Как работает скрытый патруль
Служебную машину без обозначений и спецсигналов оборудуют фото- и видеозаписывающей аппаратурой – и она растворяется в общем потоке, не привлекая к себе внимания. Её задача – зафиксировать грубые нарушения и дать понять водителям, что даже в отсутствии патрульных автомобилей и стационарных видеокамер они могут быть под контролем.
Спецмашина выезжает на дорогу и начинает работать. В нескольких километрах от неё находится наряд Госавтоинспекции. Когда замечают нарушителя, госномер и марку его автомобиля передают наряду по рации. Названную машину останавливают, а подъехавший инспектор показывает фото и видео нарушения и составляет протокол.
Сейчас в области работают восемь скрытых патрулей. Только с января по июль они выявили 5 330 нарушений. Практически половина – за особо опасные манёвры: выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и так далее.
В обычном режиме
Четверг, 11 августа. Вместе с инспектором ГИБДД лейтенантом полиции Евгением Грибанёвым рано утром выезжаем на федеральную трассу М-2 Москва – Крым. Зона работы скрытого патруля – несколько десятков километров: от Ивнянского и практически до Белгородского района. На этом же участке работает обычный наряд: инспекторы Сергей Безух и Вадим Швец-Ковган. Именно с ними необходимо связаться Грибанёву в случае обнаружения нарушителей.
Машина скрытого патруля постоянно переезжает с места на место, выбирая аварийно опасные участки трассы. Уже через 20 минут в Строителе фиксируем грубейшее нарушение: велосипедист переезжает четырёхполосную дорогу поперёк и спокойно едет дальше. Лейтенант тут же едет за ним.
— А вам разве можно останавливать нарушителей? – спрашиваю Грибанёва.
— Естественно, – он даже удивляется. – Я на рабочем месте. Выполняю свои служебные обязанности. Автомобиль хоть и без спецобозначений, но служебный. Единственное – преследовать на таком автомобиле и требовать остановки нереально. Нет ни спецсигналов, ни громкоговорителя. А так работаю в обычном режиме.
Инспектор с помощью спецприборов фиксирует абсолютно все нарушения ПДД: когда пешеходы неправильно пересекают дорогу, когда водители не предоставляют им преимущества, когда машина едет по полосе встречного движения или превышает скорость. Зачастую простые правонарушения оборачиваются долгими разбирательствами.
В 10 утра остановили «Ауди» за быструю езду. Когда начали оформлять протокол, выяснилось, что у водителя несколько не оплаченных вовремя штрафов за превышение. Пришлось ехать с ним в ближайший отдел ГИБДД и составлять протоколы по ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания».
На встречку
В Ивнянском районе на 630-м км замечаем ситуацию, которая едва не привела к аварии. Белая «Тойота» через сплошную начала обгонять фуру, выехав на встречку. Встречная легковушка, уходя от столкновения, съехала на обочину и чудом удержалась на проезжей части. Лейтенант выскочил из служебного авто и остановил иномарку, фуру и едущий за ними микроавтобус.
— Инспектор ДПС, лейтенант Грибанёв! – представляется полицейский водителю фуры. – Прошу вас дать объяснение по поводу опасного манёвра, который совершал водитель белой «Тойоты»!
— Дам, – кивает дальнобойщик. – Я сам обалдел!
Водитель микроавтобуса также соглашается дать показания. А увидев выходящую из «Тойоты» женщину коротко говорит:
— Ну ты даёшь!
Та вначале с обвинением не соглашается. Однако, увидев, как водители фуры и микроавтобуса подписывают объяснительные, машет рукой.
— Если вы не согласны с нарушением, – объясняет ей Грибанёв, – можете так и написать в протоколе. А я, кроме объяснительных, приложу ещё и запись видеорегистратора.
— Согласна, – вздыхает женщина. – А что теперь мне будет?
— Так как это первое ваше такое нарушение и вы с ним согласны, то, скорее всего, суд выпишет штраф 5 тыс. рублей. В первые 20 дней вы можете заплатить половину. Если водители спорят и отказываются, то, как правило, суд принимает более жёсткое решение и лишает их права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
На общих основаниях
Останавливают автомобили не только с отечественными номерами.
— А иностранных водителей можно штрафовать?
— Конечно. С ними работаем в обычном режиме. Если нарушают – привлекаем. Штрафы такие же. Кроме того, все иностранные номера пробиваем по спецбазе«Гладиолус». Она у нас в регионе работает уже около двух лет, – объясняет капитан Сергей Безух. – И если иностранный водитель нарушил правила и попал на камеры видеофиксации, он также не уйдёт от ответственности. Российским водителям шлём фиксацию нарушения с копией протокола по месту жительства, а иностранным выписываем протокол во время остановки.
— Это касается стран ближнего зарубежья?
— Это касается всех иностранных водителей, будь он из Казахстана, Украины, Германии или вовсе из Гондураса.
Уже под конец смены в Ивнянском районе возле хутора Гремучего Евгений Грибанёв зафиксировал, как «Мерседес» с московскими номерами на подъёме пересёк сплошную и выехал на встречку. Инспектор тут же последовал за ним и передал данные нарушителя наряду и выехал следом. В Строителе нас ожидали наряд и стоящий рядом мужчина, который вёл себя весьма агрессивно. Вначале он стал снимать инспекторов на телефон и кричать, что сегодня же они будут на «Ютубе». Потом стал утверждать, что ничего не нарушал. Когда Грибанёв попросил водителя пройти в патрульный автомобиль и ознакомиться с фотофиксацией, мужчина только пренебрежительно отмахнулся:
«Смотрите сами ваши мультики!»
Около полутора часов нарушитель качал права и требовал адвоката для составления протокола. Полицейские объяснили, что адвокат предоставляется только по уголовным делам, а по административным водитель должен сам вызывать защитника.
Мужчина несколько раз срывался на крик, грозил прокурором, заявлял, что его подставили и хотят «обуть как лоха» и он на всех найдёт управу. Инспекторам пришлось останавливать понятых, показывать им фото- и видеофиксацию правонарушения и просить расписаться в схеме нарушения. В протоколе разгневанный мужчина всё же расписался, добавив, что с нарушением не согласен.
— Часто у вас такое? – спрашиваю после смены.
— Да постоянно. Но тем и хорош скрытый контроль, что мы все нарушения фиксируем. И если, видя патрульный автомобиль, водители моргают фарами друг другу и на определённом участке перестают нарушать, то видя «гражданский» автомобиль, не стесняются. И ездят так, как привыкли.