Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 октября 2018, 14:58
 Сергей Шевченко 3700

Вне зоны доступа. Перевод ОСАГО в онлайн изменил белгородский рынок автострахования

Автомобилисты выбирают компании, полисы которых можно оформить в Сети беспрепятственно

Вне зоны доступа. Перевод ОСАГО в онлайн изменил белгородский рынок автострахования Фото info-god.com
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Внедрение электронных полисов убрало с рынка монополистов и компании, которые не захотели продавать их в интернете. Но власти на этом не ограничатся и анонсируют новую ОСАГО-реформу, которая должна сделать цену на автостраховку справедливой.

Кто не в онлайне – тот за бортом

Региональный департамент экономразвития опубликовал статистику по покупкам полисов ОСАГО и выплатам автостраховщиков в Белгородской области за I полугодие 2018 года. Ранее Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщал о резком повышении интереса жителей региона к онлайн-полисам.

За полгода оформили страховку в Сети 171 157 белгородцев. Наша область является одним из лидеров Центральной России по спросу на онлайн-полисы после Москвы, Подмосковья и Воронежской области. Доля электронного ОСАГО у нас достигла 72 % во всём объёме продаж обязательной автостраховки.

Как только белгородцы начали переходить на онлайн-оплату автостраховки – рынок ОСАГО в области полностью изменился. Лидером стала компания «Альфа-страхование», которая в 2018 году в 11,5 раза нарастила число поступлений по полисам автостраховки. Если в I полугодии 2017-го она продала ОСАГО лишь на 30 млн рублей, то за 6 месяцев 2018-го – на 348 млн. Теперь с долей 37,94 % она занимает первое место в регионе. А вот прежний лидер – Росгосстрах – почти в 10 раз сократил объёмы продаж ОСАГО: с 484 млн до 51 млн рублей.

Второй на региональном рынке была компания «Ресо-Гарантия», продавшая страховок за I полугодие 2017-го на 132 млн. Теперь её доля – менее 10 % и объём продаж – лишь 84 млн рублей.

Что касается нынешних лидеров, то теперь на втором месте компания «Согаз». Она за год почти вдвое увеличила продажи ОСАГО – с 67 млн до 120 млн рублей – и имеет долю 13,13 %. Третья – компания «НСГ-Росэнерго» с долей 10,09 %: уровень её продаж вырос почти вчетверо – с 25 млн до 93 млн рублей. Доля остальных участников рынка не превышает 10 %.

Внимание привлекает и компания «Страховое общество «Сургутнефтегаз». На её интернет-страничку часто через сайт РСА перенаправлялись клиенты с других страховых фирм, где покупка онлайн-полисов по каким‑либо причинам была недоступна. Её доля скромная – 0,16 %. Однако объём продаж вырос с 21 тыс. рублей в I полугодии 2017-го до 1 млн 449 тыс. рублей за первые 6 месяцев 2018-го, то есть в 69 раз.

Код «Энигма»

В августе члены Общероссийского народного фронта в Белгородской области проверили возможность покупки полисов ОСАГО в онлайне и купили страховку только в двух компаниях из семи. Активисты посетовали, что система продажи полисов зависает, перебрасывает на сайт РСА и на другие страховые компании.

Управляющий Отделением по Белгородской области ГУ Банка России по ЦФО Андрей Беленко рассказал «БелПрессе», что ОСАГО остаётся одной из злободневных проблем, на которую часто жалуются белгородцы:

 «Эта тема обращений наиболее популярна на протяжении всего года. Например, в августе из 208 обращений 86 касались автогражданки. По‑прежнему чаще всего белгородцы жалуются на неверное начисление коэффициента бонус-малус (КБМ). В августе таких обращений было более 60. Что касается электронных полисов, то здесь жалуются на перенаправление на другие сайты, отсутствие возможности введения кода (капчи), несоответствие данных из заявления в сведениях РСА и другое. Относительно электронных полисов ОСАГО в августе в Банк России поступило 13 обращений от жителей нашего региона».

При этом в Банке России подтверждают, что часто электронные полисы невозможно купить из‑за странных игр с символами у страховщиков.

«Как показывала наша статистика, значительное количество жалоб по е-ОСАГО в стране касалось невозможности зарегистрироваться в личном кабинете на сайте страховщика из‑за невоспроизводимого пароля (использование схожих по написанию русских и латинских букв, символов из других алфавитов, иероглифов и т. п.)», – отметил Андрей Беленко

Фото twitter.com/ESmyshlyaev
Фото twitter.com/ESmyshlyaev

Большая реформа

С 24 августа Банк России, ориентируясь на жалобы россиян, запустил новый порядок покупки электронных полисов, в котором ключи электронной подписи могут состоять только из латинских букв и цифр. Также страховщики теперь обязаны фиксировать все случаи переадресации клиентов на другие страховые компании – ЦБ сможет проверять их обоснованность.

Сейчас Минфин РФ и Банк России работают над дальнейшим совершенствованием системы ОСАГО. Минфин подготовил законопроект, по которому страховщики смогут сделать тариф более справедливым, используя расширение тарифного коридора с 1 сентября 2019 года до 30 %, а с 1 сентября 2020-го – до 40 % в обе стороны об базового тарифа.

С 1 сентября 2019 года отменят коэффициент мощности автомобиля, который сейчас составляет от 0,6 до1,6 в зависимости от количества лошадиных сил. По мнению авторов законопроекта, мощность авто не влияет на риск попадания в ДТП. Изначально мера вводилась, чтобы поддержать владельцев на маломощных машин.

С 1 сентября 2020 года должен исчезнуть и территориальный коэффициент. В регионах он колеблется от 0,6 до 2. В Белгородской области наивысший коэффициент установлен для Белгорода – 1,3. Для Губкина и Старого Оскола – 1, а для остальных населённых пунктов 0,8.

Каждому по заслугам

Коэффициенты по мощности и регионам платили одинаково и аккуратные автовладельцы, и лихачи. Введение же тарифных коридоров, по мнению Минфина, позволит автостраховщикам сделать полисы дорогими для злостных нарушителей ПДД и дешёвыми – для дисциплинированных водителей.

Станет возможным нивелировать отмену вышеназванных коэффициентов так, чтобы страховщики не ушли в убытки, а для аккуратных водителей полисы как минимум не подорожали. В частности, страховые компании введут коэффициент нарушения ПДД (повышающий) и коэффициент страховщика (понижающий), чтобы регулировать повышение тарифов и предоставление скидок.

Автостраховщики предложения властей приветствуют.

«Мы активно поддерживаем реформу ОСАГО и шаги ЦБ и Минфина в этом направлении. В текущей ситуации система расчёта стоимости полиса не учитывает индивидуальных рисков каждого водителя. Происходит дотирование одних сегментов другими, и это исключает возможность установления справедливой цены», – сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

По словам Андрея Беленко, реформирование системы ОСАГО повысит конкуренцию и сделает цену на полисы справедливой для каждого отдельного водителя:

«Предлагаемые Банком России и Минфином изменения направлены на то, чтобы сделать тариф индивидуальным для каждого водителя. Предоставление страховым организациям возможности большей дифференциации цен на полисы будет способствовать развитию конкуренции между страховщиками за хороших водителей – с одной стороны, а с другой – позволит устанавливать справедливый и адекватный риску тариф для водителей, которые часто попадают в аварии. Это вернёт компании в регионы и повысит доступность полисов ОСАГО».

Между тем снижение доли рынка у прежних монополистов позволило уже к настоящему времени уменьшить стоимость полисов. В целом по стране доля Росгосстраха упала с 40 до 9 %. По словам Игоря Юргенса, за это время средняя стоимость ОСАГО сократилась на 10 %: страховщики получили возможность активно конкурировать за клиентов, привлекая их в том числе выгодными в финансовом отношении предложениями.

Без полиса не обойдёшься

Несмотря на слово «обязательное» в автостраховании гражданской ответственности некоторые автомобилисты по‑прежнему не покупают полисы или покупают фальшивку за небольшие деньги.

Глава УГИБДД по Белгородской области Николай Смоляков на заседании совета по инновациям и технологиям региона в сентябре говорил, что его ведомство давно добивалось возможности автоматически штрафовать уклонистов от ОСАГО при помощи камер видеофиксации. Как только автомобиль, который не имеет страховки, появляется на дороге, его владельцу автоматически приходит штраф. Однако ранее, по словам Смолякова, белгородской ГАИ не позволяли этого сделать: не были готово законодательство и технологическая база.

Изменения начнутся в 2018 году – с Москвы. Уже с ноября в столице автовладельцев при помощи камер будут штрафовать за отсутствие ОСАГО в автоматическим режиме. Сейчас ведомства объединяют все базы, чтобы выявлять уклонистов.

В Российском союзе автостраховщиков говорят, что сразу после апробации системы в Москве её распространят на все регионы страны. База союза и юридическое обоснование уже готовы. Пока РСА провёл тестовое обследование столичных автомобилистов и выявил: порядка 6 % из них передвигаются без полиса. Штраф за его отсутствие сейчас составляет 800 рублей.

Новая система контроля будет двухуровневой: сначала камера фиксирует автомобиль без ОСАГО, а через десять дней контролирующие организации проверят, не появился ли у автомобилиста полис.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×