• 58,84 ↓
  • 69,30 ↓
  • 2,17 ↓
30 сентября 2017 г. 16:41:12

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Всё работает на нас. Почему белгородское село не нуждается в спасении
Фото Вадима Заблоцкого

Белгородская область уже несколько лет возглавляет аграрные рейтинги эффективности, давая пример всей России. Одним из отличительных признаков регионального АПК стали как развитие крупного производства, так и поддержка малого бизнеса.

Время показало: оба пути оказались удачными и себя оправдали. Оказалось, что сельский бизнес может быть успешным. На своём опыте в этом убедились больше 5 тыс. участников программы «Семейные фермы Белогорья».

Десять лет назад

К 2007 году колхозов в области уже практически не было, а набирающие мощь агрохолдинги заменяли людей современной техникой. Большие предприятия поднимали экономику региона на новую ступень, а люди без специального образования, старше 40 лет – те, кто не успел впрыгнуть в этот «поезд», – рисковали остаться не у дел. Те же, кто получал достойную зарплату на агрохолдингах, хотели тратить её на что‑то большее, чем привычные бройлеры и свинина. «Семейные фермы Белогорья» решали сразу два этих аспекта – рождали предложение и удовлетворяли спрос, а «побочным эффектом» должен был стать рост платежей в местные бюджеты.

Тогда, в самом начале, семейные фермы ещё не были таковыми в полном смысле этого слова. В департаменте АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области признаются: мало было найти потенциальных участников – нужно было научить их выпускать конкурентную продукцию, определить, что выпускать, разработать бизнес-план, помочь с финансированием.

«При отборе участников мы не смотрели на возраст, образование, опыт в сельском хозяйстве, а брали тех, у кого было огромное желание научиться что‑то делать хорошо и задействовать всю семью. Мы и сейчас так отбираем», – рассказывает замначальника управления устойчивого развития сельских территорий департамента АПК Елена Петрякова. Она одна из тех, кто разрабатывал и вёл программу с самого начала.

Чтобы перенести «Семейные фермы Белогорья» с бумаги на землю, под эгидой департамента создали координационные центры программы в районах и управляющую компанию с одноимённым названием. Специалисты разрабатывали типовые бизнес-планы и персональные бизнес-проекты для привлечения средств, организовывали обучающие семинары для будущих фермеров.

В 2007 году начинали с нескольких направлений, в числе которых, помимо традиционного домашнего птицеводства, овощеводства и молочного скотоводства, были и новые для облас­ти – тепличное овощеводство, декоративное цветоводство, виноградарство, выращивание саженцев и грибов.

Большинство участников имели среднее или среднее специальное образование, самыми активными и успешными были отставные военные, бывшие учителя, строители, т. е. люди, которые имели весьма отдалённое представление о сельском хозяйстве. Они выбирали новые направления, делая ставку на незанятые ниши.

«Бывшие бригадиры, телятницы, доярки чаще всего оставались в своей отрасли, но как раз с ними было тяжелее, – продолжает она. – Люди, которые пришли извне, сразу вникают, слушают и слышат. Те, кто привык годами работать по старинке, слушают, но слышат хуже – это тот случай, когда привычка и традиции выступают в роли своеобразного тормоза».

Объясняли на пальцах

Вещи, которые сейчас кажутся очевидными, тогда были открытиями. Начинающим фермерам рассказывали о тонкостях производства, учили знанию законодательства, умению планировать и вести бюджет. Экспертов искали среди ведущих сельхозпроизводителей мира. После двух лет активного сотрудничества «Семейные фермы Белогорья» стали заключать с зарубежными компаниями агентские договоры. Теперь их представители не просто приезжали выступить, но и согласны были платить за такую возможность.

«То, что для нас малый бизнес, в Европе – основа развития АПК. Средний участок земли у европейского фермера 50 гектаров, а у наших по 200–500 гектаров. Конечно, экспертам была интересна наша аудитория, – вспоминает начальник управления устойчивого развития сельских территорий Евгений Пархомов. – Им и сейчас интересно. На отраслевые семинары приглашают всех фермеров и представителей ведущих производителей семян, средств защиты растений и малой механизации».

«Набивается полный актовый зал, и так на протяжении уже последних 7–8 лет. Приезжают именно специалисты мировых ведущих компаний. Главное – люди после таких встреч понимают, с кем работать», – констатирует Елена Петрякова.

Так за последние пять лет в области появились представительства почти всех крупных аграрных компаний. Впечатляющий результат.

Всё работает на нас

С годами менялись запросы экономики, корректировались и направления развития. В 2012 году в программе было 12 отраслевых направлений, сейчас их значительно больше, и сколько будет новых – прогнозов не строят. Тенденции в сельском бизнесе диктует успех соседа: «у него получилось, и я тоже хочу». Так в области были годы садоводства, ягод, сейчас – бум сыроделия.

«В этом году мы предоставили только грантов больше чем на полмиллиарда рублей. Такого не было за всю историю программы, – констатирует Евгений Пархомов. – В основном люди выбирают переработку, садоводство, немного молочное животноводство. Начало появляться мясное животноводство специализированных пород, выращивание грибов, появляются и услуги».

Такие примеры есть в Яковлевском районе. Один предприниматель начинал с закупщика свиней, построил бойню, открыл два магазинчика. Был у него и сложный период, но сейчас дела пошли в гору. Бойню сертифицировал под овец и бычков, открыл ресторан и гостиницу. Другой, наоборот, открыл придорожное кафе и гостиницу, а когда бизнес стал приносить прибыль, вложил её в создание сырьевой базы, открыв овцеферму.

За прошедшие годы «Семейные фермы» сильно выросли. Программа помогла стать тем, кем они стали, предприятию «Заря 2000», Белгородской грибной компании, кооперативу «Домашнее молоко», «Пчёлке». За последние два года из программы вывели больше 20 фермерских хозяйств, потому что они превысили годовую планку дохода в 120 млн рублей.

«Всё работает на нас. Даже негативная политическая ситуация, которая сложилась на Украине, – продолжает Елена Петрякова. – Оттуда переехали предприниматели, у которых огромный опыт по разведению ценных пород рыб, садоводы, несколько человек приехали из Молдавии и занимаются виноградом и питомниками. У нас есть участники, которые зарабатывают больше 15 млн в год на саженцах декоративных и плодово-ягодных культур».

Хороший рентабельный бизнес

Закономерное продолжение начатого – кооперация мелких производителей. К такой идее сами производители пока относятся настороженно.

«Мы пытаемся перестроить сознание людей, объясняем, что необязательно объединять сто человек, достаточно 5–10, но тех, кто почувствует экономическую пользу от объединения, – говорит Елена Петрякова. – В первую очередь это осознают молодые предприниматели, которых всё больше. Участников до 35 лет в программе около 15%».

Не по факту, а по сути фермеры кооперируются для организации сбыта. Около 40 участников программы открыли магазины, где помимо собственной продукции продают и ту, что вырастили их коллеги, помогают и с обучением, показывая свои успешные практики.

За последние три года образовалось 38 новых кооперативов, а всего в области 58 сельскохозяйственных кооперативов, работающих в разной степени активности.

«Господдержка на следующий год увеличивается, но за эти деньги серьёзно спросят. Получить их могут только те проекты, которые интересны области и населению, – продолжает Евгений Пархомов. – Я общаюсь с людьми: некоторые говорят, что идут спасать село. Сегодня спасать село не надо, надо идти туда зарабатывать деньги. Это хороший рентабельный интересный бизнес, в котором остаются только достойные, что нас очень радует».

Крупные предприятия формируют экономику области, а малые – микромир, бытность, которая сохраняет сельский уклад. И доказывают, что сельским хозяйством заниматься выгодно и почётно.

«Я думаю, программа будет работать всегда. Если соседу удалось, и он живёт лучше, то из десятка один захочет повторить этот опыт, и это хорошо», – считает Елена Петрякова.

Официально третий этап программы завершается в 2020 году, но всё говорит о том, что будет и очередное её продолжение.


Как создать семейную ферму?

1. Получить ходатайство на участие в программе в администрации сельского поселения.

2. Собрать пакет документов:

  • для ИП – копию свидетельства о регистрации и о постановке заявителя на учёт в налоговом органе;
  • для физлиц: копию паспорта и справку о наличии личного подсобного хозяйства;
  • для юрлиц: копии свидетельств о государственной регистрации заявителя, о постановке на учёт в налоговом органе, паспорта и документа, подтверждающего полномочия руководителя юрлица.

3. Подать заявление, ходатайство и документы в координационный центр программы «Семейные фермы Белогорья».

4. Представить план развития хозяйства на год и сведения о деятельности хозяйства за текущий и прошлый годы.


На какую поддержку можно рассчитывать

  • до 1,5 млн рублей по программе поддержки начинающих фермеров – целевой грант на развитие для ИП и КФХ, которым не больше двух лет;
  • до 21,6 млн рублей по программе развития семейных животноводческих ферм на базе КФХ – грант для КФ, которым не более года по программе «Я – сельский предприниматель»;
  • до 14 млн рублей по программе «Я – сельский предприниматель»;
  • до 70 млн рублей по программе «Развитие сельхозкооперации» – грант для сельхозкооперативов.

Интересные цифры

В программе «Семейные фермы Белогорья» занят каждый двенадцатый сельский житель Белгородской области.

В регионе успешно работают 5,1 тыс. семейных хозяйств.

За десять лет участники программы произвели товаров и услуг на 90 млрд рублей.


для комментариев используется HyperComments