Так как всё должно соответствовать далёкому Средневековью, необходимо было изучить источники бальной культуры. Так стала складываться школа исторических танцев. Со временем танцоры отделились от ролевиков: появились те, кому интересны сами танцы, а не реконструкции.
О танцах. Существуют классификации по годам, странам и разновидностям. В основном в нашей школе мы танцуем вальсы, контрдансы, кадрили и польки. Бальная культура формировалась в Англии, Франции, Голландии, Германии, поэтому движения и их названия пришли из разных языков. Помимо этого танцы бывают на разных шагах: например, на вальсовом или контрадансовом. Обычно чем старше танец, тем он сложнее. Лендлер-аллеманд, предшественник вальса, исполнить гораздо тяжелее. В танцах порой столько трудных элементов, что выучить их с новичками возможно минимум за три-четыре занятия.
О белгородской школе. Те, кто стоял у наших истоков, сейчас разъехались по разным городам. Поэтому сейчас всем занимаемся мы с Женей. Я отвечаю за процесс обучения, Женя – за финансовые вопросы. Школу танцев ведём уже третий год. Изначально я занимался бальными танцами, попробовать исторические предложил друг. Мне всегда было трудно найти постоянную партнёршу, а тут она оказалась не нужна: во время танцев происходит постоянная смена партнёров. Для нас это не вид заработка, всё ради удовольствия. Скидываемся только на аренду зала.
Кое‑что подсматриваем у других школ: изучаем видео, схемы танцев. Перенимаем опыт на выездах: например, вальс-котильон, который сегодня танцевали, привезли из Курска. Нам его показали с музыкой из «Игры престолов» – в таком виде и прижился. Конечно же, пользуемся историческими источниками – например, сборником танцев Джона Плейфорда 1651 года.
Иногда мы отходим от исторической структуры танца – главное, чтоб всем было комфортно.
Наши предшественники устраивали балы, но тогда занималось больше людей. Сейчас мы проводим менее масштабные бальные вечеринки. Разница только в количестве участников и правилах.
О балах. На балах дресс-код, к танцам очень строгие требования (организаторы вывешивают схему заранее, чтобы все танцевали синхронно), и обязательно присутствуют элементы игры. Каждому даётся роль и задача: например, дамам могут поручить собрать деньги на постройку пансиона. Игровые деньги выдают организаторы, и каждый решает, как их потратить. Есть те, кто увлекается игрой больше самих танцев. Костюмы иногда берём у нашего театра, но они не всегда подходят по фигуре и дресс-коду, поэтому приходится и шить. Около семи тысяч рублей можно потратить на ткань и работу швеи. Иногда заказываем из‑за границы: например, рубашку из Лондона (до повышения курса) я заказал всего за 1 500 рублей, аналог в России стоил в разы дороже, а выглядел хуже.
Девушкам ещё нужно заботиться о причёсках, которые тоже должны соответствовать эпохе, по которой проводится бал. Приходится приезжать за 5–6 часов к месту проведения: там часто работают парикмахеры, которые делают каноничную укладку. Мы ездим на балы в Воронеж и Курск. Часто приглашают наши преподаватели, которые перебрались в другие города. Каждая поездка – приключение. Мы смотрим на красивые залы, фраки и платья других танцоров и можем чему‑то поучиться.
О новичках. Нельзя требовать от человека, который занимался три месяца, «носочек туда, а коленка сюда». Главное, чтобы он запоминал схему танца и получал удовольствие. Опытный партнёр всегда проведёт даже неопытную партнёршу через весь танец. Иногда новички занимаются два-три месяца, но уже участвуют в балах. Просто мы ставим их с самыми опытными – и всё проходит как надо.