Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 мая 2014, 14:29
 Алёна Рогожа 3371

Жизнь на кончиках пальцев

Сегодня белгородские водолазы отмечают профессиональный праздник

Жизнь на кончиках пальцев Фото из архива Леонида Зенкина
  • Алёна Рогожа
  • Статья

132 года назад, 5 мая 1882 года, по указу императора Александра III в Кронштадте была открыта первая в мире школа для водолазов. Это престижное учебное заведение не имело аналогов, и сюда приезжали учиться люди со всей страны и ближнего зарубежья. Её выпускники обретали известность по всему свету. Долгое время Кронштадтская водолазная школа оставалась единственным в мире учебным центром, где готовили специалистов водолазного дела. Сегодня в России существует несколько заведений по подготовке водолазов, и учиться в них всё так же почётно.

Подводные труженики

На сегодняшний день в отделении специальных и водолазных работ поисково-спасательной службы МЧС России по Белгородской области числятся семь человек: шесть водолазов и одна медсестра. Отделение это функционирует круглый год и в зависимости от сезона выполняет разного рода работы. Например, весной они обследуют пляжи и места массового купания. Так, в позапрошлом году белгородские водолазы осмотрели порядка 60 тыс. кв. м водоёмов, в прошлом – уже более 65. На данный момент 15 пляжей в районах области уже прошли подобную проверку.

Летом водолазы поднимают технику, утонувшую вследствие ДТП и доставляют её на сушу. Особо часты в это время случаи гибели людей на воде. Их поиск также относится к работе водолазного отделения. Кроме того, водолазы оказывают помощь и при авариях маломерных судов: катеров, лодок. Осенью обследуются гидротехнические сооружения. В январе водолазы участвуют в подготовке купелей к проведению крещенских купаний.

«Это отделение работает круглый год, и нет такого сезона, когда бы оно бездействовало, – говорит начальник поисково-спасательной службы Белгородской области Олег Кудеров. – Люди, которые здесь работают, – профессионалы своего дела».

Леонид Зенкин (справа).
Леонид Зенкин (справа).
Фото из архива Леонида Зенкина

Всё под контролем

Возглавляет отделение водолаз с 11-летним стажем Леонид Зенкин, неоднократный победитель конкурсов профессионального мастерства.

– Плавать я научился раньше, чем ходить, – рассказывает Леонид. – Наверное, потому что родился и вырос на море, в городе Баку. В юности серьёзно занимался водным поло, а также посещал секцию подводного плавания. Мне это было очень интересно. Когда на телеэкранах стали показывать программы Жак-Ива Кусто – я буквально заболел ими. Как только появлялась возможность – брал маску, трубку и нырял в море. Когда стал старше – попробовал это дело с аквалангом. А когда приехал сюда, в Белгород, стал работать спасателем. Позднее узнал, что формируется отделение водолазных работ и, конечно же, не мог проигнорировать это. Так я стал водолазом и работаю им вот уже 11 лет.

– Получается, Вы нигде не учились этой профессии?

– Почему же, учился! Я проходил подготовку в ФБУ подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъёмных работ на речном транспорте «Подводречстрой», там же повышал квалификацию. Учился и здесь: у замечательных специалистов, которые объяснили, как правильно вести себя под водой.

– Есть какие-то определённые правила?

– Во-первых, не допускается никакой суеты. Снаряжение должно быть строго подобрано, время нахождения под водой – чётко регламентировано. Должен быть постоянный контроль ситуации теми, кто обеспечивает спуск. Во-вторых, нельзя лезть туда, где есть потенциальная опасность. Есть даже такое высказывание: водолаз должен быть толстым, глупым и ленивым. Толстым – чтобы не мёрз, глупым – чтобы мысли плохие в голову не лезли, а ленивым – чтобы сам куда ни попадя не лез. Разумеется, это шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

Без права на ошибку

– Тогда каким же должен быть водолаз?

– Он должен иметь хорошее физическое и моральное здоровье, быстро соображать и принимать правильное решение. Под водой у нас нет права на ошибку. На спасение человека есть всего пять минут, потом наступают необратимые изменения. Есть, конечно, исключения, но они очень редки.

– Много людей гибнет во время пляжного сезона?

– Достаточно много. Поэтому наша профессия и требует хорошей моральной устойчивости. Достать из воды труп – это полдела. Очень часто приходится сталкиваться с болью людей – родственников, друзей погибших. А когда постоянно становишься свидетелем людского горя, оно оставляет след и в твоей душе. Людей находили много. В большинстве случаев эти люди были в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, гораздо реже рыбаки, дети. Наблюдать это всё очень тяжело.

Юмор помогает отвлечься от мыслей, которые посещают голову после подобных выездов. Кроме того, у каждого водолаза есть свои увлечения. В них человек погружается с головой, и они становятся для него отдушиной. Я, например, люблю путешествовать, летом кататься на велосипеде, роликах, зимой – на лыжах. Ну и, конечно же, увлекаюсь дайвингом. Это у нас семейное хобби.

  • Костюмы из музея поисково-спасательной службы.

Сюрприз со дна

– За десять лет Вы, наверное, познакомились со всеми водоёмами области.

– По большому счёту, да. А также со всеми сельскими советами, где заключаются договоры на обследование водоёмов. В каждом районе хоть маленький, да свой пляж есть. И есть критерии, по которым это место может быть допущено для отдыха на воде. Каждую весну идёт долгая, кропотливая работа по обследованию и очистке дна. Замечу, что с каждым годом мусора становится всё меньше, но иногда находим такое, что уму непостижимо.

– И какая была самая необычная находка?

– Этот вопрос мне часто задают друзья. Я отвечаю: всё, что есть наверху – есть и под водой. Найти можно всё что угодно. Раздевалки, телевизоры, велосипеды… У меня дома, например, лежит утюг, который ещё на углях накаливался. И это я ещё не говорю об эксклюзивных находках. Однажды нашёл,не поверите, целый набор игрушек для взрослых. Смех тогда у меня начался ещё под водой, а когда поднялся на поверхность, позвал коллег продемонстрировать находку. Те решили, что я клад нашёл, раз так веселюсь, но потом поняли, что к чему и тоже долго смеялись. Как эти вещи там оказались – ума не приложу. Но такая у нас работа: выискивать самую мелочь.

– Хорошо ли всё видно под водой?

– Напротив. На речках видимость метр, максимум два. А когда работаешь в стоячих водах, то хоть глаза закрывай: разницы никакой. В 99 % мы работаем на ощупь. При этом ухитряемся находить не только крупные предметы, но и мелкие: битые бутылки, банки, склянки – и так вплоть до ювелирных украшений. Мы часто оказываем помощь сотрудникам следственного комитета, прокуратуры в поиске вещественных доказательств преступления. Ищем ножи, пистолеты, монтировки. В большинстве случаев находим – опять-таки, на ощупь. Как сказал один опытный водолаз, вся наша жизнь – на кончиках пальцев. Ими мы видим, слышим и осязаем.

Будни под водой

– А есть в вашей профессии женщины?

– Вообще женщины допускаются к водолазным работам, но практика показывает, что работу в этой сфере ищут немногие представительницы прекрасного пола. Более того, из десяти мужчин только двое остаются работать водолазами. Остальные не выдерживают, ведь здесь серьёзные физические и психологические нагрузки. Чтобы получить допуск к работе под водой, водолазы обязаны ежегодно проходить медицинскую, а также водолазно-квалификационную комиссии. Любое отклонение по здоровью, потеря практических навыков – уже повод задуматься о смене профессии. Но зато это лишний раз подтверждает, что здесь собрались профессионалы.

– Водолаз всегда должен быть готов к спуску?

– Да, но в то же время он может от него и отказаться. Например, если водолаз плохо себя чувствует, ему приснился дурной сон или же есть нехорошее предчувствие. Тогда он имеет полное право отказаться от погружения, но может быть обеспечивающим спуск. Вода считается агрессивной средой, рисковать мы в ней не можем. Один неверный шаг может привести к непоправимому исходу.

– За что Вы любите свою профессию?

– А просто так. Для большинства людей спуститься под воду – достижение, своего рода подвиг, мечта жизни. Но для нас это обычные будни, о которых не всегда приятно рассказывать. Не хочется говорить о том, сколько человек было поднято со дна, и о том, какое огромное количество мусора ежегодно бросают в воду белгородцы. Или как бороться с синдромом одиночества, который появляется после работы наедине с холодом и темнотой. Многие не выдерживают, но те, кто остаются, любят свою трудную, опасную и всё-таки интересную работу всей душой.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×