18.12.2017, Понедельник 02:34
  • 58,90
  • 69,43
  • 2,13
21 ноября 2017 г. 15:49:09

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Заячья причуда. Как танцевали в средние века
Фото Натальи Малыхиной

Корреспондент «ОнОнаса» пошла на занятия по историческим танцам пешком, а вернулась променадным шагом с «глиссе», «аллемандой», «до-за-до» и другими словечками.

Язык вееров

Холодный субботний вечер соблазняет спать, а не танцевать, но уговор есть уговор. Пиликает напоминающе-повелевающая эсэмэска: «Возьмите сменную обувь». Беру кроссовки, но всё же надеюсь, что сонную меня никто плясать не заставит.

«Здесь можно оставить всё лишнее, – указывает на раздевалку тренер и организатор Станислав Бабкин. – И лучше всё попробовать самой, чтобы лучше понимать».

Слушаюсь и повинуюсь (переобуваюсь). Приходится отложить блокнот и фотоаппарат и вместе со всеми покорно отрабатывать вальсовый шаг. Помимо меня здесь ещё один новичок – Настя. Остальные – Лена, Женя, Андрей, Аня и Ира – занимаются давно.

«На нас по‑разному выходят, – говорит Станислав. – Кто‑то целенаправленно ищет в Интернете исторические танцы. Кто‑то, как Настя сегодня, приходит с подружкой за компанию».

Мы внимательно следим за ногами Станислава, чтобы научиться делать променадный шаг и вальсовый поворот. Движения напоминают танец на выпускной. Получается неплохо, пока ко мне не приставляют пару: на вальсовом повороте превращаюсь в медведя.

«Нужно шагать так, чтобы оказаться на линии», – учит Бабкин.

Десять попыток – и я удостаиваюсь одобрительного кивка.

«Основные шаги повторили, теперь перейдём к вальсу «Елена», – торжественно сообщает тренер.

Пары выстраиваются в круг и начинают разучивать движения. На самом деле всей группе, кроме меня и Насти, они знакомы, но даже Станислав сверяется с распечатками, где прописаны все элементы.

«Сначала променад по линии круга, затем вальсовый поворот – и повторяем! – Повторяем. Успешно. – А теперь балансе́ (в школе это называлось «окошко»: партнёр и партнёрша делают променадный шаг навстречу и расходятся, при этом держатся вверху правыми руками)».

Затем – аллема́нда: руки остаются вверху, просто меняемся местами. Девушка разворачивается к кавалеру спиной. После выполняем элемент «глиссе» (скользящий шаг). Почти как гляссе – кофе, который так был нужен перед занятием. К слову, спать уже совсем не хочется.

— Пируэт! – И все разом догадываются, что нужно провернуться на 360 градусов. За ним следуют хорошо знакомые променад и вальс. Пару «глиссе» от центра круга партнёршам и в центр партнёрам, затем наоборот. Получается звёздочка».

«Берём дам в «корзиночку», – командует Станислав. – Правая рука в правой руке, левая – в левой, за спиной».

Так мы проходим променадом, разворачиваемся и повторяем спиной. Тут неожиданно для меня происходит смена партнёров. Снова повторяем – и так до тех пор, пока не окажемся с партнёром, с которым были в самом начале.

Фото Натальи Малыхиной

«Теперь не подсказываю, – улыбается тренер, и мы проходим всё заново под счёт. Когда все движения отточены, можно и под музыку. Танцующие очень сосредоточенны».

«Вот раньше во время бала разговаривали, чаще всего сплетничали, а сейчас этим можно только сбить с ритма, – подмечает Станислав. – Тогда незамужним девушкам запрещалось просто так общаться и знакомиться, поэтому танец был одним из немногих способов завести беседу. Был ещё язык вееров. С нами даже занимался преподаватель этого языка, но сейчас она стала мамой и ей пока некогда».

Гребите дружно, моряки!

«После танца нужно отвести даму туда, откуда привели, – меня отводят к фотоаппарату. – Что танцуем дальше? «Гребите дружно, моряки!», «Ямайку» или Hare’s maggot»?

Женя и Стас совещаются и выбирают последний. Hare’s maggot (переводится как «заячья причуда») – это контрданс, то есть пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах. Здесь перемена партнёров и переходы – ключевые моменты танца. Пары редко держатся за руки, многие движения выполняются раздельно.

«Шаг в контрдансе отличается от вальсового. Если вальсовый делается на носочках, то контрдансовый – всей ступнёй, только в конце шага приставляем ногу на носочке».

После того как шаг разучен все выстраиваются друг против друга и тренер показывает первый переход. За ним повторяет первая пара: Жене и Ане нужно обойти предыдущих танцоров в линии, затем следующих за ними – и вернуться на своё место. Напоминает змейку.

«Теперь «до-за-до» с чужим партнёром: прохо́дите на позиции друг друга правыми плечами и спиной возвращаетесь на свои места».

Замысловатые переходы продолжаются до конца танца – даже опытные иногда путаются, кого и с какой стороны обходить.

— А названия танцам вы сами придумываете?

— Нет, «Гребите дружно, моряки!» – действительно историческое название, – уверяет Бабкин. – Как и «Морячка», и «Ямайка».

Меня просят поучаствовать в «гребле». Это тоже контрданс.

«Сначала сходимся правыми плечами, затем левыми. Потом линии берутся за руки и приставным шагом скачут влево. И любимая всеми часть – хлопки: правой, левой, крест-накрест по плечам… А теперь мужчины хлопают себя по попе, а дамы – куда хотят, – все смеются и охотно выполняют задачу».

После хлопков «ручеёк» смещается на одного танцора, и передо мной оказывается Ирина.

«Это мужчина, – объясняет Стас. – Кавалеров часто не хватает, поэтому девушкам приходится танцевать мужские партии. В «Гребите дружно, моряки!» это не проблема, так как танец шуточный».

Пока Стас настраивает музыку, Настя замечает, что Лена в одних носках.

«Сколько обувь ни меняла, нет ничего удобнее, чем носки», – улыбается она.

Лена занимается здесь с начала сентября.

«Без танцев не могу! В детстве ходила на бально-спортивные и клубные. Даже когда прекратила заниматься, смотрела видео в Интернете и разучивала сама. Сейчас устроилась на новую работу, где больше свободного времени. Думала пойти на фитнес, но наткнулась на группу, где были восточные и исторические танцы. Сходив на первые уроки, влюбилась в исторические. Каждое занятие продлевает жизнь: мы очень много смеёмся».

После двухчасовой (и «пятитанцевой») тренировки все расходятся до следующей субботы. Женя, Ира и Стас по традиции спускаются в кафешку под танцзалом.


для комментариев используется HyperComments