• 66,75 ↓
  • 76,23 ↓
  • 2,43 ↓
4 июня 2018 г. 11:57:47

«Белгородская правда» – о святых образах, царских особах и известных горожанках

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Женский Белгород. Кто из женщин вписал свои имена в историю нашего края
Рождество-Богородицкий женский монастырь

Женщин, вошедших в историю, гораздо меньше, чем мужчин. Они затерялись среди правителей и полководцев, учёных и духовных лидеров. Эту несправедливость решил исправить краевед Павел Альбощий, который разработал экскурсию «Женский Белгород. От девочки до бабушки».

В честь Богородицы

«Гендерная тема в регионе практически не разрабатывалась, – отмечает Павел Альбощий. – К 8 Марта я задался целью выявить все женские памятники Белгорода. Из женских образов у нас представлены несколько языческих богинь, святая праведная княгиня Феврония, дворянка Наталья Гончарова, скорбящая мать, беременная женщина, многодетная мать, учительница, бабушка, три девочки, две студентки и одна известная гимнастка. Но в историю Белгорода вплелись судьбы ещё нескольких женщин, имена которых стоило бы увековечить если не мемориальными табличками, то хотя бы памятным маршрутом», – убеждён краевед.

Кто же эти женщины? Если говорить о женском образе в рамках мировой истории, то, конечно, первая, о ком надо упомянуть, – это Пресвятая Богородица. По мнению Павла, древнейшая святыня, связанная с Белгородом, – это Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Она прославилась многими чудесами, и в 1597 году царь Фёдор Иоаннович повелел принести её в Москву.

В XVII веке житель Нового Оскола услышал от иконы Богородицы глас, повелевший ему идти к воеводе и сказать, чтобы он привёз чудотворный образ из Курска в Белгород и написал его на знамени Белгородского полка. Кроме этого, к воеводе Григорию Ромодановскому явился полковой поручик, который сообщил о приходе неизвестного старца, повелевшего передать воеводе, что на знамени нужно изобразить образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Ромодановский, впечатлённый этими рассказами, посоветовался с духовенством и воинами, после чего чудотворный образ доставили в Белгород. Вскоре этот образ был изображён на полковом знамени.

Тогда же была написана копия иконы «Знамение», особо почитаемая в Белгороде как «Царская походная», поскольку по указам государей её в брали в походы, где было одержано немало побед.
Кроме списка Курской Коренной иконы, в Белгороде хранились Смоленская икона, за помощью к которой белгородцы обращаются и сейчас. Список Владимирской иконы Божией Матери – семейная святыня святителя Иоасафа – до революции находился в его пещерке. После канонизации святителя Иоасафа в Белгород была принесена подлинная Песчанская икона Божией Матери из Изюма. Потом её вернули назад. Но в Белгороде оставили дореволюционный список. Он находился в покоях святителя Иоасафа.

Если бы мы посмотрели на Белгород с Харьковской горы 100 лет назад, то увидели бы несколько храмов, престолы которых были посвящены Божьей Матери. А древний женский монастырь был освящён в честь Рождества Богородицы.

 

Приезд Екатерины II в Белгород.
Приезд Екатерины II в Белгород.
Картина художника Евгения Савотченко

Царские особы

От памятника князю Владимиру видна дорога, по которой в XVIII веке в Белгород приехала Екатерина II. В 1787 году она совершила путешествие с целью посетить присоединённые территории и посмотреть, как живут люди в Российской империи. Обратный путь императрицы лежал через Белгород, в котором предусматривался обед и ночлег государыни. Сохранилось описание подробностей этого визита:

«За версту от Белгорода встретил Её величество магистрат, который, поклонясь ей на дороге и пропустя, поехал вслед немедленно, только кареты Её величества не объезжая. У триумфальных городских ворот встретил её городской голова с лучшими тамошними купцами и комендант с гарнизонною командою, где купечество только обязано было поклониться Её величеству, но не останавливать. По обеим сторонам дороги народ расставлен был так, чтобы мещане, а потом и купцы ближе были к покоям, а к крыльцу чтобы поставить школьников и пред ними их учителя. В почётный список встречающих императрицу при въезде в Белгород было включено 120 дворян из всех уездов Курской губернии».

Ночевала императрица в доме помещика Николая Озерова. В городе не умолкал звон колоколов и гром пушек, улицы были заполнены народом.

Екатерина посетила Свято-Троицкий собор и побеседовала с епископом Феоктистом.

«В сей самой комнате, где мы теперь находимся, сидела и сия великая монархиня; здесь хвалилась она мне прогнанием татар за границу, и на ответ мой, что чрез это сделала она великое благодеяние Малороссии, от них много пострадавшей, возразила следующими словами: «Что вы мне говорите о Малороссии? Производя сие в действо, я не помышляла даже о ней, но думала о благоденствии целой России», – рассказывал владыка Феоктист Дмитрию Бантыш-Каменскому.

В XIX веке в Белгороде побывала императрица Елизавета Алексеевна Романова – супруга Александра I. Она прибыла сюда 18 сентября 1825 года – через неделю, после того как в городе побывал император. Елизавета Алексеевна посетила кафедральный собор, переночевала в доме Тамбовцева и на следующий день отправилась к мужу в Таганрог.

В начале XX века в Белгород приезжали шесть святых мучениц: на торжества по случаю канонизации святителя Иоасафа прибыла Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, а позже, с государем Николаем II, сюда приехали императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

 

Арест последней королевы Грузии.
Арест последней королевы Грузии.
Гравюра французского художника Шарля Мишеля Жоффруа

Писательница и герои

В экспозиции Пушкинской библиотеки-музея находится портрет писательницы Надежды Степановны Соханской (Кохановской). Она родилась в Корочанском уезде, в дворянской семье. Её отец рано умер, и семья осталась в достаточно стеснённых обстоятельствах. Начав писать, Надежда Соханская не встретила поддержки в своём окружении. Тем не менее в 1846 году она отправляет в журнал «Современник» свою повесть. Издатель журнала Пётр Плетнёв эту повесть публиковать не стал, но вступил в переписку с Соханской. Чуть позже она присылает ему свою автобиографию, которая приводит Плетнёва в восторг.

В последующие годы литературные произведения Соханской не раз появлялись в журналах того времени. Она снискала себе славу писательницы-славянофилки и колоритно передавала в своих произведениях народную жизнь.

Следующая точка экскурсии – музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Здесь вспоминаем двух женщин Героев Советского Союза: уроженку Ракитного, лётчицу Надежду Федутенко и радистку Елену Стемпковскую.

Царица в монастыре

В Белгороде на месте нынешнего драматического театра когда‑то находился Рождество-Богородицкий женский монастырь. В XIX веке здесь восемь лет находилась в заключении последняя грузинская царица Мариам Цицишвили. Это случилось во время вхождения Грузии в состав России.

После смерти царя Георгия Александр I приказал переместить Мариам и всех представителей династии в Петербург, чтобы предотвратить народные волнения. Но царица задумала бежать. Узнав об этом, её дальний родственник генерал Цицианов велел генералу Лазареву немедленно взять Мариам под стражу и увезти её. Выполняя приказ, Лазарев явился во дворец, но царица не пожелала идти с ним. Тогда он попытался за ноги стащить её с тахты. Мариам, возмущённая таким неуважительным поступком, достала кинжал и убила генерала. Позже эту сцену воспроизвёл в своей гравюре французский художник Шарль Мишель Жоффруа.

Александр I отправил царицу вместе с семьёй в белгородский Рождество-Богородицкий монастырь. По пути местные жители попытались отбить Мариам, но у них ничего не вышло.

Первые годы грузинской царице запрещено было покидать монастырь. Но обходились с ней гуманно, разместив её в келье настоятельницы. А в последние два года своего пребывания в Белгороде Мариам даже разрешили гулять по городу. Правда, во время таких прогулок конвойные бдительно следили за ней и каждый раз докладывали о её возвращении городничему.

 

  • Писательница Надежда Соханская

  • Герой Советского Союза, лётчица Надежда Федутенко

  • Царица Мариам

Подвиг матушки Марии

В Белгороде уцелело здание мужской гимназии (ныне здесь располагается социально-теологический факультет БелГУ), где в первой четверти XX века был законоучителем священник Василий Кияновский. Он также служил в домовой Евгеньевской церкви, которая размещалась в гимназии.

Если пройти ещё немного по улице Преображенской в сторону железнодорожного вокзала, то увидим здание бывшей второй женской гимназии, где начальницей и преподавателем была жена Василия Кияновского – матушка Мария. Современники характеризовали её как авторитетного в городе, смелого и искренне верующего человека. Когда в 1919 году арестовали белгородского епископа Никодима (Кононова), она возглавила делегацию, просящую об освобождении владыки. Но во время переговоров её арестовали, бросили в тюрьму и в тот же день расстреляли.

Вот как о её мученическом подвиге свидетельствовал житель Белгорода Андрей Маховский:

«Один из красноармейцев рассказал мне, что вечером 26 декабря (по старому стилю – прим. авт.) он стоял на посту на пожарном дворе, что на его глазах комендант Саенко вывел во двор какую‑то учительницу, в которой по подробно описанным им приметам я узнал Кияновскую, и, поставив её перед собой, сказал ей: «Я тебе сейчас преподнесу гостинец». – «Герой была женщина, до слёз довела она меня своим поведением, – добавил красноармеец и продолжил: – Не испугалась она, сняла с себя очки и со словами «пожалуйста» выставила вперёд грудь, тогда Саенко выстрелил сначала два раза в грудь из револьвера, а один раз в лоб. Учительница упала мёртвой, а Саенко ушёл».

Говоря о выдающихся белгородских женщинах, вспомним и Анну Чумичову, участвовавшую во всех делах своего мужа – известного белгородского купца и мецената. На старом кладбище сохранилось величественное надгробие в виде саркофага над её могилой.

Было в истории Белгорода немало и других достойных представительниц прекрасного пола, чьи судьбы ещё ждут своих исследователей.


для комментариев используется HyperComments