• 59,24 ↓
  • 68,28 ↓
  • 2,28 ↓
30 марта 2017 г. 16:41:53

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
За гранью предметности. Этим художникам 55 лет назад устроил разнос Никита Хрущёв
Фото Юрия Коренько

В Белгородском государственном художественном музее открыли выставку «За гранью предметности» из собрания Фонда русского абстрактного искусства. Яркий, дерзкий, подчас провокационный абстракционизм, развивавшийся в СССР в 1960-х, противопоставлял себя официальному искусству.

А сегодня работы художников экспериментальной студии «Новая реальность» хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Интересно, что выставку «За гранью предметности» разместили в том же зале, где до этого более трёх месяцев работала экспозиция из самого известного столичного музея.

В конце 1962 года в Манеже к открытию готовили экспозицию к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. В качестве экспонентов пригласили на неё и художников студии Элия Белютина, прогремевших незадолго до этого «таганской» выставкой в Доме учителя. До официального открытия в Манеж приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Экспозицию белютинцев Хрущёв раскритиковал, негодуя и не стесняясь в выражениях. Вердикт его звучал так: «Всё это не нужно советскому народу». Картины студийцев с выставки убрали, а сами художники, теперь не котировавшиеся в профессиональном сообществе, ушли в тень вплоть до конца 1980-х.

На выставке в Белгороде представлено около 50 работ шести художников-студийцев «Новой реальности», в том числе и их лидера Элия Белютина.

Фото Юрия Коренько

«Их творчество позволит наиболее ярко прочувствовать смысл абстрактного искусства, – поясняет выбор авторов работ директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова. – Эти художники работали в удивительную эпоху, когда на волне достижений человеку казалось, что он может многое».

Вера Преображенская, Тамара Тер-Гевондян, Владислав Зубарев, Люциан Грибков, Анатолий Сафохин – их имена вписаны в историю белютинской студии. Полулегальное положение «Новой реальности» дало студийцам прекрасную возможность практиковаться и развивать собственную теоретическую базу. Кто‑то искал новые формы, кардинально меняя собственное мировосприятие, кто‑то постепенно учился смотреть на привычные вещи под другим углом.

«Художники работали со знакомыми сюжетами. Например, во время своих поездок на «творческих пароходах» писали они тех же рабочих, что и представители официально признанного искусства, – поясняет Анна Карганова. – «Горьковский завод. Литейный цех. У техэлектродной печи» Люциана Грибкова удивляет: яркий синий цвет, рабочий пылает в огне. Сразу приходит в голову ассоциация с «Весной на Заречной улице» – одним из ярких фильмов той эпохи – и персонажем Николая Рыбникова в сталеплавильном цехе. Задача белютинцев здесь в том, чтобы в привычном сюжете передать то, что видят и открывают для себя лишь они».

Лидер студии Элий Белютин вошёл в историю искусства, но споры о нём не утихают до сих пор. Автор «Теории всеобщей контактности», он был уверен: в каждом человеке заложена сущностная сила, благодаря которой можно раскрыть свой творческий потенциал.

«Работы Белютина – исторический и эстетический продукт эпохи. Он великий экспериментатор, прекрасный педагог. Те, кто у него занимался, до сих пор говорят о нём с безумной благодарностью», – отмечает директор Фонда.

Фото Юрия Коренько

Один из учеников Белютина, Владислав Зубарев, развил методологию учителя. Так родилась теория темпоральной реальности и одноимённая студия.

Обязательно ли погружаться в учебники и методические пособия, штудировать справочники перед тем, как прийти на выставку? Вовсе нет.

«Мы привыкли, что музей – это несколько консервативная субстанция, где всё должно быть рассказано, подробно описано. Но есть и другая сторона: искусство – это сфера эмоций. Не стоит замыкаться на поиске информации, – отмечает заведующая отделом развития и выставочной работы Белгородского государственного художественного музея Алла Селютина. – Я бы посоветовала отбросить все мысли, все предубеждения и войти в этот зал с наивным, детским взглядом».

Выставку «За гранью предметности» экспонируют в Белгороде до 23 апреля.


Справка БП

В коллекции Фонда русского абстрактного искусства более 1000 живописных и графических работ, скульптур и инсталляций художников, на разных этапах своей творческой деятельности занимавшихся в студии «Новая реальность», а также обширный архивный материал, позволяющий представить жизнь объединения и реконструировать его историю. Фонд считает своей основной задачей формирование правильного научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте.


для комментариев используется HyperComments