• 63,49
  • 73,93
  • 2,40
16 июня 2018 г. 11:27:58

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Вместе с папой и братом. Что такое семейный инжиниринг и зачем он нужен
Фото Владимира Юрченко

Недостаток инженерных кадров – проблема современной российской экономики, о которой слышал, наверное, каждый.

В 1990-е и 2000-е годы в стране появилось много людей с высшим образованием, которые знают законы, владеют технологиями управления и хорошо считают деньги, но при этом не умеют ничего делать своими руками. Можно много говорить о престиже профессии и росте зарплат инженеров. Но при этом остаётся вопрос: а кто и как сегодня их растит?

Нужно больше инженеров

В советские годы почти каждый мальчишка ходил в какой‑нибудь технический кружок: одни мастерили самолёты, другие – миниатюрные суда, третьи строили ракеты. Дети учились работать инструментами, читать чертежи, проводить технические расчёты.

Сегодня, по данным управления образования администрации Белгорода, техническим творчеством в городе занимаются почти 2 150 детей – 5,8 % от общего количества. Не так плохо, как 20 лет назад, но всё же недостаточно, чтобы в будущем восполнить дефицит инженерных кадров. Поняв, что к техническому творчеству нужно привлечь как можно больше детей, в Белгороде разработали проект «Семейный инжиниринг». Он подразумевает проведение семейных дней технического творчества. Эти акции не только дарят полезное и интересное хобби школьникам, но и заражают моделированием их родителей.

Есть у этого проекта и другой положительный эффект: невнимание родителей к своим детям, нежелание вникать в детские проблемы, отсутствие общих тем для общения – это беда современного общества, которую нужно искоренять прямо сейчас. В том числе и при помощи «Семейного инжиниринга».

Преемственность и традиции

Областные авиамодельные соревнования в классе свободнолетающих моделей традиционно проходят на аэродроме в Томаровке. Вдоль грунтовой дороги у взлётки выстроилась вереница легковых машин и автобусов с надписями «Дети». Ветер треплет волосы юных авиа­моделистов. Одни настраивают планеры, сидя на земле, другие запускают модели в пробные полёты. Рядом со спортсменами их наставники. Неподалёку стоят родители, наблюдая, как их дети готовятся к старту.

«Мои сыновья Евгений и Михаил, – рассказывает Александр Дрибноход, – уже несколько лет в авиамодельном кружке Центра технологического образования и детского технического творчества. Сначала в кружок пришёл Женя, а потом и Мишу с собой привёл».

Александр признаётся, что в последнее время с интересом следит за соревнованиями, болеет за сыновей, привозит их на турниры, хотя сам в детстве авиамоделизмом не занимался.

«Это для меня тоже в новинку, как и для них, – улыбается Александр Викторович. – Модели сам не строю, но всегда наблюдаю за тем, что они делают».

А вот Станислав Литвинов в детстве занимался в авиамодельном кружке. Поэтому и старшего сына Олега не раздумывая отдал в центр, куда мальчишкой ходил сам (тогда учреждение называлось Центр детского технического творчества. – Прим. авт.).

Пока одиннадцатилетний Олег готовит к старту свой планер, его младшие братья – пятилетний Сергей и трёхлетний Денис – с интересом наблюдают за тренировочными полётами.

«Они пока маленькие, а в авиа­моделизме нужны внимательность, усидчивость, точность, – поясняет Литвинов. – Но у них ещё всё впереди. А с Олегом мы можем обсудить какие‑то особенности конструкции, стараюсь подсказать, сделать так, чтобы сын не повторял моих ошибок».

Станислав и младших сыновей планирует отдать в один из технических кружков.

«Ребёнок должен с детства учиться делать что‑то своими руками, – говорит Литвинов-старший. – Сегодня молодёжь сидит в компьютере или в телефоне. В наши времена такого не было – после школы мы бежали в кружки».

Совсем иначе авиамодельный спорт появился в семье белгородцев Александра и Елены Васильевых.

«В семье тема авиации пошла от деда – военного лётчика: с начала Великой Отечественной он воевал на истребителе И-16, потом на Як-1 и «А­эрокобре», – рассказывает глава семьи. – Его сын – мой о­тец – летал на самолёте Ан-2. Я не смог стать лётчиком по состоянию здоровья, хотя пытался поступать в высшее военно-лётное училище. А мой сын Андрей продолжил традицию с авиамодельного кружка. У него технический склад ума, руки из нужного места. Четыре года назад мы привели его в кружок. В этом году он построил летающую копию самолёта, на котором летал его прадед, – «Аэрокобру» – и занял с ней на городских соревнованиях второе место».

Александр Васильев признаётся, что и сам раньше клеил стендовые модели самолётов в масштабе 1:72.

«А недавно я начал собирать миниатюрные копии солдат, – улыбается Васильев. – Точно так же клеим, красим».

Результат уже есть

«Проект «Семейный инжиниринг» мы запустили в феврале, и он уже даёт свои результаты, – рассказывает директор Центра технологического образования и детского технического творчества Юрий Кумейко. – Радует, что на наше предложение откликнулись родители. Папы и мамы сами приводят к нам детей за руку».

По словам Юрия Николаевича, благодаря «Семейному инжинирингу» больше родителей стали активно участвовать в увлечении своих детей: возят их на соревнования, помогают готовить модели и даже участвуют в закупке материалов и деталей для миниатюрных самолётов, автомобилей, кораблей и ракет.

«Нередко случается, что если в семье несколько детей, то наши воспитанники приводят за собой на занятия в кружки своих братьев и сестёр – девочки в технических видах спорта в последнее время у нас не редкость, – рассказывает Юрий Кумейко. – Сейчас у руководителя нашего авиамодельного кружка Игоря Шишова занимается целая семья – девочка и два мальчика».

В соцсетях нередко можно увидеть вопросы: «А на какие дополнительные занятия бесплатно можно отдать ребёнка? У нас вообще есть какие‑то бесплатные кружки?» Как видите, есть. Там ждут мальчишек и девчонок, которые, сделав первые шаги в техническом творчестве, в будущем могут стать инженерной элитой страны. Так что отдавайте своих детей в робототехнические, авиа- и автомодельные объединения. И сами приходите. Вместе – интереснее.


для комментариев используется HyperComments