• 57,34 ↑
  • 67,46 ↑
  • 2,17 ↑
14 сентября 2017 г. 11:17:40

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Вкусное завтра. Как белгородцы вырастили больше 300 тонн клубники
Фото Наталии Козловой

Елена Чеснокова из Яковлевского района по образованию медик. Признаётся, что её всегда интересовало земледелие, конкретнее выращивание клубники. Начинала восемь лет назад с 20 соток огорода. Тогда ни о каком клубничном кластере в области ещё и речи не шло. Сейчас ягодная плантация у Чесноковых – одна из крупнейших в регионе.

Сбыт без проблем

В 2010 году через областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства получили грант на 400 тыс. рублей и засадили клубникой два гектара арендованной земли. Постепенно втянулся и муж – строитель, и дочка – дипломированный архитектор, теперь глава крестьянско-фермерского хозяйства по призванию. У неё 17 гектаров, из которых шесть под клубникой. Так бизнес стал семейным.

Свою клубнику Чесноковы продают в Белгороде и Строителе. Разбирают, что называется, с колёс.

«Со сбытом проблем нет, – говорит Елена. – В Москве мы не продаём: в этом году нам нечего было туда возить, всё уходило здесь».

Плантаций, как у Чесноковых, в области наберётся пять-семь. Кроме самой ягоды они занимаются выращиванием маточного материала и обучением – проводят лекции, семинары, приглашают коллег из других регионов к себе на поле.

«Когда мы начинали, некому было подсказать. Учились сами – где могли и как могли. Если бы тогда мне кто‑нибудь рассказал хоть десятую часть того, чему я сейчас учу людей, я была бы благодарна этому человеку всю жизнь», – продолжает она.

В 2014 году в регионе начали создавать кластер, связывающий всех участников клубничного дела: и тех, кто выращивает, и селекционеров, и опытных коллег, которые могут помочь советом, и финансистов. Курирует кластер управление по развитию потребительского рынка регионального департамента экономического развития. Оно предложило жителям районов разведение клубники в качестве альтернативы свиноводству.

«В 2014 году этот бизнес стал очень востребованным – тогда начали рушиться связи с Украиной, которая была самым крупным поставщиком клубники в нашу область, – рассказывает начальник управления Владимир Зубов. – При наличии земельного участка выращивание клубники и тогда, и сейчас – выгодный бизнес по соотношению доходности и трудозатрат».

В 2014 году показать это решили на примере села Лесное Уколово в Красненском районе.

«Многому пришлось учить с нуля: и выращивать, и торговать, – рассказывает он. – Люди традиционно собирали клубнику в вёдра, потом на столе перебирали. Мы показали, что этого делать не нужно. Ягода очень нежная, и отход очень большой, поэтому собирать надо сразу в потребительскую тару. Так шаг за шагом мы обучали людей этому делу».

Словом и делом

Желающим заняться выращиванием клубники помогали и финансово. От Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства 38 хозяйств получили 11 млн рублей.

«Все они объединились в кооперативное движение. Мы впервые не переживали за эффективность поддержки, потому что знали: там будет и централизованная закупка посадочного материала, и технологии, и самое главное – помощь в сбыте. Мы понимали, что ягода не пропадёт и будет продана», – отмечает исполнительный директор фонда Олег Колесников.

Фото Наталии Козловой

Помимо грантов, были и льготные займы. Эта программа продолжается и сейчас. В фонде готовы рассмотреть инициативы, объединённые на принципах кооперации, которые могли бы получить льготные кредиты под 6 % годовых.

Клубнику активно выращивают в Борисовском, Грайворонском, Чернянском, Яковлевском, Новооскольском, Корочанском районах. По оценкам управления потребительского рынка, в клубничном бизнесе около 50 личных подсобных хозяйств.

«В этом году они, я думаю, собрали 300–350 тонн, не меньше», – рассказал Владимир Зубов.

Кроме того, жители сельской местности выращивают ягоду на продажу на огородах. Почти всё расходится на местных рынках. Столице и большим сетевым магазинам урожая просто не хватает, поэтому потенциал у направления огромен. В этом году белгородцы впервые вышли на столичный регион: кооператив «Надежда», объединивший жителей Красненского района, успешно участвовал в земляничном фестивале в Москве.

«Мы дали им возможность поторговать в оживлённых местах. Сколько они заработали – не говорят, но по глазам вижу, что неплохо», – сказал он.

Не предел

«У клубники почти безграничные способности по урожайности, – точно знает Елена Чеснокова. – Есть сорта, способные дать до 80 тонн с гектара, но условия должны быть идеальными. У нас зона рискованного земледелия, поэтому для нашего региона в зависимости от сорта 7–12 тонн с гектара – вполне нормальная урожайность. Мы у себя в среднем 10–12 тонн с гектара получаем».

К таким показателям пришли не сразу. Долго экспериментировали с посадочным материалом.

«Мы очень давно не привозили никаких саженцев из‑за рубежа, – продолжает она. – Раньше завозили отовсюду и набивали шишки, пока не начали адаптировать привозные сорта к своим условиям. Многие сорта у нас просто не приживаются. И сейчас самое тяжёлое – найти хороший посадочный материал. Поэтому стараемся опираться на те сорта, которые мы уже испробовали. Но это не предел. Надеемся, наша Тимирязевская академия выведет что‑то более устойчивое к климату и подходящее по вкусу. Ведь в первую очередь важны вкусовые качества. Бывает, привозим 12–15 сортов, а остаётся один. Потому что пока я сама все не попробую, на продажу сажать не буду. В Белгороде невкусную клубнику брать не будут, могу сказать это из своего опыта».

В планах Чесноковых – расширить посадки до 15 гектаров и наладить не только сбыт, но и переработку. Есть идеи добавить в клубничный кластер немного сливок, скооперировавшись с мелкими производителями молока. Те, у кого 5–10–15 коров, не могут конкурировать по цене с холдингами. Эти производители ограничены в сбыте и сильно зависят от оптовых цен, установленных посредниками, скупающими молоко. Один из возможных вариантов не только окупать содержание коровы, но и получать постоянный доход – уходить из сырьевой ниши в сегмент дорогих продуктов. Как пример – питьевой натуральный живой йогурт со сроком реализации 10– 12 часов.

«Никогда крупный производитель не будет делать продукцию с таким маленьким сроком реализации, это удел небольших цехов, – говорит Владимир Зубов. – Поскольку в йогурты добавляют ягоды, тут можно наладить контакты с теми, кто их выращивает».


для комментариев используется HyperComments