Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 декабря 2014, 11:25
 Ирина Дудка 3452

За гранью разумного

Банк «Траст» должен выплатить белгородке 103 тысячи рублей, но игнорирует решение суда

За гранью разумного
  • Ирина Дудка
  • Статья

Взаимоотношения Людмилы Артемовой с банком «Траст» поначалу шли исключительно в деловом русле. Свой первый кредит в «Трасте» она оплатила в срок. И когда в 2010 году пришла за вторым, то сразу получила одобрение на заём в 149,6 тыс. рублей. Платежи Людмила Александровна вносила с аудиторской точностью, и когда срок погашения истёк, уже готова была облегчённо вздохнуть. Но не тут-то было. Из банка стали настойчиво звонить и слать СМС с требованием выплатить 1,9 тыс. рублей задолженности.

Показать то, что скрыто

Попытки выяснить в банке, откуда взялся долг, если кредит полностью погашен, и устранить возможную ошибку, не увенчались успехом. Людмила Александровна стала изучать кредитный договор буквально под лупой и разглядела в мелких буковках все тонкости взаимоотношений финансового института со своим постоянным клиентом.

«Обозначенные 13 % годовых, под которые я брала кредит, оказались неполной стоимостью кредита, согласно договору его полная стоимость составила почти 39 % годовых, – рассказала она. – Банк брал комиссию за расчётно-кассовое обслуживание и зачисление денежных средств. Кроме того, система погашения кредита предусматривает пополнение счёта через банкомат. Сумма к погашению неровная – с копейками, а банкомат же сдачу не выдаёт, я, естественно, старалась вносить ровную сумму, но в чуть большем размере. Вот постепенно и набежала переплата порядка 2,5 тыс. рублей. Однако после того, как я выплатила кредит, этого остатка на карточке не оказалось. В то же время мне стали поступать звонки о наличии задолженности 1,9 тыс. рублей, и я обратилась в суд».

Свердловский районный суд Белгорода посчитал её требования обоснованными и обязал ОАО «Национальный банк «Траст» выплатить в пользу Артемовой взятые ранее комиссии, проценты за пользование чужими деньгами, штраф и компенсацию морального вреда, сумму переплаты и судебные расходы – всего 103 тыс. рублей. Представитель банка не согласился, однако и областной суд в январе 2014 года подтвердил правильность решения нижестоящей инстанции.

«Если бы они мне не выставили эти 1,9 тыс., я бы ничего этого и не делала, – признаётся Людмила Александровна. – Я даже и не знала обо всех этих незаконных комиссиях и начислениях, я же не юрист».

Тут бы история могла счастливо закончиться, но она только набирала обороты.

Как привилегированному клиенту

«Пока шли суды, мои данные передали в коллекторское агентство «НСВ», из которого звонили чуть ли не каждый день и требовали выплатить эти 1,9 тыс. рублей, – продолжает она. – Я отправила им копию решения суда, но ничего не изменилось. Потом стали звонить из «Восток-финанса», теперь передали агентству «РДН».

В июле 2014 года Людмила Артемова получила очередную СМС от коллекторов: «К вам подготовлен выезд по адресу регистрации». Она написала заявление в полицию. И получила ответ за подписью заместителя начальника УМВД по Белгороду А.В. Пащенко: «Материал проверки по вашему заявлению для проведения проверки и принятия решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ направлен по подследственности в ОП–2 УМВД РФ по Белгороду. О результатах проверки и принятом решении вам будет сообщено дополнительно». На дворе декабрь, но решение в недрах полиции, видимо, так и не созрело – ни о результатах, ни о принятых решениях Артемовой до сих пор не сообщили.

«Меня один раз приглашали в УВД, сказали, что мы их вызовем, поговорим с управляющим банка, но делали ли они что-то, я не знаю», – рассказала она.

Зато как и прежде продолжаются звонки и СМС с требованием заплатить «Трасту» 1,9 тыс. рублей. Последнее сообщение датировано ноябрём этого года – через десять месяцев после вступившего в законную силу решения суда.

«И конца этому нет», – вздыхает женщина.

Впрочем, то, что банк сам стал должником Артемовой и в её пользу взыскана переплата по кредиту, не мешает «Трасту» регулярно слать СМС с сообщениями о том, что Артемовой как привилегированному клиенту уже одобрен следующий заём.

Сможет ли она вообще получить кредит после всего этого разбирательства – большой вопрос.

«Они мне кредитную историю испортили. Летом мне нужно было взять краткосрочный кредит на лечение, но мне отказали все кредитные организации, куда я обращалась, потому что моя фамилия значится в списке неплательщиков. Вычеркнуть из базы данных может только сам «Траст», но он этого не делает. Как я могу их заставить это сделать, если я даже не могу получить от них то, что присудил суд?» – рассказала Людмила Александровна.

Ждите…

Исполнительный лист Артемова отнесла судебным приставам, те переслали его по месту регистрации банка в Москву. На том, собственно, всё и закончилось. В самой службе судебных приставов Людмиле Артемовой коротко ответили: «Ждите».

Женщина обращалась с жалобой на неисполнение «Трастом» судебного решения в Центробанк. Но и оттуда пришло лишь скупое письмо о том, что «Траст» не исполняет его только потому, что Артемова сама не принесла им оригинал исполнительного листа.

«Как объяснил мой юрист, по закону исполнительный лист направляется в Центробанк или службу судебных приставов, зачем его отдавать должнику – мне непонятно», – недоумевает она. Банк участвовал в процессе, знает о судебном решении. Ему ничего не мешает выполнить решение добровольно, не дожидаясь принудительного взыскания приставом. Я трижды направляла банку письменную просьбу исполнить решение. Никакой оплаты не последовало, даже формального ответа не получила».

Без права на комментарий

О том, почему банк «Траст» не торопится выполнять решение суда, редакция попыталась выяснить в его белгородском отделении.

«У нас есть такое решение, что мы не общаемся напрямую с представителями прессы, и я вам комментарии давать права не имею. Но скажу, что у гражданки Артемовой есть все официальные ответы от банка, где подробно прописана вся информация. У нас переписка нормальная, в юридическом аспекте мы работаем. А если вы хотите получить официальный комментарий от банка, то обратитесь в пресс-службу в головной офис в Москву», – пояснил управляющий операционным офисом № 1 в Белгороде Олег Багров.

После этого общения юрист банка связалась с нашей героиней. Как утверждает сама Артемова, это был первый после окончания судебных слушаний звонок.

«Юрист объяснила, что у меня, оказывается, в исполнительном листе ошибка. Её надо исправить, это надо делать в суде, но почему они почти год смотрели на эту якобы «ошибку», не прокомментировала, – рассказала Людмила Александровна. – Когда зашла речь о том, по какому праву они дают мои данные коллекторам, юрист сообщила, что я продолжаю числиться их должницей. Несмотря на то, что в решении суда чёрным по белому написано «переплата», она мне говорит, что, по мнению банка, я им должна!»

Артемова не одинока в своих претензиях к этому финансовому институту. За последний год сайт экономического портала РБК пестрит комментариями обиженных со всей страны. Их количество значительно превалирует над теми, кто остался доволен сотрудничеством с «Трастом»:

«Брал кредит на три года, с ежемесячным платежом 13 тыс. рублей. Платил по 14-15 тыс. ежемесячно, погасил через два года, а через полгода пришёл ответ из банка, что я ещё должен 14 тыс.!!! Совсем обнаглели. Специалисты ничего не знают и не могут сказать и объяснить», – возмущён Дмитрий из Москвы.

 «Называют неверные суммы к погашению, не возвращают страховку даже после полного погашения кредита (всё вернула через 1,5 месяца), обманули и взяли дополнительно сумму сверху за обслуживание ежемесячного платежа! – пишет Марго из Москвы. – В отделении ссылаются на «горячую линию», а там выдают совершенно другую информацию по кредиту и советуют класть денег побольше, потому что они НЕ ЗНАЮТ, какая сумма будет списана в погашении! УЖАС! Написала в антимонопольную, ЦБ, Роспотребнадзор. Следующий этап – прокуратура».

Галина Потькало из города Лысьва тоже очень недовольна:

«6 апреля купила шубу за 80 тыс. рублей, из них 70 тыс. рублей мне оформили как кредит через банк «Траст». Через три дня внесла 71,9 тыс. рублей. Как мне объяснили, эти деньги полностью покрывают все сборы банка. В июле начинается третирование меня через телефон о ещё якобы оставшемся долге. Хочу узнать, откуда у меня взялась задолженность, но в нашем городе такого банка нет, их работники по телефону советуют мне съездить в Пермь разобраться. Но на это надо потратить целый день и на дорогу ещё тысячу рублей».

«Взяли стиральную машинку в кредит в этом банке, – Елена из Астрахани. – Просто кошмар какой-то: недоплатили 2 рубля, в итоге образовалась просрочка, и теперь мы должны им тысячу рублей, хотя в договоре нет пункта о просрочке платежа и в каком размере просрочка».

Слово защиты

Чтобы заставить банк выполнить решение суда, Людмиле Артемовой предстоит воздействовать на службу судебных приставов-исполнителей путём жалоб в вышестоящие инстанции, советует генеральный директор городского юридического центра «Кондор» Александр Пожаров:

«Нужно написать жалобу на действие (бездействие) сначала старшему судебному приставу-исполнителю по тому округу, где рассматривается дело, о взыскании данной суммы согласно исполнительному листу, а потом обратиться в суд на бездействие судебного пристава-исполнителя, поскольку никаких действий на основании решения суда не проводится. Понятно, что много дел в производстве, но они должны выставить пять дней на добровольное погашение. Срок, как я понимаю, давно истёк, значит, они должны были принять меры к наложению штрафных санкций к банку и наложить арест на его имущество либо на средства с лицевых счетов. Относительно звонков от коллекторов Артемова может обратиться с иском в суд о взыскании моральной компенсации с коллекторских агентств, которые принадлежат ОАО «НБ «Траст».

– А если ей не нужна компенсация морального вреда, этого достаточно, чтобы звонки прекратились?

– В данной ситуации вряд ли что-то можно сделать, тут просто вопрос о ненадлежащем исполнении своих условий банком «Траст», это уже вопросы человечности и морали.

– Фамилию Артемовой внесли в списки должников, и теперь банки отказываются выдавать ей займы, как быть?

– Она должна изложить ситуацию в виде претензионного письма и отправить в головное отделение банка в Москву.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×