Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 июля 2016, 17:29
 Вадим Кумейко 6970

Записки матроса фрегата. Мечты прекрасны воплощеньем

Редактор журнала «ОнОнас» рассказывает, как перестать быть рабом на офисной галере

Записки матроса фрегата. Мечты прекрасны воплощеньем Фрегат «Штандарт». Фото Сергея Ковалёва
  • Вадим Кумейко
  • Статья

«Мальчик никогда не видел моря. Он даже толком не знал, какое оно». С этих строк о детстве Петра I начинается книга «Доблесть русского флота». Её подарил мне отец, когда пришёл забирать четырёхлетнего меня из детского сада.

К этому возрасту я уже побывал на море – в Крыму, в Алуште. Но там оно было обычным: с чайками, галечным пляжем и обедом в столовой санатория. А на обложке книги было совсем другое море – полное приключений, зовущее в плавание.

Так я заболел флотом и парусами. Я быстро научился отличать бриг от фрегата, а шкот от штага. Моя морская библиотека множилась – родители поощряли моё увлечение и дарили всё новые книги: об Иване Крузенштерне (который человек и пароход), о подвигах моряков-черноморцев, о приключениях отважного и благородного корсара Питера Блада. К совершеннолетию я внутренне был готов пойти служить срочником на флот, но в военкомате меня забраковали, сказав, что с таким зрением меня могут взять только за немцев (шутка). В общем, со службой в ВМФ у меня не сложилось. Но детская мечта о парусах и дальних морях никуда не делась.

Зачем я так подробно обо всём этом рассказываю? Чтобы вы поняли, в какой восторг я пришёл, когда мечта стала сбываться. Сегодня, заплатив круглую сумму, любой желающий может временно стать членом экипажа как частной парусной яхты, так и огромного барка «Крузенштерн». А я мечтал попасть на борт фрегата «Штандарт» – копии корабля петровского времени, построенного в 1990-х годах питерскими энтузиастами. Меня привлекала и цена (как за неделю отдыха в недорогой европейской стране), и сам корабль, который впервые я увидел на страницах той самой книги. Когда на 30-летие родные подарили мне переход на «Штандарте» из Средиземного моря в Атлантику через Гибралтарский пролив и нулевой меридиан… Сложно описать всю гамму эмоций, которые я почувствовал.

Как устроен «Штандарт». Вид сбоку.
Как устроен «Штандарт». Вид сбоку.
Инфографика Любови Турбиной по иллюстрации Aleksandr Mariy

Меня ждал не просто круиз под парусом, в котором я бы лежал в шезлонге на палубе, потягивая коктейль. На неделю я стал полноценным матросом: в мои обязанности входило и несение вахты, и работа с парусами, и наведение чистоты на палубе. Узнав о моей авантюре, некоторые из знакомых удивлённо спрашивали: «Неделю будешь вкалывать на корабле… Ещё и деньги за это заплатишь?». Ну а как иначе, когда всю сознательную жизнь я мечтал именно об этом?

Как устроен «Штандарт». Вид сверху.
Как устроен «Штандарт». Вид сверху.
Инфографика Любови Турбиной по иллюстрации Aleksandr Mariy

«Прощай, любимый город»

С большей частью будущей команды корабля мы познакомились в аэропорту Барселоны. Помимо моей коллеги Любы и её друзей Сергея и Кати, которые оказались не прочь разделить со мной эту авантюру, на «Штандарт» приехали абсолютно разные люди: врач Михаил из Москвы, программист Андрей из Беларуси, массажист Тимур из Казани. Вопреки стереотипам немало было и девушек.

В аэропорту нас встретил старший помощник капитана Дмитрий Рябчиков, которого на борту называли не иначе как Митя. Вместе с ним мы сели в автобус и отправились в город-спутник Барселоны – Виланову, в марине (яхтенной стоянке – прим. авт.) которой был пришвартован «Штандарт». По дороге Митя провёл краткий инструктаж по технике безопасности:

— Что нужно делать, если кто‑то из команды выпал на ходу с корабля?

— Первым делом нужно крикнуть «Человек за бортом!» – находится в салоне кто‑то, чьего лица не разобрать в вечернем сумраке.

— Хорошо, тогда посмотрим на ситуацию с другой стороны: вы выпали за борт. К вам, испуганному и нахлебавшемуся воды, с уходящего к горизонту корабля свешивается человек и вместо помощи начинает орать на вас: «Человек за бортом!». Первым делом нужно бросить человеку спасательный круг, можно даже не один, а уж потом кричать, – поправляет Митя.

Дальше он рассказывает про противопожарную безопасность, про правила пользования корабельным туалетом – гальюном. А у меня в голове крутится строчка из песни: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в море…»

Первым делом человеку за бортом нужно бросить спасательный круг. Можно даже не один.
Первым делом человеку за бортом нужно бросить спасательный круг. Можно даже не один.
Фото Сергея Ковалёва

Первые сутки. Вахта халявщиков

Песня – песней, а реальность выглядит несколько иначе. В ночи приехав к пирсу необъятной марины Вилановы, мы видим три высоченные мачты, взметнувшиеся над жёлтым бортом фрегата.

«Всех с приездом! – приветствует капитан собравшихся на квартердеке. – Выходим через полчаса. А сейчас нужно распределиться по вахтам и разложить всех по койкам».

«Как? Уже выходим? Прямо среди ночи, не объяснив, что делать?» – запереживал во мне маленький паникёр. Борясь с ним, я прослушал важную информацию. На «Штандарте» есть три вахты по названиям мачт – вахта фока, вахта грота и вахта бизани. В каждой из них по нескольку человек, каждая заступает на дежурство дважды в сутки. На каждую из вахт приходится по четыре часа днём и столько же ночью.

«Нам нужно в вахту бизани, – громко шепчет мне, Любе и Сергею Катя. – Там самый нормальный график».

Вахта бизани вела корабль с 8:00 до 12:00 и с 20:00 до полуночи.
Вахта бизани вела корабль с 8:00 до 12:00 и с 20:00 до полуночи.
Фото Сергея Ковалёва

И хотя выбирать не приходилось – куда пошлют, туда пошлют, – судьбе было угодно, чтобы наш квартет оказался именно в этой вахте. Нам предстояло вести корабль и работать с парусами с 8:00 до 12:00 днём и с 20:00 до 00:00 вечером. Гораздо хуже приходилось вахте грота: она просыпалась в 4 часа утра, зато имела право нести гордое имя «вахта рассветов». Непростой график был и у тех, кто заступал после нас: вахта фока, стоявшая на палубе с полуночи до 4 утра, неоднократно по‑дружески называла нас вахтой халявщиков. А сами мы шутили, что у нас и вправду вахта без Ани, потому что Аня – в вахте фока.

После того, как с вахтами всё было решено, сестра-хозяйка «Штандарта» Настя озаботилась нашим размещением. Те, у кого были медицинские показания, могли разместиться на койках, похожих на полки в плацкарте поезда. Большинству же предложили настоящие гамаки в кубрике – как на кораблях XVIII века.

«Плюс гамака в том, что он раскачивается вместе с кораблём и компенсирует качку, – предупредил капитан. – Соответственно, вы будете меньше страдать от морской болезни».

Те самые гамаки, в которых мы каждый вечер засыпали под шум моря.
Те самые гамаки, в которых мы каждый вечер засыпали под шум моря.
Фото Сергея Ковалёва

Пока мы затаскивали вещи и распределялись по койкам, «Штандарт» отшвартовался и под моторами вышел из‑за мола, укрывающего марину от волн. В лицо ударил свежий ветер, и фрегат стало раскачивать на крутой и короткой волне. Несмотря на темноту, я увидел, как побледнели лица у большинства новоиспечённых матросов.

«Если станет совсем невмоготу, идите к подветренному борту или к шпигатам – вот тут у борта есть специальные отверстия, чтобы вода с палубы сливалась, – с улыбкой сказал капитан. – Ничего, это первое время так. В ближайшее время пройдёт».

«В ближайшее время» – это вообще очень ходовая фраза на корабле. И один из самых мотивирующих приёмов. «В ближайшее время будем ставить паруса», – как бы невзначай бросил в первый вечер капитан, и я не заметил, как до трёх ночи работал на палубе в ожидании этого момента, хотя вахта была и не моя.

Впечатления матросов от первого дня на палубе. Видео с официального канала «Штандарта»


Дальше читайте, как прошёл второй день на корабле.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×