Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июня 2017, 17:40
 Олег Гончаренко 3834

Велосипед – это свобода. Как отдохнуть в выходные дни с пользой и удовольствием

Велосипедный туризм – отличный способ укрепить здоровье и увидеть самые живописные уголки Белогорья

Велосипед – это свобода. Как отдохнуть в выходные дни с пользой и удовольствием Мост через реку Корень в селе Кошлаково. Фото Олега Гончаренко
  • Олег Гончаренко
  • Статья

Если правы эпикурейцы, говоря, что жизнь состоит из удовольствий, пусть удовольствия будут такими, чтобы не было больно за однообразно прожитые годы.

Стартовали в полдень

Утром в центре Белгорода, в скверике у драмтеатра, около скульптуры бабушки, вяжущей чулок, собралась группа велосипедистов в шлемах, обтягивающих одеждах, с огромными рюкзаками П-образной формы над задними колёсами велосипедов. Здесь традиционное место встречи участников всех покатушек.

Дима с Машей, Игорь с Настей, ещё один Дима, Виктор, Саша, Алексей и Олег собрались по объявлению в сообществе «Велотуризм Белгород»:

«ПВД (поход выходного дня – прим. авт.) в сторону реки Оскол. Маршрут около 3 х 70 км грунт/асфальт – 50/50, темп – 15 км/ч».

К этому можно было бы добавить, что участвовать могут все желающие независимо от возраста и уровня подготовки. Поездка некоммерческая: она помогает любителям велотуризма объединяться и знакомиться с достопримечательностями Белгородской области.

Один подкачивает колёса, другой что‑то забыл в магазине. У Игоря, оказывается, цепь на один оборот щёлкает, нужно съездить домой на ремонт. Дима с Машей вдруг со всеми распрощались и уехали совсем в другое место – под Прохоровку. За всеми этими делами стартовали в полдень. Да не в простой, а на сленге – в собачий полдень, то есть в пик жары, не по утренней прохладе. Всё‑таки нужно быть собраннее. Не лениться пораньше вставать.

Фото Олега Гончаренко

Выезд из Белгорода через Сосновку на Разумное и Крутой Лог Белгородского района – разминка. Бесконечные кварталы ИЖС, сотни возводимых коттеджей… Охота поскорее на природе долго гнать велосипед, в глухих лугах его остановить.

Суть ПВД в том, что велосипедисты совершают по закоулкам области круг за два или, как в этот раз, три дня. Желательно, чтобы нога человека ступала там лишь для утаптывания грунтовых троп. По полям, оврагам, через реки, иногда болота. Через деревни, сёла, причём самые глухие.

Все мы знаем наизусть пейзажи вокруг трассы Белгород – Старый Оскол, например. Но в велопутешествии увидишь то, что видят очень редкие люди: главы районов или лесничие, допустим, у которых такая работа. Или лесные животные: лисы, кабаны, косули. Кстати, последние – вот они, скачут ко всеобщему восторгу. Жаль, что фотоаппарат в кустах бессилен.

Что в баулах?

Приезжаем в Кошлаково Шебекинского района. Деревню основали староверы и назвали, по легенде, в честь стрельца Кошлакова. Она впервые упоминается в документах 1626 года, скоро будет юбилей. В начале ХХ века здесь был староверческий храм святителя Николая Угодника. В 1907 году в нём проходил собор старообрядцев со всей Российской империи.

Обед в Кошлаково – у берега речушки Корень, притока Нежеголи. Позади 30 км и три часа езды. Распаковываем вещи. Почти все обедают консервами, разогревая их на маленьких походных газовых горелках. Все, в принципе, готовы к автономному походу – без магазинов по пути. При желании можно даже везти с собой воду, но по пути полно колодцев и родников. Встречаются и магазины. Как на жаре без мороженого? Конечно, есть порода туристов-выживальщиков, ставящих задачу жить на природе без цивилизации. Наши – не из этих. Если надо, выживут, но, если есть магазин, отчего не заехать?

Фото Олега Гончаренко

Необходимое требование к одежде в велопоходе – синтетика. В отличие от хлопка, она не намокает, тяжелея, а выводит влагу. В велосипедных баулах у каждого – палатка, спальный мешок и пенный коврик для непрогретой земли, горелка, баллон с газом, котелок с чашкой, продукты, предметы гигиены, средства от загара и кровососущих насекомых, смена белья, тёплые вещи на вечер. И, конечно, средства для ухода за велосипедом, запасные камеры. Это необходимый минимум. Если кто‑то, скажем, возит плеер – это по желанию. Саша с Алексеем волокут решётку для жарки шпикачек.

«Семнадцать проколов было в одном колесе в крымском походе!» – вспоминает кто‑то за обедом.

Остальные ведут туристскую беседу о качестве тушёнки. Здесь всё ясно: раньше и мяса было больше, и трава была зеленее. Но и сейчас трава отличная, и небо синее, и солнышко печёт.

— Здесь бы и переночевать!
— Не годится. Здесь нет Интернета.

Смартфоны в поездках – тоже нужный атрибут. Это средство и общения, и съёмки. Свежие фото тут же летят в Интернет.

Сел – и поехал

Настя Шамрай вначале интересовалась пешими походами:

«Листала в Интернете красивые картинки, где люди с палатками в красивых местах. Потом сходила с другом в небольшой поход с одной ночёвкой в районе Шебекино. Поняла, что пешком – это очень долго, много не увидишь. А весной прошлого года купила велосипед. В Интернете встретила тех, кто тоже катается. И уже ездила в Прохоровку, в заповедник «Лес на Ворскле» под Борисовкой. Велосипед – это свобода. В конце концов, это удобный вид транспорта. Часто сталкивалась с тем, что нужно долго ждать автобуса, томиться в пробках. На велосипеде не нужно ждать чего‑то или кого‑то, сел и поехал. Даже зимой, если нужно недалеко».

Прокол колеса, но есть запасная камера.
Прокол колеса, но есть запасная камера.
Фото Олега Гончаренко

Виктор Губарев ездит на велосипеде с детства:

«Вначале был, конечно, детский велосипед, потом по очереди с батей ездили на его велогонке харьковского велосипедного завода. Вот только на дальняк не ездил никогда, это у меня сейчас впервые. Всё очень нравится. Активный, физический отдых плюс знакомство с областью».

Одним из преимуществ своей работы Дмитрий Пышнюк, водитель белгородской таможни, считает позитивный взгляд коллег на его велодосуг. И возможность парковаться на работе. Но всё это мелочи в сравнении с задачами, которые ставит Дмитрий вне рабочего времени:

«Катался с детства, но три года назад решил заняться туризмом серьёзно, купил горный велосипед. В прошлом году летал с ним на Сахалин и Кунашир. Там я катался и гулял пешком. Неимоверные красоты! А зимой освоил зимнюю езду. В ней есть свой кайф – другие условия, другая техника езды. Это как есть летняя рыбалка, а есть зимняя, люди любят и то и другое по‑своему. Ну и красота зимнего леса».

ЧаВо

«Вы откуда такие спортсмены? – спрашивает бабушка в Кошлаково, сидящая на пустой улице у своей калитки и колодца, где мы тормознули набрать воды. – Пейте, пейте – дома такой воды у вас нет».

Как с бабушкой не поздороваться? Тем более что в деревнях вообще принято делать это со всеми знакомыми и незнакомыми. Удовлетворяем её любопытство, набираем ведро воды с попавшими туда комарами. Звучат шутки насчёт необходимости белковой пищи. А вода и вправду вкусная.

«А-а-а, стойте! – кричит развесёлая женщина в Красной Поляне. – Молодца! Красавцы! Да куда вы едете, я на вас ещё не посмотрела!»

Вода чистая – вся рыбья жизнь на виду.
Вода чистая – вся рыбья жизнь на виду.
Фото Олега Гончаренко

Куда мы? На ночёвку. Солнце уж подходит к горизонту.

Каждый пользователь Интернета знает аббревиатуру ЧаВо – «часто задаваемые вопросы». Вот этот самый перечень хочется написать у себя на спине, чтобы читали те, для кого мы как ралли «Париж – Дакар» для жителей Сахары.

Откуда вы? Из Белгорода.

Сколько стоит ваш велосипед? О чём‑то серьёзном говорить сейчас можно, начиная, пожалуй, от 20 тыс. рублей.

А с какой скоростью едете? Средняя скорость движения по пересечёнке и грунтам – 10 км/ч.

А сколько проезжаете за день? Не много. И не мало.

«Ребята, вы откуда, из Белгорода? На велосипедах?» – интересуются женщины на завалинке в Верхнеберёзово.

На паровозах же – не видно, что ли?..

Вечер у костра

Интернет в поездке нужен, чтобы уточнить маршрут, почитать о достопримечательностях. Село Красная Поляна в 35 км от Шебекино и 60 км от Белгорода. До революции она была Лихой Поляной, числится в писцовых книгах с 1689 года. Вокруг – живописные балки с одиночными вековыми дубами и лекарственными растениями из Красных книг России и области.

В Верхнеберёзово есть культурно-образовательный центр. Среди этнографов известен местный фольклорный ансамбль, в репертуаре которого песни «Ой, можно ли, можно да здесь разгулять», «Как по лугу, лугу», «Ой, на горушке калинушка стояла». Культура здесь и впрямь цветёт: на улицах села полно объектов ЖЭК-арта – лебедей из покрышек и мухоморов из тазиков.

Игорь и Настя.
Игорь и Настя.
Фото Олега Гончаренко

Едем по грунтовкам, состояние которых где‑то супер, где‑то а-ля «тут бомбили». Наслаждаемся жизнью, проверяем себя на прочность физически и морально. Кроме выносливости, нужно умение выйти из зоны комфорта: обмыться в холодной реке, уснуть не в постели. Встать в семь утра и заняться не соцсетями, а сбором палатки.

Организатор поездки Игорь, кроме вещей, тащит груз ответственности. Когда дневной пробег вместо планируемых 70 км близок к 85, а до ночёвки ещё далеко, группа подвергает его давлению.

«Игорь, сколько это будет продолжаться? Надо тебе повесить жалобную книгу на баул. Или снимем у тебя седло, оставим только подседельный штырь…»

С другой же стороны организатор и ведущий в походе – самый уважаемый участник. Без его стараний ничего бы не было. Вытащить людей в поход, зажечь энтузиазмом и желанием – ценнейшее умение.

Проводим вечер у костра. Огонь разводим по всем пожарным правилам. Мусор везём с собой до ближайшего бака в деревне. Ночуем в лесополосе, на краю поля со свежими всходами. Кто‑то вспоминает, как ночевал в поле после обработки химикатами: «Утром было плохо всеми способами». Наутро на поле и впрямь приползает опрыскиватель. Скорость сбора лагеря заметно возрастает. Двигаемся дальше.

Бережём колени

Слишком далеко не получается. Пробег во второй день – всего 30 км. У Насти заболевает колено. А впереди у неё с Игорем месячная велопоездка в Крым, ради чего она на днях уволилась с работы. Игорь тут же волевым решением меняет Крым на Белоруссию, где нет высоких гор. Поездка состоится.

— 2 000 км по Белоруссии! – предвкушает Игорь.
— У Насти к следующему лету будут искусственные коленки из космического титана, – замечают в толпе.

Однако на этот раз хватит. Не пытаясь доехать до знаменитой мельницы в волоконовской Новоивановке, поворачиваем назад – к Булановке Шебекинского района. Осматриваем братскую могилу десяти советских воинов и почему‑то установленный здесь памятник Чапаеву.

Фото с памятником Чапаеву.
Фото с памятником Чапаеву.
Фото Олега Гончаренко

Едем в Большетроицкое – крупный населённый пункт с многоквартирными домами. Его основал в 1711 году сподвижник Петра I – князь Меньшиков. Купил землю, привёз и поселил людей, построил слободу. По переписи 1716 года здесь значилось 613 дворов и в них 1 561 человек мужского пола, которые платили оброк в размере 511 рублей.

В сёлах велосипедистов понимают. Передвижение на двух колёсах здесь – распространённый способ. У магазинов устроена велоинфраструктура в виде парковок – вот бы так в городе везде. Передвигаемся к магазину, потом – к пляжу, роднику, в сосновый лес на окраине, где и проводим вторую ночь. Уже не в поле с тракторами, а среди хвойных ароматов.

Всё это впереди

Наутро завтрак – и в обратный 80-километровый путь. Компания рассасывается: кто‑то уезжает раньше, кто‑то позже, в зависимости от домашних забот накануне рабочей недели.

Мы можем себе позволить ехать не вместе. Никто не заблудится. Обратно мы втапливаем по автотрассе Белгород – Волоконовка с роскошной полутораметровой асфальтовой обочиной, словно специально сделанной для велосипедистов. Если езда по полям – созерцание, то дорога – наслаждение скоростью, мерным шуршанием покрышек, ветром в спину.

В стороне остаётся Купино, где есть Центр традиционной культуры и музей. Зимовенька с замечательным храмом Воскресения Христова в Марфо-Мариинском женском монастыре. Маломихайловка, возле которой роскошный Бекарюковский бор, государственный природный заказник с гигантскими реликтовыми соснами и меловыми кручами, где иногда тренируются местные альпинисты. Рядом с Шебекино – Крапивенское городище: уникальный памятник археологии на высоком мысу правого берега реки Корень…

Всё это впереди. Лето длинное. Ездить да ездить, тратя на этот полезный для здоровья, интересный отдых небольшие деньги – на еду.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×