Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 марта 2015, 15:03
 Евгений Филиппов 1976

Я – русский крестьянин

«Хлеб растить будем, землю пахать. Жить будем!» – уверен Юрий Винник

Я – русский крестьянин Русские крестьяне Юрий Винник (справа) и Сергей Юрков. Фото Евгения Филиппова
  • Евгений Филиппов

– Поедем ко мне на мехдвор, – предложил Юрий Иванович, – посмотрите технику, на которой мы работаем. И земли наши посмотрите. Юрию Виннику – главе крестьянско-фермерского хозяйства в Грайворонском районе – полвека, но выглядит он моложе. Среднего роста, плотный, круглолицый. Эдакий добродушный здоровяк.

К земле тянуло

– И не жалко такую машину по полям гонять? – спросил я, забираясь на высокое сиденье импортного внедорожника.

– Раньше я на «Ниве» ездил, да сильно спина уставала – целыми днями по кочкам мотаться, – ответил Юрий Иванович. – А в этой машине ничего, комфортно. Да и чего её жалеть-то? Для дела куплена….

Юрий Винник не любит, когда его называют фермером.

– Я – русский крестьянин, а фермер – слово пришлое, не наше, – объясняет он.

Юрий Иванович крестьянствует уже во втором поколении. Отец его в своё время был председателем колхоза в Борисовском районе. А 27 лет назад Юрий, выпускник Белгородского сельскохозяйственного института, пришёл в грайворонский колхоз «Новая жизнь» работать главным агрономом. Через время стал председателем, а потом руководил в районе станцией защиты растений.

– В начале нулевых, – рассказывает Винник, – я решил заняться предпринимательством. Открыл небольшой магазинчик, но понял, что не моё это. К земле тянуло.

Крестьянское хозяйство Винника начиналось со 100 гектаров земли, которые принадлежали Юрию Ивановичу и его двоюродному брату. Дело пошло, благо, опыта работы на земле было не занимать. Позже крестьянские пашни приросли паями земляков. Нынче крестьянин Винник обрабатывает уже 1 200 гектаров земли, которые раскинулись и на соседний Борисовский район.

– Сеем в основном зерновые и сою, – говорит Юрий Иванович. – А в прошлом году впервые попробовали кукурузу. Нормально получилось, поэтому в нынешнем году посевы расширим. И кабачки посадим – с консервным заводом договорился, он весь урожай обещал забрать.
Хорошая грайворонская дорога сменилась выщербленным асфальтом окраинных улочек. За окнами машины проплывали новые особняки.

– Строят кто во что горазд, – проворчал Винник. – Вот удивляешься, зачем отгрохивать особняк на 300 квадратов? Что потом с ним делать? Ладно, если семья большая, а так…

– У вас, наверное, тоже дом немаленький? – поинтересовался я.

– Дом у меня нормальный, в 100 квадратов. В каждом деле нужна разумная достаточность.

– А дети?

– Дочка седьмой класс заканчивает, а сын учится в БелГУ на юриста, – ответил Юрий Ива-
нович и, улыбнувшись, добавил: – Потом пойдёт на агронома учиться.

Хорошее дело – биологизация

Импортный дизелёк, урча, переваривал российскую солярку и уверенно вёз нас к распаханным землям.

– Здесь начинаются мои поля, – показал в лобовое стекло Винник. – Уже подкормили озимые и на днях начнём сеять. А вот и мой мехдвор.

Под высоким и длинным навесом из профлиста ровной шеренгой стояла в ожидании посевной крестьянская техника. Несколько человек пристёгивали к зелёному горбоносому великану-трактору посевной агрегат.

– Сколько у вас работников? спросил я, наблюдая, как споро получается у трёх мужчин справиться со сложной железякой.

– Семь человек, – ответил глава крестьянского хозяйства. – Четверо из них механизаторы.

– Неужели семь человек могут обрабатывать 1200 гектаров земли? – удивился я. – Наверное, от зари и до полуночи в поле?

– Работаем почти как в городе – с 8 до 18. Разве только в уборочную можем позволить себе задержаться, – не смутившись, ответил Юрий Винник. – А успеваем всё, потому что техника высокопроизводительная и люди работящие.

Техника у Винника и вправду хорошая. Трактора, комбайн, – всё новое, заокеанское. Есть и отечественная, но немного, и, судя по всему, она в основном на подхвате.

Машины, по словам главы хозяйства, дорогие, но очень надёжные. До кризиса один трактор стоил 10 миллионов рублей. Сейчас просят 17.

– Неужели всё на свои куплено? – спросил я.

– Кое-что – на свои, а часть – на банковские кредиты. Я ещё до всех этих экономических перипетий успел парк обновить.

Успел Юрий Иванович запастись по старым ценам и семенами подсолнечника да кукурузы. И удобрений в запас приобрёл.

– Стоимость удобрений в два раза выросла. Даже отечественных. А всё потому, что действующее вещество в них импортное, – посетовал Винник. – На посевную хватит, а там уже придётся с новыми ценами смириться. В правительстве обещают, правда, субсидировать сельское хозяйство, но пока…

– А областные власти помогают?

– Они-то делают всё возможное, чтобы нас поддержать. Мы ведь уже три года, как перешли на биологизацию производства. Хорошая вещь, кстати. Урожайность растёт. Мы, к примеру, внедрив биообработку земли, стали собирать до 60 центнеров зерновых с гектара. Это очень хороший результат.

По словам главы хозяйства, биологизацию сначала поняли и приняли не все. Агрономы старой формации возмущались и под разными предлогами от неё отказывались. Но со временем убедились, что программа работает.

– Биологизация земледелия невозможна без сидератов, – говорит Винник. – Это растения, которые обогащают почву азотом и улучшают её структуру. По сути, это зелёные удобрения: сначала они растут на почве, а потом остаются в ней, привнося полезные вещества. И вот эти сидераты в нашей области все крестьянско-фермерские хозяйства получают бесплатно.

В хозяйстве Юрия Винника после зерновых, прямо по стерне, сеют горчицу и вносят дефекат. Осенью всё это запахивают, а по весне в уже удобренную и отдохнувшую землю сеют будущий урожай.

Нужны механизаторы

– А это мой лучший механизатор, – уважительно показал в сторону коротко стриженного молодого человека Юрий Иванович. – Сергей Юрков.

Сергей Юрков мало похож на механизатора. Вернее, совсем не похож. Армейские берцы, камуфляжные штаны, чёрный свитер и косая сажень в плечах. Ему бы ещё разгрузочный жилет, бандану и автомат – вылитый спецназовец. Ан, нет. Землю пашет, хлеб сеет, урожай собирает.

– Сергей у меня уже семь лет работает. Приехал из Казахстана, – рассказывает Юрий Винник. – Головастый парень, на лету всё схватывает.

Головастый парень, услышав, что говорят о нём, смутился и усердно стал проверять сцепку сеялки с трактором.

– Всё-то у вас хорошо. Даже не верится. Неужели проблем совсем нет? – ехидно поинтересовался я.

– К сожалению, есть, – грустно ответил Юрий Винник. – Дефицит кадров. Очень нужны хорошие механизаторы.

– А где их взять?

– Учить. Сейчас появились якорные предприятия, в которых будущие специалисты на практике познают свою будущую профессию. Это очень правильно. Прошло то время, когда рабочих считали социальными неудачниками. Хороший рабочий сегодня зарабатывает больше человека с вузовским дипломом.

– А сколько, кстати, получают ваши работники?

– Средняя зарплата 25 тысяч рублей в месяц. Кроме того, я начал строить дом в 120 квадратных метров для будущего специалиста. Придёт ко мне работать, а я ему не только зарплату, но и служебное жильё. А поработает хорошо, так дом этот пусть себе забирает.

– Плох тот хозяин, который не планирует развивать своё дело. Какие у вас перспективы?

– С этого года начнём больше кукурузы сеять, – ответил Юрий Иванович. – Культура перспективная, востребованная. А чтобы семена свои были – сушилку купим. Сое, опять же, внимание уделим. Хлеб растить будем, землю пахать. Жить будем!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×