Ещё школьницей ходила в студию лепки и изобразительного искусства, где педагоги одобрительно отзывались о её способностях. С отличием окончила художественно-графический факультет Курского педагогического института. Преподавала в детской художественной школе, с 2010 года – доцент кафедры изобразительного искусства НИУ «БелГУ», член Союза художников России.
Валерия Фёдорова работает в различных техниках, но предпочтение отдаёт акварели. В Белгородском государственном художественном музее есть работы Фёдоровой; двадцать из них – иллюстрации к сказке Алины Чуриловой «Кошачий след», которые были подарены музею после выставки. Недавно довелось встретиться с Валерией Олеговной и задать ей несколько вопросов.
— Анималистика – жанр достаточно редкий. Почему работаете в нём?
— С детства люблю мир природы, животных. Самая большая радость для меня и поощрение от родителей в то время – поездки в зоопарк и цирк. Любимая литература – книги о животных: Сетон-Томпсона, Джека Лондона, Киплинга, Даррелла, Айтматова, Жидкова. Родители выписывали мне журнал «Юный натуралист», в котором часто публиковался Василий Песков, печатали фотоматериалы о природе разных уголков земного шара.
В это же время я познакомилась с анималистикой как с художественным жанром, с работами его ярких представителей: Карла Брюллова, Николая Сверчкова, Николая Самокиша, Василия Ватагина, позже – Николая Чарушина… Впечатляли лошади с греческих ваз и на полотнах Рубенса, египетские скульптуры, рисунки Леонардо да Винчи, голландские картины.
Встреча с хорошей книжной графикой тоже состоялась в детстве. Мне подарили сказки с иллюстрациями Либико Марайи, итальянского художника, – реалистичными, яркими, добрыми.
— Валерия Олеговна, вы создали иллюстрации к книге «Кошачий след» Алины Чуриловой. Почему именно эта книга?
— Потому что герои её – животные.
— Она первая, которую вы иллюстрировали?
— Да. С удовольствием поработала бы ещё над подобным проектом.
— У каждой кошки или кота в ваших иллюстрациях свой характер, нрав, поведение, реакция. Они добродушные, наглые, независимые, пугливые, ласковые, драчливые – разные. Их позы всегда динамичны. Откуда такое знание усатых-полосатых?
— Одним из первых детских осознанных рисунков был рисунок с натуры моего питомца, кота Мусена. В разные годы в нашем доме жили собаки, кошки, попугаи, крыса. Заботиться, общаться, наблюдать за ними – огромное удовольствие. Долгое время моделью была любимая всей семьёй кошка Даша. Дом, в котором живут животные, – это всегда тёплый дом, где есть место доброте и юмору. А для художника это ещё и прекрасная возможность наблюдать, изучать, работать с натуры.
— Герман Мазурин, известный иллюстратор, прежде чем нарисовать своих героев, мысленно становился ими. У вас как?
— Животные, как и люди, испытывают эмоции. У Алины Чуриловой персонажи книги умышленно очеловечены, и не составляет труда понять, что испытывают герои повести. Но это касается только подобной литературы. Настоящее мастерство анималиста заключается как раз в том, чтобы изобразить эмоции животного, руководимого инстинктами, а не очеловечивать его. Это всё‑таки другое существо.
— Ещё Мазурин говорил, что в «оформлении книги требуется много труда». Вы согласны?
— Мазурин – опытный мастер, и он, конечно, прав. Иллюстратор – художник, который умеет изображать человека, природу, технику, архитектуру, костюм. Он должен обладать богатой фантазией, быть хорошим психологом – ведь надо показать эмоции и глубокие чувства. Должен быть наблюдательным и владеть различными графическими техниками.
— Продолжите работу над иллюстрациями? Это снова будут животные?
— Животные – в приоритете. Но мне интересна и жизнь человека.