05.12.2016, Понедельник 07:27
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
27 апреля 2016 г. 13:36:05

Почему на встрече в митрополичьей гостиной говорили о покаянии

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Время заглянуть в себя
Фото Арсения Клюйко

Гостьей митрополичьей литературной гостиной стала заслуженная артистка России, певица Евгения Смольянинова. На этот раз встречу в Белгородской митрополии посвятили Великому посту и его отражению в произведениях мирового искусства.

О покаянии – живописной метафорой

По традиции гостям вечера сначала презентовали выставку на заявленную тему. Сотрудники Белгородского художественного музея подобрали в своих фондах работы, которые ассоциативно или по настроению отсылают зрителя к теме покаяния.

Открыла экспозицию работа воронежского художника Евгения Щеглова «Вербное воскресение», посвящённая отцу Олегу (Воропаеву). Интересен и небольшой натюрморт белгородца Владимира Желобка «Памяти Виктора Попкова». Попков был замечательным советским живописцем и графиком, написал много пронзительных произведений и трагически погиб – был застрелен инкассатором, когда пытался поймать машину. Инкассатор принял художника за грабителя и выстрелил. Спасти Попкова не успели. На изображённой книге мы видим «Автопортрет в шинели отца» кисти погибшего художника, а рябина символизирует безвинно пролитую кровь.

Сотрудникам музея всё же удалось найти в фондах одну работу, напрямую связанную с темой покаяния. Она так и называется «Раскаяние». Это картина Станислава Молодых – художника мощного темперамента, окончившего знаменитую «репинку». Молодых работал в разных жанрах, но самым любимым для него был жанр исторический. Событиям разных веков художник посвятил не одно полотно. В музее есть три работы, рассказывающие о крестьянском бунте под предводительством Емельяна Пугачева. «Раскаяние» – заключительная картина в этой серии.

«Здесь мы видим двух героев: Суворова, который доставил Пугачева в Москву, и Пугачёва, закованного в цепи и стоящего на коленях. Правая рука его прижата к груди в покаянном жесте. Но если внимательно посмотреть на взгляд Пугачёва и сжатую в кулак другую руку, понимаешь что не всё так однозначно. Это конфликт двух мироощущений, двух идеологий», – рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Белгородского художественного музея Галина Половина.

Метафорически отсылает к теме выставки и работа Владимира Кутявина, посвящённая Чернобылю. На ней сюжет из жизни: сотни людей вынуждены покинуть чернобыльскую землю. Мы видим взлетающий самолет, а вся боль этих людей отражается в глазах девушки на переднем плане.

Мудрость из раритетов

Тему покаяния продолжила книжная выставка из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. На ней можно было увидеть уникальные экспонаты. Например, подарочное издание полного собрания сочинений Василия Жуковского, вышедшее более 100 лет назад. Все мы хорошо знаем Василия Андреевича как замечательного поэта, переводчика, литературного наставника Пушкина и воспитателя Александра II. Он был также глубоко верующим человеком, что отразилось в его творчестве.

Обложка книги выполнена с художественным и золотым тиснением. Выпущена она издательством Вольфа, которое было крупнейшим в России на рубеже XIX-XX веков. В этой книге можно найти неоконченную поэму «Египетская тьма». Это поэтическое переложение 17-й главы библейской книги Премудрости Соломоновой. Речь идёт о Египте, который на три дня накрыла тьма в наказание за жестокость фараона, не отпустившего израильтян из египетского плена.

Кроме этого гости увидели книгу святителя Иннокентия Херсонского «Падение Адамово. Беседы на Великий пост», изданную в 1847 году. Святитель Иннокентий – первый и главный наставник уроженца Белгородчины митрополита Макария, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Когда Макарий учился в Киевской духовной академии, он приступил к написанию первого значимого труда по истории этого учебного заведения и брал благословение у святителя Иннокентия, который в то время был ректором. По велению судьбы через несколько лет Макарий сам стал цензором представленной на выставке книги.

Евгения Смольянинова.
Евгения Смольянинова.
Фото Арсения Клюйко

Не постный вечер

Открыл череду творческих выступлений митрополичий хор с композицией «Да исправится молитва моя», музыку для которой написал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

«Это было написано 30 лет назад. Я был тогда студентом Ленинградской духовной семинарии и очень боялся, как её воспримут. Подписал «Неизвестен». До тех пор, пока песнопение не начали исполнять, не признавался. Только после того, как стал епископом, достал оригинальные ноты, и мы одной из первых записали эту композицию», – рассказал владыка.

Вечер продолжился презентацией об образах Покаянного канона Андрея Критского в шедеврах мирового искусства. В обсуждении принял участие губернатор Евгений Савченко, также в этот вечер посетивший гостиную.

Своим поэтическим творчеством в этот раз порадовали член Союза писателей России Анатолий Папанов, молодой поэт, учитель русского языка и литературы Максим Бессонов, а также протоиерей Игорь Кобелев, ставший номинантом патриаршей литературной премии 2016 года.

«Номинация по преимуществу за поэтический перевод поэмы Святителя Иоасафа, которая была создана во время Великого поста и представлена в день Пасхи. И действие её происходит тоже во время Великого поста», – рассказал отец Игорь и прочитал несколько своих стихотворений.

Голос ангела

Прекрасным украшением вечера стало выступление Евгении Смольяниновой.

«Это наше национальное достояние. Я даже затрудняюсь определить все грани её таланта. Она и актриса, и поэт, и музыкант, и композитор, но, прежде всего, певица с удивительным ангельским голосом», – отметил протоиерей Павел Вейнгольд.

Песни в исполнении этой заслуженной артистки РФ знакомы большинству россиян. Взять хотя бы известный романс «В лунном сиянии» из фильма «Вход в лабиринт».

«Про покаяние песен очень много. В народной традиции это одна из популярных дорог – то, что поётся всегда, то, что близко и понятно человеку. Покаяние приносит радость, надежду, желание жить и благодарность Богу, – отметила Евгения, начав своё выступление с песни «Весеннее чувство» на стихи Дмитрия Мережковского. После чего исполнила ещё несколько трогательных произведений».

Митрополит поблагодарил певицу и рассказал о задумке по поводу совместного проекта митрополии, белгородской филармонии и Евгении. Он будет посвящён русскому романсу.

«В преддверии Светлого Христова Воскресения всегда нам не хватает одного – остановиться и ещё раз заглянуть в себя. Когда мы начинаем пост, то в полной решимости, что мы что‑то можем в себе изменить и действительно что‑то меняем, но в конце поста ожидание Пасхи настолько нас захлёстывает… И я благодарю всех участников гостиной, особенно Евгению, которая так вознесла душу, что она смогла вырваться из цепких и костлявых рук действительности», – отметил митрополит Иоанн.

Следующую встречу посвятят Пасхе и её отражению в произведениях мирового искусства.


для комментариев используется HyperComments