться. Пошёл в магистратуру на ту же специальность. Родители советуют поступать и в аспирантуру, но я не вижу себя преподавателем. Не видел особого смысла и в магистратуре, так как не собираюсь работать в этом направлении. Думал о том, чтобы подать на психолога: друзья говорили, что у меня бы получилось, но времени на подготовку не было.

Из 17 одногруппников пятеро работают по профессии, другие – в армии, многие из них хотят быть механиками, есть те, кто тоже в магистратуре и без работы. Один перевозит грузы и зарабатывает большие деньги. Для этого не нужно было учиться четыре года. Мне, отличнику, обидно, что ум не нужен, чтобы много получать. Но я страюсь не падать духом и планирую открыть своё дело. Сейчас так же, как и одногруппник, начал работать водителем».


Людмила Филатова, 25 лет

Окончила отделение музыкальной педагогики и фортепиано БГИИК в 2018-м. Работает преподавателем фортепиано и концертмейстером в музыкальной школе

 

Фото Натальи Малыхиной

«Когда принесла документы в музыкальный колледж, мне там так понравилось, что больше никуда документы не подавала. Обучение состояло из совершенствования игры на фортепиано и музыкальной теории.

В нашей специальности важен не столько вуз, сколько педагог. Моя преподавательница Алина Владимировна Кузнецова окончила аспирантуру питерской консерватории – это лучшее, что есть в стране. От неё я получила то, что могла не получить в более престижном вузе. Вырасти в нашей профессии можно только тогда, когда ты попал к хорошему педагогу.

Практика была прямо в колледже: нам приводили детей, с которыми мы занимались. Мне всегда нравилось, что я с учеником один на один. Это гораздо легче, чем работать с целым классом. После обучения я могла пойти в музыкальную школу и преподавать, поскольку в колледже мы получаем две специальности: преподаватель и концертмейстер. Но поступила в вуз – одновременно на два направления: фортепиано и музыкальную педагогику. В сумме отучилась девять лет: четыре – в колледже и пять – в институте.

Музыка мне всегда нравилась, так что я не жалела о своём выборе. Жаль, что денег много не заработаешь. В колледже у меня была одногруппница, которая разочаровалась в профессии – сейчас она маникюрша. Другая пошла учиться на переводчика, у одногруппника бизнес. И только я и ещё одна девушка остались в профессии. Любовь к музыке у многих не прошла, просто из‑за зарплат занимаются другим.

В музыкальных школах можно заработать и больше 50 тыс. рублей. Просто надо очень много трудиться. Зарплата учителя складывается из оклада и стимулирующих. Их можно получить за конкурсы, статьи и конференции.

Я работаю пять лет. Когда поступала на высшее, мне предложили место концертмейстера на полставки на кафедре. На третьем курсе с помощью преподавателя нашла место в музыкальной школе, в которой работаю третий год.

Приятное на работе – отдача детей. Сложное – найти подход к каждому ребёнку. У нас много детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, у меня занимается мальчик с аутизмом. Он очень одарённый: на слух и по рукам запоминает с ходу. Радуюсь его маленьким успехам».


Комментарий специалиста

Галина Банникова, замначальника отдела трудоустройства граждан Белгородского центра занятости:

 

Фото Натальи Малыхиной

«Сегодня молодым людям сложно трудоустроиться. Проблема в том, что они не конкурентоспособны по сравнению с теми, у кого есть опыт. Да и не всегда спрос соответствует предложению рабочей силы. Поэтому молодёжь часто обращается за помощью в службу занятости.

3a девять месяцев 2018 года в Белгородский центр занятости обратились 152 выпускника образовательных учреждений. Из них 89 окончили техникум или колледж, 5 – школу и 58 – вуз. Трудоустроили 110 из них.

Наибольшие проблемы с трудоустройством испытывают выпускники направлений «юриспруденция», «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «мировая и национальная экономика», «финансы и кредит», «государственное и муниципальное управление», «менеджмент», «таможенное дело».

В центре занятости молодые соискатели могут получить услуги по информированию о положении на рынке труда, профориентации, социальной адаптации, организации самозанятости, психологическую поддержку.

Выпускников 18–20 лет‚ имеющих среднее профобразование и ищущих работу впервые, могут трудоустроить временно, чтобы они набрались опыта‚ получили необходимые навыки и стали более конкурентоспособными на рынке труда. Помогают им и в повышении квалификации.

Также центр занятости сотрудничает с вузовскими центрами содействия трудоустройству выпускников, организовывает встречи, конференции, ярмарки вакансий с участием работодателей».


для комментариев используется HyperComments