• 66,47 ↓
  • 77,75 ↓
  • 2,37 ↓
19 июня 2018 г. 12:21:19

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю. Игры, которые мы забываем

Мне только 22, но пришло и моё время сказать более юному поколению, что «мы в вашем возрасте не за компьютером сидели, а на улице играли».

Да, я из тех, кто расскажет внукам, как нас невозможно было загнать домой. Мы развлекались как могли, придумывали игры на месте, делали «леденцы» из земли, палок и листьев мяты, жарили обычную кукурузу в надежде получить поп-корн, прыгали на скакалке до коликов в животе, летали на тарзанке. Но были игры, которые знали все дети, не считая казаков-разбойников, выбивного и резиночек.

Машина, машина – стоп!

Её ещё называли «Тише едешь, дальше будешь – стоп!», но принцип один. Перед игрой отмечают линии старта и финиша – чем больше расстояние между ними, тем лучше. Водящий стоит спиной к участникам на финише и громко произносит: «Машина, машина – стоп!». Он говорит в любом темпе, а в это время участники бегут к финишу. На слове «стоп» все застывают на месте, и кто не успел остановиться или шевельнулся, выбывает из игры. Побеждает тот, кто первый финиширует и дотронется до водящего.

Я знаю пять имён

В нашем дворе игра считалась девчачьей. Сложность в том, чтобы набивать мяч и одновременно говорить. На один удар мяча называешь женское имя – и так пять раз. Если не сбился, продолжаешь: «Я знаю пять имён мальчиков», «… пять названий цветов, растений, фильмов, блюд». Придумывать вариации пяти чего‑то там можно бесконечно. Но есть и версия сложнее, когда игрок произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя; дальше – одно имя мальчика, один цвет, одно животное, один город. Второй уровень: произносит те же считалки, только уже на счёт два. Не успел сказать или ударить по мячу – ход переходит к другому. Когда мяч вернулся к тебе, продолжаешь с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым назовёт все комбинации.

Выше ноги от земли

Эта игра – разновидность квача. Её фишка в опции «спасения». Игроки разбегаются от ведущего во все стороны, он пытается догнать и прикоснуться. Оказаться в «домике» просто – подними ноги от земли. Как только не спасались: вставали на бордюры, скамейки, вкопанные покрышки, залезали на деревья или висели на ветках. В безвыходной ситуации хитрили – например, ложились и задирали ноги. Мы часто играли на школьной спортплощадке – там турники, лестницы, ворота. Если ведущий дотронулся до тебя прежде чем ты нашёл «убежище», автоматически становишься квачом.

Горячая картошка

Игроки становятся в круг и перебрасывают мяч – «горячую картошку». Если замешкался и не отбил вовремя, садишься в центр. В «котле» можно поймать «свечку» – пролетающий над головой мяч, при этом нельзя вставать с корточек. Если получилось – спасаешься, а игрок, неудачно бросивший мяч, занимает твоё место. Но можно целенаправленно освободить кого‑то из «котла», главное – не промахнуться, а то сам в него угодишь. У нас были читеры, которые выходили вместе с выбитым со словами: «Я же за него держался, меня тоже выбили».

Калека

Эта игра требует ловкости. Участники по кругу перебрасывают друг другу мяч: если кто‑то не поймал, то бросавший «забирает» у штрафника часть тела. Ногу – значит, игрок остаётся на одной, руку – прячет за спину, глаз – закрывает, рот – не разговаривает. Если «одноногий» бросил мяч, а игрок не поймал, «калека» может вместо отбирания чужой части тела вернуть недостающую свою. Не справившийся со своей утратой – не удержавшийся на одной ноге или потерявший всё – покидает круг. Выигрывает последний «выживший».

Штандер

Сегодня не услышишь, как кричат на всю улицу это таинственное слово. Мы не понимали его значения. Но когда я узнала, что оно происходит от немецкого stand hier – «стой здесь», смысл игры стал понятнее. Участники собираются в тесный круг, кто‑то высоко подкидывает мяч и называет имя одного из участников – допустим, «Дима!». Дима автоматически становится водящим. Пока мяч в воздухе – все разбегаются, но не слишком далеко. Если Дима поймал мяч с лёта, он уже не водящий – подбрасывает мяч и выкрикивает новое имя. Часто называли того, кто отбежал дальше всех. Не успел поймать до удара на землю – ловишь после и кричишь: «Штандер!». Все останавливаются и замирают. Не сходя с места, водящий пытается попасть в кого‑нибудь мячом. Получилось – водить будет осаленный, промахнулся – снова води.

Земля, вода, огонь, воздух

Опять становимся в круг, в середине – ведущий. Он бросает кому‑нибудь мяч, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий выбрал «землю», игрок называет домашнее или дикое животное. На слово «вода» отвечают названием рыбы или морского обитателя. На «воздух» – птицей. При слове «огонь» игроки несколько раз быстро поворачиваются кругом и машут руками, будто сбивая пламя. Ошибся – вышел из круга. Сложность игры в скорости, думать некогда.

Съедобное–несъедобное

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий кидает мяч одному и одновременно называет какой‑нибудь предмет. Если он съедобный, игрок ловит мяч, если нет – отбивает. Задача водящего – запутать. Например, в цепочке «яблоко-груша-слива-абрикос» неожиданно произнести «горшок». Если игрок ошибается и «съедает» его, то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее становится игра.

Колечко-колечко

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в сложенных ладонях «колечко» (мы использовали монетку, пуговицу или самодельное кольцо). Он по очереди обходит каждого игрока, делая вид, что передаёт колечко со словами: «Я ношу-ношу колечко и кому‑то подарю». Задача – незаметно передать предмет игроку. Пока ведущий разносит кольца, главное – самого себя от радости не выдать. Обойдя всех, ведущий произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Игрок, которого «окольцевали», убегает, остальные его ловят.

Хали-хало

Водящий загадывает слово: говорит, к какой категории оно принадлежит, первую и последнюю букву. Остальные отгадывают. Как только прозвучит правильный ответ, водящий кричит: «Хали-хало!», подкидывает мяч как можно выше и убегает. Игрок, который угадал слово, ловит мяч и говорит: «Стоп!». Ведущий останавливается. Теперь задача игрока – угадать, сколько до водящего шагов, но не обычных, а выдуманных. В нашей компании были «гиганты» – шаги на всю ширину, «лягушки» – прыжки на корточках, «кирпичики» – шажки на длину стопы, «верблюды» – плевки разной дальности. Игрок с мячом делает заранее названное количество шагов (одного или разных видов) и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Попадает – становится водящим, и всё начинается сначала.

Светофор

Перед началом оговариваются границы, за которые нельзя выбегать. У нас поле было квадратным. Водящий вставал в центре спиной к игрокам и называл цвет. Счастливчики, у которых этот цвет фигурировал в одежде, спокойно переходили, остальные – «нарушители» – бежали мимо водящего. Осаленный «нарушитель» занимал его место. Со временем надоели цвета, и мы разнообразили игру. Ведущий называл слово, а игрок вспоминал строчку из песни с таким словом и, напевая, проходил.

Чёрное зеркало

В хаотичном порядке на асфальте игроки чертят круги и становятся в них. Только у водящего нет своего круга. Участники выстраиваются змейкой друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего, водящий возглавляет эту колонну. Он уводит участников подальше от кругов и рассказывает устрашающую легенду. Например: «В чёрном-чёрном лесу был чёрный дом, где жила девочка с чёрными волосами. Однажды чёрной ночью она вышла в лес…». И так далее. Чем сложнее сюжет, тем интереснее: игроки заслушиваются и забывают о главном – не пропустить словосочетание «чёрное зеркало». Оно не всегда помещалось в конец легенды, ведущий старался маскировать его в незначительных предложениях. После «чёрного зеркала» все бежали к своим кругам; тот, кому не хватало места, водил.


для комментариев используется HyperComments