Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 июня 2015, 16:01
 Тамара Акиньшина 1531

Все свои

В красногвардейском хозяйстве Казариновых нет должностей и выходных

Все свои Фото Максима Левковского
  • Тамара Акиньшина

…Мы чуть не проскочили нужный поворот. Не будь указателя «Семейная ферма Казариновых», так бы и поехали дальше по петляющей просёлочной дороге. Хотя про это хозяйство – бывшую Бабкинскую молочно-товарную ферму – в Красногвардейском районе, наверное, не знает только ленивый. Во-первых, потому что руководит им женщина. А во-вторых, здесь трудится вся её семья – муж, два сына и две дочери.

Телячьи нежности

«Это Багира. Она у нас самая хитрая: свою воду выпьет и к чужим поилкам бежит», – хозяйка фермы Татьяна Казаринова любовно поглаживает мордочку тёлочки пепельного окраса.

Животное так и льнёт к её руке, облизывая пальцы длинным мокрым языком. Наш фотограф, увлёкшись съёмкой, не успевает отдёрнуть камеру и теперь со смехом оттирает объектив от «телячьих нежностей». А Татьяна Николаевна продолжает знакомить меня с самыми младшими обитателями фермы. Всех знает по именам, перечисляет повадки и милые особенности. Ловлю себя на мысли, что с такими сияющими глазами только матери рассказывают о шалостях своих детей.

Молочных коров на ферме – около двухсот, плюс шлейф (тёлки разных возрастов) – 160 голов.

«Хотели в этом году построить новый телятник, но, наверное, отложим. Своих средств не хватит», – сетует Татьяна Николаевна.

И поясняет, что в этом году из-за отсутствия помещения примерно 100 коровам пришлось зимовать под открытым небом.

«Холодно им было. Кормили только «на обогрев». Это хорошо ещё, что больших морозов не случилось».

Под честное слово

Впрочем, к трудностям Казариновой не привыкать. 11 лет назад, когда к ней в руки попало дышащее на ладан хозяйство, и то выдюжила.

«От фермы было одно название. Старый разваленный коровник. И 140 коров, дававших по килограмму молока в сутки. Кормить и поить их нечем – ни воды, ни соломы, ни сена. И навоза в помещении – по окна», – вспоминает Татьяна Николаевна.

Соседние фермы пускали коров «под нож», чтобы расплатиться с долгами по зарплате с работниками. Новоиспечённой фермерше окружающие прочили то же самое. Но коров Казариновой удалось сохранить. И не просто сохранить, а за 2,5 месяца довести надои с каждой до шести литров.

«Мне без денег корма давали, под честное слово. Как у нас в селе говорят, под тады. Из-под Нового Оскола всю зиму возили на ферму силос, комбикормом разжились под Бирючом. Так и продержались первое время», – с нотками гордости рассказывает Казаринова.

Вся семья включилась в спасение хозяйства. Хотя в самом начале, когда районное руководство предложило Татьяне Николаевне арендовать умирающую Бабкинскую ферму, муж и дети были против этой затеи. Но согласились попробовать – и не прогадали. Тем более что работать все хотели и умели.

Сами поим, сами доим

Татьяна Николаевна всю жизнь работает в сельском хозяйстве. Сразу по окончании Красногвардейского сельхозтехникума в 1980-м она устроилась ветфельдшером в колхоз «Коммунист». К 2001 году доросла до главного зоотехника. Все эти умения очень ей пригодились в новой ипостаси руководителя хозяйства. Потому что, если заболеет доярка, коровы ждать не будут. Либо срочно найди ей замену, либо сам становись доить.

«У нас на ферме должности не распределены: кто что умеет, то и делает. И доим сами, и поим. Сыновья с техникой хорошо управляются. Да и Наташа (кивает на стоящую рядом младшую дочь) «газель» водит. Дети на ферме выросли. Помогали во всём, ещё учась в школе», – продолжает рассказывать Татьяна Николаевна.

«Ага, я и спала тут, бывало. В красном уголке. Привыкла к ферме, даже желания не возникло остаться в городе, когда поступила в институт. Наоборот, в пять утра вставала, чтобы помочь родителям, а потом ехала на учёбу, в Алексеевку. И каждый вечер домой возвращалась», – подхватывает Наташа (окончила она Алексеевский филиал БелГУ по специальности «менеджер» – Т.А.).

На днях девушка отметила 25-летие. Худенькая, загорелая, улыбчивая – она просто заражает оптимизмом. Невероятно, но факт: не все девушки мечтают переехать из деревни в город. Наташу, например, всё устраивает и здесь.

Старшая дочь Казариновых – Лилия – сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком. По образованию она бухгалтер. Два сына – Иван (юрист по образованию) и Василий (экономист) тоже трудятся на ферме.

«Нет, мои дети уехать отсюда не рвутся. Я им сразу сказала: кто и где вас ждёт просто так? Везде надо работать! А тут вы хотя бы работаете на себя», – заключает Татьяна Николаевна.

Молоко есть. Цены нет

Конечно, только силами одной семьи, даже такой большой и дружной, как у Казариновых, ферму обслужить невозможно. В хозяйстве помимо них работают 5 доярок, 4 скотника и 1 тракторист. Но Татьяна Николаевна к «чужим» их не причисляет, говорит, что на ферме – все свои. На вопрос о средней зарплате отвечает, не задумываясь:

«У нас кто как работает, тот так и получает. Доярки, скотники – по 17-20 тысяч рублей в месяц, трактористы – около 30 тысяч».

А дел на ферме очень много. Помимо ухода за скотом, нужно позаботиться о его прокорме. Свою землю, которой у фермы немного, Казариновы засевают озимой пшеницей и ячменём. На 155 гектарах паевой земли селян выращивают суданку и сорго. А ещё ферма арендует землю, засеянную многолетними травами, – люцерной и эспарцетом.

Один трактор на ферму, кстати, купили за свои деньги, а другой – на средства гранта по программе «Развитие семейных животноводческих ферм». Его Казариновым дали два года назад. Суммой, превышающей 5,6 млн рублей, в хозяйстве распорядились толково:

«Мы на них трактор-кормосмеситель купили, молокопровод приобрели, установили и два танка-охладителя для молока. А крышу на коровнике перекрыли и летний лагерь для скота построили – это уже за свои деньги», – поясняет Казаринова.

Но строительство так нужного телятника хозяйству материально не осилить. По всем прикидкам на него нужно не меньше 14 млн рублей. А между тем, цены на продукцию фермы не радуют.

«Мы около 2,2 тонны молока сдаём каждый день. С хорошей – 3,7-3,8% – жирностью. А цены на него нет. Ну что это – по 17,5 рубля за килограмм? В прошлые годы принимали по 23-26 рублей. Хотя бы 20 рублей было», – сетует Татьяна Николаевна.

В гости к президенту

Кстати, об этом она рассказала самому президенту России. Татьяну Николаевну вместе с несколькими другими женщинами накануне 8 Марта пригласили в гости в Кремль.

«Я была там единственная и от нашей области, и от сельского хозяйства страны. Выступала третьей. Страшно было – аж сердце выскакивало. Рассказала Владимиру Владимировичу про нашу семейную ферму, поблагодарила за поддержку сельского хозяйства, пригласила в гости».

Поездка в Москву стала для Татьяны Николаевны своеобразным мини-отпуском. Некогда на ферме отдыхать: коровам ведь не объяснишь, что у людей бывают праздники, Новый год, день рождения. Даже съездить-подлечиться в местный санаторий у Казариновой не получается. Хотя ноги болят, и ходит она, заметно прихрамывая.

«Конечно, моментами бывает нелегко. Но зато сама себе хозяйка, никто не приедет тебя ругать», – заключает Татьяна Николаевна, окинув взглядом своё большое хозяйство.

А на ферме всё идёт своим чередом. Коровы с телятами лениво-дружно жуют сено. Вдоль загона едет трактор, развозящий корм. Работники помогают выгрузить из кузова ГАЗели новокупленный стогометатель-погрузчик. Все работают, все при деле. Только собаки всех «дворянских» мастей лениво развалились на солнцепёке, высунув от жары языки. Но они отработают свою миску еды ночным дежурством.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×