11.12.2016, Воскресенье 16:51
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
3 марта 2015 г. 12:51:19

В Старооскольском городском округе придумали, как вдохнуть новую жизнь в образовательные комплексы

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Всё новое – хорошо модернизированное старое
Обучение детей правилам дорожного движения в Дмитриевской школе. Фото Виталия Гаркуши

Образовательные комплексы и школы полного дня для Белгородской области не в новинку. Сейчас они переживают, можно сказать, второе рождение, но на другом качественном уровне. Поскольку в арсенале современных педагогов появились новые понятия, которые требуют совершенно другого подхода к работе школ.

Из города – в село

В прошлом году в Дмитриевскую сельскую школу из городской школы перешёл лишь один ученик, сейчас таких уже 14. Школьный автобус доставляет ребят из Старого Оскола в школу, расположенную в 25 км от города. Но жалеют они об одном – школа основная, девятилетка, и потом придётся доучиваться в городе.

Говорят, в каждой школе есть своя изюминка. В Дмитриевке этого «изюму» – целый воз. Дети учатся не по привычным четвертям, а по триместрам – через каждые 33–35 дней введены пятидневные каникулы. По словам директора школы Натальи Емельяновой, дети и родители поначалу восприняли это нововведение настороженно. Энтузиазм появился, когда повысилась успеваемость и сами ребята стали отмечать, что так они устают меньше. На самое святое для школьника – летние каникулы – новая система не посягнула. Так что у них теперь семь каникул в год.

«Изюм» номер два – индивидуальная дорожная карта ученика. Школа маленькая, поэтому ввести сопровождение каждого ребёнка нетрудно. Каждый тьютор отводит на кружки и секции в среднем по 20 учеников в день.

Совет отцов – дмитриевские папы общественную работу начали с того, что пригласили «поговорить за жизнь» отчимов, у которых не складываются отношения с пасынками и падчерицами. Теперь папы-общественники готовы и совет дать, и на помощь в любой ситуации прийти.

Ученики Дмитриевской школы осваивают навыки верховой езды.
Ученики Дмитриевской школы осваивают навыки верховой езды.
Фото Виталия Гаркуши

Внеурочная деятельность – в Дмитриевке её разнообразие просто удивляет. Спортивные, творческие кружки, студии интеллектуального развития, с выездами на природу… И венец дмитриевской «внеурочки» – обучение верховой езде в крестьянско-фермерском хозяйстве Мельниковых. Бесплатное.

«Хоть дети у нас в основном сельские, многие из них живых лошадей в глаза не видели! А теперь их от конюшни за уши не оттащишь! В саму конюшню их не пускают, верховой езде они учатся в специальных вольерах и возле конюшни. В основном из-за лошадей городские дети и переходят в нашу школу», – говорит директор школы.

Из-за посещения конюшни на прошлой неделе едва не сорвалось заседание коллегии областного департамента образования. Сотрудники департамента, педагоги да и мы, журналисты, глаз не могли отвести от коней-красавцев. Пока чей-то голос не произнёс робко: «Уважаемые коллеги… Надо ехать дальше. А то мы отсюда до вечера не уйдём…»

Занятия юных инспекторов в Старооскольском Центре технического творчества и профобучения.
Занятия юных инспекторов в Старооскольском Центре технического творчества и профобучения.
Фото Виталия Гаркуши

Нанопластилин

Дмитриевская школа и все её изюминки стали первым пунктом в списке объектов, которые посетили педагоги. Темой же коллегии назвали переход от управления объектами к управлению связями в образовательной сфере.

Управление объектами для нас привычно. Есть у школы директор, он ею и управляет. Как директор спортивной школы, Дома культуры и так далее. У каждого учреждения – свои источники финансирования, свой план работы, свои условия для лицензирования и аккредитации. И чтобы объединить, например, обычную школу, спортивную и какой-нибудь ДК или Дом ремёсел в образовательный комплекс, нужно тщательно продумать и организационные, и финансовые вопросы. То есть перейти к управлению связями – кто кому какие услуги оказывает, кто создаёт условия, платит за оказанную услугу и так далее. Например, чтобы сельские дети могли бесплатно учиться кататься на лошадях, фермерское хозяйство пришлось включить в состав старооскольского центра дополнительного образования «Перспектива». О том, сколько сил и времени пришлось затратить, чтобы всё соответствовало букве закона, директор центра Елена Перова может рассказывать долго. Прецедентов таких ещё не было. Инструкторы по верховой езде получают зарплату как педагоги дополнительного образования. Все нормы соблюдены. Дети счастливы. Родители довольны. Остальные завидуют…

Интерактивный музей лицея № 3.
Интерактивный музей лицея № 3.
Фото Виталия Гаркуши

Ещё один формат образовательного комплекса показали нам в старооскольском лицее № 3. На соседних улицах располагаются сам лицей, детский сад № 3 и основная школа № 1. Пока они сотрудничают в рамках сетевого взаимодействия, но уже в ближайшее время будут объединены в образовательный комплекс «Лицей № 3». Школа полного дня здесь действует, скучать школьникам не дают.

Сетевое взаимодействие уже позволило переполненному учениками лицею отказаться от второй смены – на правах безвозмездной аренды лицей использует кабинеты школы № 1, где наполняемость гораздо ниже. Проводятся совместные уроки и занятия, не говоря уже о спортивных и творческих состязаниях. А малыши из детсада с удовольствием приходят на занятия в лицей – тут им и про науку расскажут, и дадут слепить что-нибудь из нанопластилина. А в интерактивном музее можно умные игрушки потрогать, развинтить что-нибудь, и за это тебе ничего не будет.

С нанотехнологиями у лицея особые отношения. Он уже много лет участвует в работе Федерального сетевого образовательного сообщества «Школьная лига РОСНАНО». Ребята ведут научную и исследовательскую работу, а теперь вот и малышей к ней постепенно приучают.

Судомоделисты готовятся к областным соревнованиям.
Судомоделисты готовятся к областным соревнованиям.
Фото Виталия Гаркуши

Путём слияния

Об опыте Старооскольского городского округа в развитии образовательных комплексов на коллегии говорили много. Хвалили, уточняли, в чём-то сомневались – в общем, нормальный рабочий процесс.

Заместитель главы администрации городского округа по социальному развитию Наталия Зубарева отметила, что расходы на отрасль образования растут с каждым годом, в этом году стартовала муниципальная программа развития образования до 2020 года.

«Цель программы – максимальное расширение межведомственной интеграции. В 2015 году запланировано создание политехнической школы путём слияния школ 25 и 33 с привлечением кадров технологического института МИСиС и других вузов. Будет обучение по 11 профессиям, – отметила Наталия Николаевна. – Инициирован проект создания центра естественно-научного образования – путём слияния станции юннатов и центра эколого-биологического образования».

Успешным показался коллегии ещё один пример слияния – городской центр детского (юношеского) технического творчества № 1 и межшкольный учебный комбинат объединились в Центр технического творчества и профессионального образования. Здесь школьники не только занимаются в творческих секциях и кружках моделирования, но и обучаются восьми профессиям: оператор ЭВМ, демонстратор одежды, маляр, цветочница, водитель категории В, швея, курьер, каменщик.

Обучение вождению в Центре технического творчества и профессионального образования.
Обучение вождению в Центре технического творчества и профессионального образования.
Фото Виталия Гаркуши

«Образовательный комплекс ориентирован на получение качественного образования каждым ребёнком. Но необходимо разработать правовой механизм финансирования образовательных комплексов», – резюмировала начальник старооскольского управления образования Лариса Бугримова.

Опыт старооскольской территории признан участниками заседания положительным, однако распространение его зависит от особенностей каждого района области.

«Решение о создании образовательного комплекса должно приниматься лишь в том случае, если очевидна его экономическая и педагогическая целесообразность. Модели комплексов могут быть разными, создание – потребовать решения вопроса о качественно новом руководителе. Считаю целесообразным начать эту работу с нескольких пилотных проектов», – озвучила позицию департамента образования области первый заместитель начальника департамента Елена Тишина.


для комментариев используется HyperComments