Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2015, 10:40
 Полина Максудова 1986

Война в театре: истории человеческих чувств

Война в искусстве, как правило, подаётся через трагедию частной жизни обычных людей. И чем интимнее, чем пронзительнее, чем искреннее художник воплощает эту историю, тем более сопричастными и сочувствующими мы становимся, тем больше погружаемся в реку па

Война в театре: истории человеческих чувств «Честь имею». Фото из архива БГАДТ
  • Полина Максудова

Когда эти истории сливаются в хор, в его многоголосице проступает эмоциональный образ войны, и конкретной, и обобщённой. «ОнОнас» вспоминает истории о войне, которые нам рассказывают на сценах и площадках белгородских театров.

Война в Драме

Спектакль «Соловьиная ночь» щепкинцы представили пять лет назад, посвятив 65-летию Победы. Лирическую драму по пьесе Валентина Ежова поставил Игорь Ткачёв. «Соловьиная ночь» — удивительная история первой любви русского солдата Петра Бородина и немецкой девушки Инги, вспыхнувшей в немецком городке в дни победоносного мая 45-го. Да, война окончена, но возможно ли счастье для этих двоих, если война всё ещё продолжается в душах людских…

Игорь Ткачёв — режиссёр и литературно-музыкальной композиции «Честь имею!». В её основе — сценарий заслуженного работника культуры России Людмилы Кондратьевой. «Честь имею!» — творческий проект Белгородского отделения Союза театральных деятелей России, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны и русскому офицерству. Отечественная война 1812 года, восстания декабристов, войны Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная — на фоне драматических событий русской истории разворачиваются истории частные. Особую пронзительность и глубину действие обретает благодаря стихотворениям и фрагментам прозы российских и советских авторов, дневникам и мемуарам свидетелей событий, песням и романсам различных эпох.

Ещё одна постановка «Театра в фойе» — «Войною прерванная юность…». Авторы этой литературно-музыкальной композиции — режиссёр Сергей Денисов и Наталья Почернина (сценарий). Лето 41-го врывается в жизнь вчерашних школьников и поворачивает её течение в совершенно иное русло. Из школьного класса прямо в окопы — они обречены в одночасье стать сильными и погибнуть ради Победы мира. Развитие сюжета сопровождают одни из лучших стихотворных (Константина Симонова, Юрий Левитанского, Александра Твардовского, Анны Ахматовой, Юлии Друниной…), прозаических (Виктора Астафьева и Евгения Носова), музыкальных (Булата Окуджавы, Марк Фрадкина…) произведений военного и поствоенного времени.

«Кукольная» война

На сцене Белгородского государственного театра кукол идут два спектакля о войне «История солдата» и «Петрушка на войне». Оба титулованы театральным сообществом и крайне успешны у зрителей, причём не только юных.

На сцене в свете софитов, точно в отблесках победного салюта, возвышается фигура советского солдата. Одной рукой он прижимает к своей груди спасённую немецкую девочку, другой — держит огромный меч, разрубающий фашистскую свастику... Будто бы ожил 70-тонный бронзовый Воин-освободитель — тот, что с 1949-го стоит в берлинском Трептов-парке. Он напоминает всему миру о Великой Победе и о милосердии, самоотверженности, беззаветной храбрости русского богатыря. Таков финал фронтовой былины «История солдата». Спектакль, объединивший сказку и историю, поставил Сергей Балыков (в то время главный режиссёр БГТК). Балыков — и автор инсценировки повести «Крайний случай» Ильи Туричина, литературной основы спектакля, и его музыкального оформления. А посвящено произведение 70-летию битвы на Огненной дуге.

Куклы рассказывают историю о русском солдате. Когда уйдут на фронт и не вернутся старшие братья, на поле брани отправится Иванушка. Для него испечёт матушка хлеб: «На самый крайний случай». И эта краюха, которую он поместит у сердца, окажется волшебной: будет всегда тёплая, словно только что из печи, зачерствеет на мгновение, чтобы защитить его от пули, исцелит от увечий старшего брата, оказавшего живым и ставшего партизаном, спасёт от голода немецкую девочку… Много славных дел предстоит совершить Иванушке — поймать «языка», да не простого, а «жар-птицу» — фашистского офицера, рискуя жизнью, раздобыть оперативную карту фашистского фронта, одолеть боевую машину «Великана Фердинанда», получить «Меч возмездия», выкованный верой и стараниями народа.

К 65-летию Великой Победы в Театре кукол появился «Петрушка на войне». Обратившись к пьесе Александра Заболотного, Геннадий Шугуров создал балаганное петрушечное представление. В центре повествования — легендарный Пётр Петрович Уксусов. А сопровождают его мамаша тётя Глаша, верная подружка Марфуша, корова Нюрка и «сборище талантов» — хор из Нижнего Тагила. Оно и понятно — где озорной Петрушка, там народный юмор, гротеск, острая сатира. Петрушка здесь — боец Красной Армии, совершает подвиги и побеждает фашистов — от вражеского разведчика до немецкого фюрера.

  • «Сольвьиная ночь»

  • «Я, пулеметчик»

  • «Войною прерванная юность»

  • «История солдата»

  • «Петрушка на войне»

  • «Марьино поле»

Война молодых

К 70-летию Победы Молодёжный независимый театр «Новая сцена 2» снова покажет спектакли «Марьино поле» и «Я, пулемётчик».

«Марьино поле» режиссёр Оксана Погребняк поставила по пьесе современного драматурга Олега Богаева. «Марьино поле» — пьеса-фантасмагория, которая призвана уравновесить страшную историю, проступающая сквозь иронию и гротеск. Деревня была бы мёртвой, если бы не три древние старухи Марья, Серафима и Прасковья, что доживают свой век здесь. Доживают и ждут своих мужей с фронта. Только вот с тех пор полвека минуло. И похоронки они в своё время получили, но, кажется, умереть не могут без того, чтобы ещё раз с ними не встретиться. Вдруг к одной из них муж приходит … во сне — встречайте, к 9 мая вернуться мужики. Старухи отправятся на ж/д станцию — долгое и опасное путешествие им предстоит. И кого только не встретят они на своём пути — лесная нечисть предстанет в образах Сталина и Гитлера, диктора Левитана и маршала Жукова и много кого ещё. История того времени одновременно предстанет сквозь зеркало мифов о нём и русской фольклорной традиции.

В основе спектакля «Я, пулемётчик» — пьеса известного «новодрамовского» автора Юрия Клавдиева. Это резкое высказывание о войне вообще и о войне нового времени в частности, пацифистский протест, постулируемый с плакатной ясностью. В центре истории — два героя. Первый — тот, кого мы называем братками. Второй — его дед, в Великую Отечественную он был пулемётчиком на Моонзунде. Воевал за родину, защищал свою землю. За что «воюет» его внук сегодня? И понимает ли, что своими действиями обесценивает жертвы павших в сороковых, что война ничего, кроме смерти и горя, не несёт? Режиссёр Оксана Погребняк посвящает спектакль памяти своего деда Ивана Тихоновича, ветерана Великой Отечественной Войны. Кроме того, она заостряет актуальность темы, обращаясь к украинским событиям и вводя их в ткань сценического повествования, а значит, и в фокус нашей рефлексии.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×