Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 февраля 2018, 11:36
 Татьяна Соболева 1315

Земля победителей. Как художественные фотографии нашего коллеги стали историческими

Земля победителей. Как художественные фотографии нашего коллеги стали историческими Фото Юрия Поликарпова
  • Татьяна Соболева
  • Белгородская правда

В музее «Третье ратное поле России» открыта персональная выставка фотографий Анатолия Лукьянова, который четверть века проработал в «Белгородской правде». Открыли выставку 6 февраля, в день, когда в 1943 году Прохоровка была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. А фотохудожника чествовали в связи с его 70-летним юбилеем.

Танки и мины

Родился Анатолий Лукьянов в 1948 году. Его отец, Иван Петрович, прошёл войну от звонка до звонка. Домой, в прохоровское село Сторожевое, вернулся, пережив 11(!) ранений, с орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.

Детство в памяти Анатолия осталось таким. Вот вдоль железнодорожной насыпи выстроились искорёженные танки. Боевые машины свезли с полей сражений. Танки резали на части, по железной дороге ходил поезд с краном, металл грузили на платформы и увозили на переплавку.

И игры у послевоенного поколения были… Бесшабашно соревновались мальчишки, кто больше мин в полях и лесах отыщет. Одна босоногая команда хвалится: «Мы 280 мин нашли!» «А мы – 300!» – радуются «победители». Хорошо, что всё обошлось…

Написал «Советский Союз»

Семья Лукьяновых переехала в Белгород. После школы спешил Анатолий в Дом пионеров. Сколько кружков там работало: народных инструментов, судо- и авиамодельные, кройки и шитья, бальная студия…

Анатолий занимался в фотокружке. Там, по его словам, «происходило таинство встречи с фотографией».

Любовь к ней оказалась взаимной. Участие в первой же Всесоюзной фотовыставке «Снимают дети» принесло Анатолию массу приятных эмоций. О выставке, которая проходила в Москве, написал престижный тогда журнал «Советский Союз».

Иди, студент, в «Белгородку»

А премьерная фотопубликация Анатолия Ивановича была в областной молодёжной газете «Ленинская смена». Скоро он стал внештатным сотрудником редакции. Мало того, ему, окончившему восемь классов школы, предложили в Доме пионеров должность руководителя фотокружка.

Старшие классы Лукьянов оканчивал в вечерней школе. И трудовой стаж, кстати, зарабатывал. Он позволял вне конкурса поступить в пединститут: тогда это было единственное высшее учебное заведение в Белгороде.

И опять судьба вмешалась. Едва студент Лукьянов приехал из колхоза, где вместе с курсом участвовал в уборке свёклы, как его пригласили в ректорат. В приёмной юноше объяснили: его ждёт машина, чтобы отвезти в обком КПСС.

Заведующий отделом пропаганды обкома Николай Игрунов предложил первокурснику работу в «Белгородской правде».

«Да я только в институт поступил. На очное отделение», – развёл руками Анатолий.

«Надо, надо идти», – мягко увещевали его в ответ.

Фото Юрия Поликарпова

Проявитель в грелке

Сегодня Анатолий Лукьянов с улыбкой рассказывает о финансовой стороне своей стремительной карьеры:

«В Доме пионеров я получал 55 рублей. Стипендия в институте – 28 рублей. Плюс подрабатывал гонорарами в «Ленинской смене»… А в «Белгородскую правду» меня приняли на полставки – 27 рублей 50 копеек, о чём я узнал потом в бухгалтерии редакции».

Но четверть века, как один день, он отдал областной газете…

«Помню, в 1967 году проходил агитпоход по местам боёв Первой конной армии, – говорит Анатолий Иванович.– В нём участвовали 100 конников. Путь лежал от Старого Оскола до Уразово. Меня на две недели отрядили в командировку. Я взял с собой одну грелку с проявителем, другую – с закрепителем. Вода не в каждой гостинице была. Тогда идёшь в райком партии, там плёнку проявляешь, промываешь. Утром она высыхает. Режешь эти кадры. Из каждого райцентра в Белгород самолёты летали. Вот и передаёшь с лётчиками «эксклюзив», чтобы фотография свою оперативность не потеряла».

Когда людям нравится

«А я помню, как мы с вами в командировку в Старый Оскол ездили,– к воспоминаниям Анатолия Ивановича присоединяю свои. – И как вы забрались на какую‑то высоченную трубу, чтобы кадр интересным получился…»

«Вверх поднимался спокойно, – подхватывает собеседник, – а вниз с верхней точки посмотрел – батюшки… Коленки задрожали. Страшновато. Но фотография хорошей получилась. Спустился – на ладонях кровь. На поручнях сварочная окалина была. А я даже не заметил…»

Анатолий Иванович Лукьянов – член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников России. На выставке «Земля победителей» в Прохоровке представлено около 130 фотографий, сделанных мастером.

«Здесь 50 лет моей жизни и жизни области, – говорит Анатолий Лукьянов, решительно отказываясь отвечать на вопрос, какая фотография ему самому больше всего по душе».

«Фотография получается тогда, когда она людям нравится», – убеждён мастер.

Поймать прекрасное мгновение

В музее «Третье ратное поле России» юбиляра чествовали его многочисленные друзья, коллеги. Николай Божков рассказал о той самой первой фотографии своего друга детства, опубликованной в газете.

«В Ракитянском районе он по заданию редактора должен был сделать снимок передовой доярки. А доярка, как оказалось, далеко не модель: конопатая, нос картошкой… Но на то он и Лукьянов! Нашёл выгодный ракурс, свет. Снимок на первую полосу получился шикарный. У оператора машинного доения из глухого села горели глаза, и лицо было одухотворённым».

В церемонии открытия выставки принял участие глава администрации Прохоровского района Сергей Канищев:

«В каждом снимке Анатолия Лукьянова – жизненная мудрость,– поделился впечатлениями Сергей Михайлович. – Мы сейчас все что‑нибудь снимаем. Но поймать мгновение, когда оно воистину прекрасно, передать через портрет богатство души человека – для этого нужно иметь талант».

А директор музея-заповедника «Прохоровское поле» Наталья Овчарова первую экскурсию по выставке предложила провести её автору. Наталья Ивановна высоко оценила творчество юбиляра:

«Это поистине художественные фотографии. И сначала талантливая фотография – это остановленный миг. Но затем – остановленная вечность. И поскольку всё скоротечно в нашем мире, то со временем к художественной ценности фотографии добавляется ещё одна – историческая. Фотография приобретает силу документа. И выставка «Земля победителей» Анатолия Ивановича Лукьянова, несомненно, обладает именно двумя этими ценностями– художественной и исторической».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×