Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 октября 2015, 18:05
 Алексей Севриков 8856

В ожидании «Комнаты ожидания»

Журнал «ОнОнас» побеседовал с режиссёром, который выбрал Белгород съёмочной площадкой для своего фильма

В ожидании «Комнаты ожидания» Фото из группы фильма в «ВКонтакте» http://vk.com/public78400660
  • Алексей Севриков
  • Статья

Скоро. Фильм, снятый в Белгороде. Во всех городских кинотеатрах. Или не во всех? По крайней мере, Илья Лебедев рассчитывает на широкий прокат. Режиссёр-самоучка вложил в «Комнату ожидания» три года, 3 млн рублей и неизмеримое количество душевных сил.

В написании сценария, при подборе актёров, на съёмочной площадке он не советовался с профессионалами. Илья сам добирался до киноизнанки и считает, что добрался. Его уверенность в себе граничит с самоуверенностью, но он по-хорошему одержим и искренен. Только поэтому «Комнату ожидания» хочется посмотреть.

Взят в прокат

– Вопрос, который тебя, наверное, уже достал. Когда премьера?

– Да, больной вопрос. Ориентировочно в конце октября – начале ноября. Но совершенно точно 3 октября будет предпремьерный закрытый показ – я уже занял кинотеатр «Радуга». Какие кинотеатры прокрутят фильм? Теоретически все. «Радуга», «Победа» и «Русич» согласны, есть предварительная договорённость с «ГриннФильмом» и Сити Моллом (мультиплекс «Синема парк»). Только с «Рио» (сеть «Синема стар») ещё не связывались. Пока все с удовольствием идут на контакт, никто не сказал нет. Ждём документации от министерства культуры и Госфильмофонда.

– Что это за документация и в чём проблема? Премьера ведь планировалась на май, но сдвинулась, насколько я знаю, как раз по бюрократическим причинам.

– В Интернете же не пишут, как регистрировать фильмы. Поэтому с процедурой сталкиваешься непосредственно лоб в лоб. Допустим, я не знал, что всё нужно расписать по кадрам. Полуторачасовой видеоряд расписать! Как это делается, понятия не имею. «Человек заходит в комнату, говорит то-то и то-то»? Попробовал сам – неправильно. Заказал одной московской фирме. Они и раскадровку делают, и аудиодорожкой занимаются: надо по секундам указать, где какая музыка звучит, плюс подтвердить права на каждый трек. Я это, конечно, понимал – несколько оригинальных композиций мне белгородские ребята написали. А всё остальное закупалось на портале Audiojungle. Там продаётся качественная американская музыка, есть специальная лицензия для кино. Вот сейчас из-за Audiojungle какие-то непонятки и происходят. Хотя, например, в фильме «Дублёр» с Александром Реввой я слышал минимум три композиции с этого портала. Пример есть, значит, проблем быть не должно.

– Предположим, фильм получил прокатное удостоверение. На каких условиях с ним будут работать кинотеатры?

– Половину от сборов прокатчики берут себе, половину отдают мне. Это стандартный договор, но не с каждым фильмом его заключают. Директор одного кинотеатра рассказывал, что к нему приезжал парень с короткометражкой и получил отказ. Почему, спрашиваю? А зачем, говорит, между сеансами «Трансформеров» впихивать неизвестный фильм неизвестного режиссёра с двухкопеечной рекламой? Очевидно, что людей не будет. Категорично. Даже смотреть не стали.

– А в «Комнату ожидания», получается, поверили?

– У меня за плечами десять лет съёмок и серьёзная репутация видеографа, несколько побед в фестивалях, миллионы просмотров на YouTube (наиболее популярными стали социальные короткометражки «Закрытые двери» и «Бумеранг» – прим. авт.). Мой уровень признали разные студии в Москве, в том числе Comedy Club. В общем, когда ты более-менее на слуху, дела идут проще. Плюс у «Комнаты ожидания» будет громадная рекламная кампания. И неоспоримая фишка для Белгорода, потому что фильм снят в Белгороде. Это понимают и кинотеатры. Они посмотрели тизер и уже знают, что фильм как минимум качественно снят, что это именно фильм, а не пародия. Без тизера, кстати, никто даже разговаривать не хотел.

  • Режиссёр Илья Лебедев.

Голос «Мерседеса»

– Незадолго до появления кинопремьер зрители слышат фразы типа: «Бюджет фильма N составил X миллионов долларов». Мне кажется, немногие понимают, что стоит за этими цифрами. Вот бюджет «Комнаты ожидания» – 3 млн рублей. Можешь разложить эти затраты по полочкам?

– Год назад я говорил о 2 млн. Но последнее, из-за чего выросла сумма, это запись голоса и озвучка действий. Изначально не думал, что она понадобится – купил лучшие микрофоны-удочки. Но так и не смог получить от них желаемого результата – звук получился что попало. Я нашёл в Белгороде качественную студию и сейчас занимаюсь дубляжом. При этом родных голосов в фильме будет немного. Одного персонажа даже озвучивает известный в России голос, который рекламирует автомобили.

– Das Auto?

– Нет, это голос реклам «Мерседеса». Других называть не буду, пусть зритель сам догадается. Вот в четверть миллиона обошлись голоса, озвучка. Ещё полмиллиона – музыка. Она должна была обойтись тысяч в 250, а потом доллар прыгнул… Остальные деньги – это оборудование плюс затратные сцены, такие как в тавровской школе. Там было задействовано около 80 человек, из них где-то 50 детей. Всех привези, накорми, отвези…

– Со съёмками в школе, насколько я знаю, возникли серьёзные проблемы.

– Ни один директор не позволял снимать! Одни просто не хотели, другие взамен просили сделать ремонт… В общем, в Белгороде ничего не получилось, а с Таврово помог местный депутат Александр Могилевский, которого я знал по молодёжному правительству. Пришлось ездить целый месяц туда. Помимо школы, была куча других моментов. Договориться с машинами скорой помощи и полиции, например. Жутко дорогая сцена получилась в клубе «Часы». Аренда само собой, но и по мелочам брали за всё. Привезли барабанную установку, а она без тарелок. Как? У меня же актёр будет играть. Тарелки отдельно, говорят. Ну не могли сразу предупредить, что барабанная установка не подразумевает тарелки? И далее в таком духе. Однако в целом мой бюджет – это копейки. Кино не снимается на такие мизерные суммы.

– Сколько длились съёмки?

– Три года. Долго для такого фильма, но мне же никто 3 млн не давал. Надо было их зарабатывать, а ещё есть, пить и за квартиру платить. Естественно, в съёмках возникали большие паузы, первая длилась около семи месяцев – пока отрабатывал кредит. Со спонсором было бы отлично, но я его не нашёл. Никто не верил в производство фильма. И вообще, когда слышали слово «фильм», говорили «да ладно, мальчик, иди».

– Как происходил подбор актёров?

– Я проводил кастинги. Много кастингов. Целыми днями смотрел людей – человек 200 в общей сложности. Сначала отобрал лучших из расчёта пять человек на роль. Потом оставил двоих-троих и с каждым сделал видеопробы конкретных сцен. И уже из них выбирал, кто лучше смотрится в кадре. Процедура заняла несколько месяцев. Люди с улицы пришли, но я остался ими очень доволен.

– Актёры и съёмочная группа работали за зарплату?

– Актёры получили копейки. С их стороны это был чистый альтруизм. Главной героине я пообещал сделать подарок после премьеры – она чуть ли не на святом духе работала. Что касается съёмочной команды, то это все мои ученики. Они на съёмках свадеб зарабатывали, а фильмом занимались добровольно-принудительно.

  • Съёмки.

  • Съёмки.

Корпус и хаос

– Ты называешь себя самоучкой, но всё-таки: как без малейшего специализированного образования можно сделать фильм?

– Я учился в кинотеатре. Ходил в кино и пытался делать, как в кино. Вот эта фраза – «как в кино» – меня и преследовала, я её постоянно себе говорил. И учился-учился-учился, пока не пришёл к этому. Никаких уроков по режиссуре я не находил. В Интернете ты можешь увидеть какой-нибудь бэкстейдж, но он ни о чём не скажет. Единственный, кому я благодарен, это Эндрю Крамер. Его знают все, кто работает с видеографикой. Он показывает, как сделать фильм дома. Даёт простые графические уроки: молния в человека бьёт – и человека разносит. И это происходит именно как в кино.

– В беседе с одной из моих коллег ты упомянул, что у тебя есть собственные техники съёмки. Что это значит?

– Я сделал два мощных открытия. Первое называю корпусной съёмкой. Её идея взята из гусиной походки со стабом (от stabicam – система стабилизации камеры для съёмки в движении). Сколько я этих стабов в руки ни брал, они всё равно не выдают идеальную картинку. Как ни настраивай, получается маятник, который выровнять графически  нельзя. 90 процентов видеографов по сей день так снимают – и всех всё устраивает. Но у меня ж должно быть как в кино! Подходящего стабикама я так и не нашёл и начал совершенствовать работу на ногах. Через полтора-два года у меня выработалась та самая корпусная съёмка. Это искусство правильно ставить и сгибать ноги, держать туловище, руки, голову – ходить так, чтобы всю стабилизацию брал на себя таз. Благодаря этому создаётся эффект, будто ты снимаешь со стабом, но никакой стаб не нужен! Вот это первое, чему научился я и чему сейчас учу ребят. Да, со временем появились системы трёхосевой стабилизации – они реально работают. Но моя техника позволяет быть пластичным в любой ситуации.

На базе первого открытия я сделал второе – хаосную съёмку. Она в основном применяется в клубах. Тут просто не объяснить. Съёмка идёт хаотическим образом, но в этом хаосе есть порядок: создаются невероятные картины, которые невозможно запланировать. В видеоотчётах с вечеринок я отточил эту штуку до шедевра. При этом со стороны такая съёмка выглядит странно. Не раз замечал, что меня на телефон снимают: просто я выгляжу с камерой, как пьяный. Но когда люди видят итоговую работу, все вопросы пропадают. Вот это две моих гордости. А вообще, у меня много идей по поводу кинематографии. Российское современное популярное кино меня бесит.

– Бесит чем?

– Оно или без сюжета, или так отвратительно снято, что даже я, самоучка, это понимаю. Вот «Любовь в большом городе 3». Вроде звёзд понабрали, все дела, идея более-менее интересная, но реализация ужасна. Режиссура слабая. Момент, когда Киркоров сел к левой девушке, – сразу же понятно, что он в конце будет с ней! Сценарно она появилась непонятно откуда – лишь бы впихнуть. Или идёт съёмка в две камеры: одна часть кадра синяя, одна жёлтая. То есть операторы даже не выровняли цветовой баланс, за ними монтажёр поленился выправить – хотя это дело двух минут! Такой вот подход к делу. У нас получаются только фильмы о войне. Хотя после «Сталинграда» я уже и фильмы Бондарчука не смотрю. Это же одна из самых кровопролитных битв в истории! В фильме крови нет – пара выстрелов. Какая-то ахинея, где сражались не за страну, не за любимых, а за женщин, ходящих по рукам. И диалоги невыносимые: «Даже львы не едят добычу на водопое…» Съёмка – просто супер, но внутри – хрень.

А если в общем брать, то о чём фильмы наши? Какая-то ситуэйшн, всё плохо, отношения, кто-то помирился или расстался… То, что я называю сюжетом, – это «Матрица», «Пила», «Ключ от всех дверей». Человек меняет пространство, пытается в нём разобраться, каждое действие ведёт миллион последствий. Я люблю парадоксы, люблю, когда режиссёры водят за нос, когда ты до последнего момента сидишь в эмоциональном напряжении и ждёшь развязки. Этого в русском кинематографе нет, и я не пойму почему. Надеюсь привнести что-то своё.

Перегнать «Форсаж»

– Жанр «Комнаты ожидания» – психологическая драма?

– Знаешь, я хотел бы послушать людей, пусть они это определяют. Да, это определённо драма, совершенно точно психологическая, и в ней сильно пахнет триллером. Не знаю, что ещё народ припишет.

– Завязка, когда один человек или группа людей оказываются в замкнутом пространстве, достаточно популярна в кино. Какие известные фильмы с таким сюжетным ходом нравятся тебе?

– Очень нравится «Пила». Но там трэш, хоррор, а у меня нет хоррора, никого не убивают. Это слишком дорого (смеётся). «Комната ожидания» – психологическая ловушка. Они вдвоём, они ведут диалоги... В «Пиле» труп встал, а что будет здесь – узнаем в кинотеатре.

– Ты рассчитываешь окупить бюджет за счёт проката?

– Мне сказали, что третий «Форсаж» в своё время собрал всего 560 тысяч рублей с одного кинотеатра (то есть где-то три миллиона в целом по Белгороду). «Форсаж», который супер-пупер-Голливуд! Я в шоке был, если честно, потому что рассчитывал на более солидные суммы. Поэтому надеюсь отбить хотя бы часть. Но сборы для меня не самое важное. Я сейчас просто жду 3 октября, когда с меня снимется эта огромная штуковина, которую я тянул три года. Даже если она денег не принесёт, я просто смогу выдохнуть. Вложено было всё, что только можно было вложить – от здоровья до последней копейки. Хочу закончить и показать. И чтобы людям понравилось. А потом будь что будет.

Тизер фильма «Комната ожидания»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×