Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 октября 2015, 13:45
 Беседовала Ирина Дудка 1451

Юрий Галдун: Из-за потерь в сетях мы фактически отапливаем улицу

Интервью с начальником департамента жилищно-коммунального хозяйства области

Юрий Галдун: Из-за потерь в сетях мы фактически отапливаем улицу Юрий Галдун. Фото Владимира Юрченко
  • Беседовала Ирина Дудка

Россия может сэкономить до 45% от общего объёма потребления первичной энергии, если предпримет серьёзные шаги к повышению энергоэффективности. Такой вывод сделали авторы исследования «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», которое проводилось при поддержке Всемирного банка в 2008 году. Сейчас в цепочке поставок энергоносителей от производителя до конечного потребителя потери и утечки в каждом звене. О том, что в этом направлении делается в Белгородской области и как может сократить потери тепла, воды и света рядовой потребитель, рассказал начальник департамента ЖКХ области Юрий Галдун.

– Систему государственного регулирования отношений в сфере энергосбережения выстраивают уже 20 лет, насколько результативно она работает на сегодня?

– Сегодня энергоэффективность и энергосбережение в числе пяти стратегических направлений приоритетного технологического развития, которые определил президент. Энерго-
сбережение подразумевает рациональное использование энергетических ресурсов. Принципы государственной политики по энергосбережению были заложены в постановлении правительства от 1 июня 1992 года «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов». Федеральный закон об энергосбережении приняли в 2009 году, он определил основные требования к энергетической эффективности предприятий, организаций, в отношении отдельных видов товаров и оборудования, зданий, в т. ч. многоквартирных домов. В Белгородской области закон об энергосбережении и эффективности принят в 2012 году. Разработана соответствующая региональная программа до 2020 года. Она предусматривает модернизацию инженерных систем, утепление зданий, автоматизацию потребления тепловой, электрической энергии и воды, модернизацию уличного освещения и многое другое.

Ряд ключевых требований закона об энергоэффективности, касающихся бюджетной сферы и жилищного фонда, выполняется в области в полном объёме. Это проведение обязательных энергетических обследований, покупка энергоэффективных товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы. Те же энергосберегающие лампочки, насосы, которые доставляют воду на верхние этажи и при этом потребляют минимальное количество электроэнергии. Но некоторые требования закона, например, оснащение приборами учёта жилищного фонда, проведение обязательных энергосберегающих мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах выполнены не в полной мере.

– Рядовым жителям области наиболее интересно энергосбережение в сфере ЖКХ, поскольку напрямую затрагивает их кошельки. Сколько в тарифе занимают энергоносители и можно ли снизить их долю и, соответственно, уменьшить тариф?

– Больше 80% стоимости услуг ЖКХ – это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Из-за потерь в сетях, внутридомовых инженерных системах мы перепотребляем коммунальные ресурсы, главным образом, тепло. Фактически мы отапливаем улицу. Соответственно, энергоёмкость предоставления коммунальных услуг в четыре и более раза превосходит аналогичные средние показатели стран со сходным климатом.

Повысить энергоэффективность в ЖКХ можно, только обеспечив точный автоматизированный учёт потребления, чтобы понять, сколько тратим, и от чего отталкиваться. Учёт – один из основных пунктов в программе энергосбережения. И зная, сколько дом потребляет, энергоаудиторская компания могла бы провести аудит и выяснить, где идут потери, утечки, протечки, что можно заменить. Взять тот же насос, который подаёт воду наверх. В некоторых старых домах стоят энергоёмкие насосы. Такое неэффективное оборудование необходимо менять. Если мы говорим про тепло, то можно поменять входные двери, утеплить общие лоджии, где-то утеплить фасады. Я, кстати, не согласен с тем, что утепление фасадов ввели как обязательное в программу капремонта в нашем регионе. Все хрущёвки и сталинки рассчитывались на наши климатические условия. Кардинально климат не изменился, а дома стали холодные? Возможно, где-то это и бывает, но, как правило, причина в том, что это не та температура теплоносителя, засорённые сети теплоснабжения, т. е.
во многих случаях всё дело в инженерных системах, а утепление фасадов делать и не нужно. Мы выйдем в Думу с предложением, чтобы обязательно проводить энергоаудит каждого дома.

– Расскажите, что такое энергоаудит, кто должен его проводить и за чей счёт?

– Энергетическое обследование позволяет собрать объективные данные о реальном энергопотреблении (не только электроэнергии, но и газа, воды, моторного топлива), инвентаризировать имеющееся энергопотребляющее оборудование, оценить его состояние, график и режим работы. По итогам составляется энергетический паспорт предприятия. Тогда уже можно составить программу мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению потребления электроэнергии, тепла и всех прочих энергоресурсов. В Белгородской области оценку энергоаудиторов прошли все бюджетные учреждения и предприятия, занимающиеся транспортировкой, добычей электро– и теплоэнергии, и предприятия, у которых затраты на годовое потребление энергии составляют более 50 млн рублей. На это выделялись средства из бюджета, а вот многоквартирные дома должны делать это за счёт собственников.

– Это дополнительные расходы. Получается, что управляющие компании должны быть заинтересованы в том, чтобы внедрять энергосберегающие технологии, а в чём их интерес?

– Заинтересованность управляющих компаний основана на получении конкурентных преимуществ от внедрения энергосберегающих мероприятий. Установка счётчиков, автоматизация потребления энергоресурсов, индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), которые позволяют регулировать температуру теплоносителей в зависимости от температуры на улице. Всё это несёт прямую экономическую выгоду управляющим компаниям.

Доля коммунальных платежей в платёжке за услуги ЖКХ составляет 75–87%. ИТП сокращают платежи за тепловую энергию на 25-30%, а это уменьшает совокупные платежи собственников. Соответственно сокращается число должников, и долги самой управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями. Растёт рейтинг предприятия, оно может увеличить количество обсуживаемых домов и тем самым нарастить собственную прибыль. Но поскольку закон определяет собственников помещений в многоквартирном доме ответственными за проведение всех мероприятий по содержанию дома, в том числе и по энергосбережению, то, прежде всего, необходимо заручиться их согласием на общем собрании.

– Как отдельно взятый житель может экономить ресурсы и тем самым внести свою лепту в общее дело энергосбережения?

– Во-первых, как я уже сказал, это установка приборов учёта тепловой энергии, воды, электроэнергии, в том числе и коллективных. Во-вторых, необходимо заменять лампы накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные, регулярно промывать трубопроводы и стояки системы отопления и ремонтировать систему отопления в подвалах, инженерные сети, заменяя старое оборудование и материалы современными энергоэффективными, модернизировать ИТП. Их можно ставить как в частные жилые дома, так и в многоквартирные.

– Современное оборудование требует дополнительных вложений, а в сфере ЖКХ с деньгами всегда туго. Выход есть?

– Концессия, государственно-частное партнёрство. Правительство разработало нормы и правила для вхождения концессионеров в водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Концессионер привносит интеллект, деньги и новые технологии, взамен получая прибыль. И не нужно бояться этого договора. В регионах работают концессионеры по водоснабжению, там всё прозрачно: сколько средств вкладывают, что и в какой срок будут делать. Всегда органы власти могут проверить, всё ли идёт по плану. Взамен концессионеру необходимо долгосрочное тарифное соглашение, чтобы инвестор понимал, когда он может ожидать прибыль и в каких объёмах.

 – Ещё один путь к энергосбережению – энергосервисные контракты. Насколько успешно они внедряются в регионе и каковы их преимущества?

– Энергосервисные контракты – это тоже один из вариантов государственно-частного партнёрства. Инвестор вкладывает средства в модернизацию и реконструкцию ресурсной организации и получает свою прибыль за счёт экономии. Например, на Воротниковском водозаборе Старооскольского водоканала стояли энергоёмкие насосы, которые потребляли огромное количество электроэнергии, эти затраты ложились в тариф. Денег на приобретение новых насосов у водоканала нет. В январе 2014 года частный инвестор купил новые насосы, и водоканал снизил расходы на электроэнергию на 3,58 рублей за 1 квт/ч. За год экономия составит 209 тыс. рублей. За счёт этого водоканал возвращает деньги инвестору. Затраты окупятся через 2,3 года, и тариф на водоснабжение снизится.

В Чернянском районе по такому же принципу поменяли водогрейный конденсационный котёл в компании «Теплоком». Теперь они смогут сократить потребление газа и электроэнергии. За год «Теплоком» сэкономит 245 тыс. рублей на газе и 29 тыс. рублей на электроэнергии. А инвестор, вложивший сюда 1,2 млн рублей, окупит свои затраты за 4,6 года.

Как и всё новое, энергосервисные контракты идут пока трудно, но людям интересна 5-7% рентабельность, поэтому перспективы у такого сотрудничества есть. Энергосервисные контракты – это разовые вложения инвестора по конкретным мероприятиям, а работать нужно по нескольким направлениям: энергосбережение, снижение потерь и задолженности потребителей. Я думаю, что всё это найдёт отражение в концессионных договорах, концессионер распишет план и бюджет мероприятий, но для этого он должен понимать, что у него долгосрочное сотрудничество.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×