Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 декабря 2015, 10:13
 Тамара Акиньшина 2624

Внучатый мастер

Вместе с серьёзным спортивным званием белгородец Александр Ланин приобрёл ещё и это, шуточное

Внучатый мастер Александр Ланин (справа) с Андреем Кузнецовым. Фото Вадима Заблоцкого
  • Тамара Акиньшина

Последний раз до него норматив мастера спорта по нас­тольному теннису среди спорт­сменов областного центра выполнил тренер его тренера.

С паузами и рывками

В оставшиеся полчаса до встречи с Александром я занималась заталкиванием в голову теории пинг-понга. Нельзя же, в самом деле, беседовать с человеком, практически не ориентируясь в теме. Но знания упорно не желали умещаться, торчали углами, кололись свежеузнанными фактами. Так, сколько сетов в матче? Кажется, пять или семь! До какого счёта играют? Вроде до 11 очков (да, точно!). Размер мяча… размер мяча… аааа, не помню!!!

В итоге на встречу прибежала запыхавшаяся и в расстроенных чувствах. Мятный чай? Да, пожалуйста. И почти сразу же «давай на «ты»?» от собеседника. Всё, можно выдохнуть. Экзамен отменяется. Просто общение. Дружеское интервью.

Поводом для нашего знакомства с Александром стала его недавняя победа на Всероссийском турнире по настольному теннису памяти кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» В.С. Черномырдина. Именно там, сыграв в паре с теннисистом из Самары Михаилом Гладышевым, белгородский спортсмен выполнил заветный мастерский норматив. Он шёл к нему без малого 20 лет. С паузами и рывками. В любом виде спорта они есть, но на развитие спортивной карьеры отдельного человека накладывается много ещё чего. Целеустремлённость или лень. Соотношение желания и возможностей.

Для Александра решающим толчком стал вопрос одного из его учеников: вот, дескать, вы из нас, Сан Саныч, хотите мастеров сделать, а сами даже не мастер спорта. Ланина эти слова не то чтобы задели, но заставили задуматься. Тем более осознание того, что его игра уже выше кандидатского уровня, пришло к спортсмену давно. Ну выше и выше – что такого? А потом этот вопрос пацана – и в голове у 28-летнего теннисиста будто что-то щёлкнуло: надо выполнять норматив мастера!

С лета Александр начал усиленно, целенаправленно тренироваться. Но первая попытка (в октябре, в Твери) хоть и не размазала его по теннисному столу – в основную турнирную сетку всё-таки вышел – но само­оценку подстригла и уверенность несколько поколебала.

«Там играли на очень высоком, почти московском уровне. Я не потянул, занял 64-е место», – пожал плечами Александр.

Задело его это? Ну ещё бы! Решил идти до конца. И в начале ноября поехал на турнир в Оренбург. Там, по его словам, выиграть было реальнее. Из 128 участников всего 20 мастеров спорта среди мужчин. В «личке» обыграл нескольких КМСов и даже мастеров, но в восьмёрку, увы, не затесался. Последним оренбургским шансом было выиграть в паре. Со знакомым теннисистом Михаилом Гладышевым договорился спонтанно, уже по приезде на черномырдинский турнир. Тот предупредил: даже с ним, мастером спорта и сильным игроком, выиграть будет сложно. Но попытка не пытка.

Стратосфера победы

«Я как представил: приехать аж в Оренбург – и проиграть?! Ну нет! На этом настрое шёл до полуфинала. Мы с Михаилом переиграли всех. Это было нереально трудно. А когда выиграли полуфинал, вдруг понял: всё, я мастер», – с улыбкой вспомнил мой собеседник.

А после, по словам Александра, у него будто открылось второе дыхание, захватил кураж. Как будто с переходом от кандидатства к мастерству рухнул какой-то внутренний барьер. И за ним сразу стратосфера…

«Я говорю Гладышеву: «Миш, давай финал!». И мы дали, хотя соперниками были мастер и крепкий кандидат: тренер и его ученик, – загорячился Ланин. Даже сейчас, спустя месяц после победы, эти воспоминания зажигают его глаза и заставляют усиленно жестикулировать (берегитесь, чашки с чаем!). А потом, почти без перехода, уже спокойно продолжил:

«Самое главное в конце для меня было – отключиться от результата, сконцентрироваться на игре. Как в танце – просто чувствовать. Но при этом не превратиться в сороконожку, которая – помнишь такую байку? – задумалась о своём умении ходить – и упала».

И добавил, что не менее важной для него была визуализация успеха. Он ещё до победы в турнире представлял, как звонит и сообщает о новом звании родителям и тренеру, как рассылает друзьям эсэмэски, как выставляет фото с кубком победителя на свою страничку в соцсетях… По словам Ланина, это придало уверенности. И, к счастью, сценарий полностью совпал с действительностью:

«Это такие эмоции! Позвонил родителям сразу же, мама от радости даже прослезилась. Они понимают, как много это значило для меня, ведь и сами играют в настольный теннис на любительском уровне».

Сейчас главная задача новоиспечённого мастера спорта – правильно и в срок оформить документы. Только после этого Минспорт выдаст ему удостоверение и значок.

Большой путь с малой ракеткой

Александр начал свой путь в теннисе на приспособленных (а по факту – малопригодных для игры) площадках.

«Отец привёл меня в клуб настольного тенниса лет в девять. Располагался он на улице Горького и назывался «Малая ракетка». Моим тренером стал Вадим Воеводенко. А условия для занятий были жуткие: резиновые полы, свисающие с потолка на проводах лампы, дешёвые теннисные столы из деревоплиты. Это было подвальное помещение, кажется, бомбоубежище», – пустился в воспоминания Ланин.

Потом дедушка его напарника по игре пробил для юных теннисистов место под трибуной стадиона «Энергомаш». Оно тоже было со своими минусами:

«Бегунам, которые там занимались, приходилось разворачиваться обратно, не добегая до нас несколько шагов. И играть одновременно могли всего шесть человек».

Около года отзанимались на базе «Космоса». Вот там было шикарно: нормальный зал, людей больше, созданы все условия. Но всё тот же неугомонный дедушка напарника Александра подыскал зал в ДК «Юбилейный». На этой площадке теннисисты обосновались прочно, хотя баталий с желающими отжать помещение под танцы или другой вид спорта было предостаточно.

«Там сейчас хорошие столы, профессиональные. Теннисисты сами содержат зал, ремонт делается силами тех, кто играет. Вторая крупная наша база – на Михайловском шоссе, на территории ЗАО «Автодорстрой». Его директор Андрей Кузнецов, который сам в свободное время играет в настольный теннис, вложил в неё много сил и средств: там и специальное напольное покрытие, и стены тёмные, и освещение искусственное. В общем, всё как положено, – продолжил рассказ Ланин. Благодарность Александра Андрею Владимировичу подкрепляется личным участием последнего в судьбе молодого теннисиста: в своё время именно он поспособствовал определению Ланина в школу олимпийского резерва, а потом спонсировал его поездки на соревнования».

«Одиннадцатый класс я закончил в Москве. Жил при спортшколе. И там увидел по-настоящему, что такое настольный теннис: больше игроков, другая система тренировок. Даже слабые по московским меркам теннисисты играли лучше меня, мне пришлось их догонять», – рассказал Ланин.

Александр Ланин на тренировке.
Александр Ланин на тренировке.
Фото Вадима Заблоцкого

Тренировки с постоянными соревнованиями сделали своё дело – уровень игры белгородского теннисиста за год существенно вырос. Тем более что занимался с ним заслуженный тренер России Владимир Спиридонов.

Между теннисом и хип-хопом

А потом перед Александром встал вопрос: либо остаться в Москве, либо вернуться домой, и поступить в БелГУ. Он выбрал последнее.

Все пять лет учёбы на спортфаке играл в студенческой лиге России. Тренировались теннисисты сперва в подвале Молодёжного культурного центра вуза, потом – в свежепостроенном спорткомплексе Светланы Хоркиной.

После института Александр два года отработал физруком в одной из школ Белгорода. За это время понял, что с нынешней системой образования ему не по пути:

«Я представил себя лет через 15 со свистком и лысиной – и будто очнулся. Когда работал в школе, даже не играл практически. Директор отпускала на соревнования, но мне приходилось самому искать себе замену на эти дни. Сложностей добавляло то, что я был не только учителем физкультуры, но по совместительству ещё и диджеем».

Кстати, выполнив норматив мастера спорта, Александр намеревается активно заняться другим своим увлечением. Он сочиняет тексты и музыку для местной группы, дописывает второй альбом. Творчество наравне с настольным теннисом является смыслом его жизни. Совмещать два увлечения несложно, так как, по его мнению, между ними много общего. Одно помогает развивать другое.

«Раньше читал рэп резко, а сейчас плавно. Это как в теннисе», – заявил Ланин, с улыбкой изобразив рукой подачу мяча воображаемой ракеткой.

Наверняка он ещё и тексты песен сочиняет во время тренировок под мерный стук мяча о теннисный стол…

Теория эволюции. Теннисной

И всё-таки некоторые элементы истории и теории настольного тенниса в нашем разговоре с Александром промелькнули. Например, он напомнил мне, что диаметр мячика равняется 40 мм. А раньше был на 2 мм меньше, что лишало бой на теннисном столе необходимой доли зрелищности. С цветом мяча тоже в своё время экспериментировали, пока не остановились на двух вариантах: белом и жёлтом. А ещё поменялся материал, из которого его изготавливали: с целлулоида на пластик. К слову, последний является более хрупким: мячика порой едва хватает на одну тренировку, а комплект из семи штук стоит совсем не копейки.

И даже клей для соединения деревянной основы ракетки с накладкой по составу уже не тот, что был в те годы, когда Александр только начинал свой путь в этом виде спорта.

«Раньше мы клеили резиновым клеем. Поэтому в раздевалках стоял специфический, токсикоманский запах, – со смехом вспомнил Ланин и добавил, – я так в своё время набил руку на приклеивании накладки к основе, что меня просили об этом и другие игроки. Для меня и сейчас это проще сделать, чем приклеить защитную плёнку на какой-нибудь iPad».

О ракетках мы проговорили полчаса. Я мысленно упала в обморок, узнав, что, например, игровая ракетка Александра стоит (внимание!) 22 тысячи рублей. И дело, как оказалось, вовсе не в понтах владельца или платиновом напылении на ручке.

«Индивидуально под руку спорт­смена их, конечно, не подгоняют. Просто в производстве используются дорогие сор­та дерева, основы проходят определённую подготовку. Я, например, подбирал себе ракетку так: прямо в магазине все одну за другой перепробовал, набивая мяч. А рука «прислушивалась». Я же не виноват, что мне подошла самая дорогая», – пожал плечами Ланин.

В целом же цена на профессиональные «деревяшки» начинается с трёх тысяч рублей. Да плюс по две тысячи за каждую накладку. В итоге за профи-инвентарь нужно отдать от семи тысяч рублей, не считая стоимости мячиков. Самыми лучшими считаются ракетки японского и шведского производства. Есть и неплохой Китай. Но в белгородских спортмагазинах хорошего инвентаря не найти. Местные профи покупают всё в Москве.

Тренер Сан Саныч

Говорят, чтобы быть счастливым и успешным в работе, нужно, чтобы она выросла из хобби. У Александра так и случилось. Сейчас он играет сам и учит играть других. Его пригласили тренировать молодёжную сборную БелГУ. По словам Ланина, там есть перспективные игроки, в том числе и среди девушек.

«Взрослые быстро учатся, быстрее растут, чем дети. Чувство мяча, правда, у некоторых трудно развить. Нет необходимой плавности в движениях. Или в ракетку слишком вцепляются. Но знаешь, я считаю, что терпение и труд… в общем, по поговорке. Талант – это работа. Больше всего на свете ленивых гениев. Поэтому я предпочитаю работать с менее способным игроком, но зато трудолюбивым», – поделился своими размышлениями Ланин.

Ещё теннисист ведёт группу на автодоровской площадке. Там у него тоже около десятка учеников, с подросткового до пенсионного возраста.

На одной из тренировок нам с редакционным фотографом удалось побывать.

…Пятничный вечер только начался, а в зале уже аншлаг. Все столы (их там шесть) были заняты. Негромкие возгласы игроков и стук мячиков. На ближайшем ко входу столе женщина в возрасте азартно отбивает прилетающие с другого конца мячи, которые «выплёвывает» робот. В перерыве знакомимся. Светлана Кузьмина – юрист на пенсии, три раза в неделю приходит в зал поиграть в теннис. Тренирует её как раз Ланин.

«Я всегда спортом занималась, раньше на баскетбол ходила. А теперь вот на теннис уже месяц как хожу. Домой после тренировки всегда возвращаюсь в хорошем настроении, – поделилась впечатлениями Светлана Константиновна. Её напарник – 14-летний Денис – занимается настольным теннисом уже полтора года. Тренироваться у Сан Саныча, говорит, нравится. Мы отвлекли его от тренажёра, на котором парень отрабатывает правильный удар – «чтобы мышца запомнила».

Александр ходит между учениками, подсказывает и подправляет.

«На тренажёре заниматься многим скучно. Однообразные движения быстро надоедают. Но я им говорю: «Вы же не в театр пришли развлекаться, основам всё равно придётся учиться», – кивает головой Ланин. И отходит поздороваться с начинающим тренировку директором «Автодорстроя» Андреем Кузнецовым.

«Я горжусь, что наша база помогла вырастить нового мастера спорта», – говорит Андрей Владимирович.

За соседним столом играют мама и папа Александра. Они подходят и просят сфотографировать их вместе с сыном для семейного архива.

«Знаете, мы перед Оренбургом ночь не спали, волновались. А я, как на грех, свой телефон, на который Саша должен был звонить, в гараже забыл. Пришлось возвращаться. Эта эпопея (с приобретением звания мастера спорта. – Прим. автора) 19 лет длится. Он мастера заслужил. Это труд. Его труд», – подчёркивает отец Александра, Александр Михайлович.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×