Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 сентября 2014, 14:00
 Виктория Передерий 2327

В небесах, на земле и на море

Отличаются воспитанники новооскольской станции юных техников

В небесах, на земле и на море Виталий Майборода и его воспитанница Маша Иванова. Фото Владимира Юрченко
  • Виктория Передерий

В предыдущем номере газеты (см. «Смену» № 36 за 10 сентября) мы сообщили об успехе юных авиамоделистов из Нового Оскола, которые завоевали призовые места на чемпионате мира в Болгарии, и пообещали подробно рассказать о них в следующем номере. Выполняем своё обещание.

Ребята из новооскольской станции юных техников давно прославили свой город на самых престижных международных соревнованиях. Секрет успеха директор Виталий Александрович Майборода (на снимке внизу с воспитаннецей) объясняет хорошей подготовкой спортсменов, ведь у них собрался уникальный коллектив, замечательные педагоги-единомышленники, настоящие профессионалы своего дела. Говорят, плох тот учитель, что не сумел воспитать достойного ученика. Показательно, что с недавних пор на станции работает бывший воспитанник Александр Пыхтин.

В небесах

Мы уже рассказывали о том, что новооскольские спортсмены – Анастасия Вишнякова, Александр Широбоков и Денис Пакратов  – в составе сборной России заняли первое место на чемпионате мира, проходившем в болгарском городе Каспичан.

Ракетомоделирование – спорт уникальный, он формирует у ребят интерес к конструированию, к мировой и отечественной ракетно-космической технике, даёт знания в области физики, авиации, космонавтики, биологии. Не во всех городах, к сожалению, сохранились станции юных техников, поэтому так ценен опыт Нового Оскола.

Преподаватели станции дают своим воспитанникам уникальные знания по разным направлениям. Александр Вишняков занимается с детьми запусками копий моделей на высоту, Ирина Майборода – спортивным ракетомоделированием, Виталий Майборода – радиоуправляемыми моделями.

– В секции занимается порядка двадцати ребят, – рассказывает Виталий Александрович, – мы второй раз ездим на соревнования в Болгарию, в прошлом году там проводился чемпионат Европы, считаю, что выступили тогда спортсмены ещё лучше: половину всех медалей увезла Россия.

Ракетомоделирование – затратный спорт. Если ещё пятьдесят лет большинство моделей ребята могли выполнить собственными силами, то требования к сегодняшним соревнованиям в десятки раз сложнее. Современная модель ракеты может подниматься на высоту до километра, она оснащена мощным двигателем и работает на специальном химическом топливе. Россия, к сожалению, отстаёт от ряда стран в производстве ракетных двигателей, они летают на дымном порохе и не развивают нужной скорости. В отличии, скажем, от болгарских двигателей, которые в качестве топлива используют перхлорат калия, его синтезируют в химических лабораториях. Раньше новооскольские спортсмены летали на украинских двигателях. В этом году им пришлось приобретать их в Болгарии, перед самим чемпионатом мира. И болгарские «движки» не подвели.

Отстают наши власть имущие, к сожалению, не только в этом. За победу в престижных соревнованиях ракетомоделисты из других стран получают денежные призы, за счёт которых могут развивать спортивное направление дальше. Наши спортсмены, к сожалению, лишены такой финансовой поддержки. За победу они получают только благодарность и медали.

Занимаются в секции у Майбороды и новички. Двенадцатилетняя Маша Иванова впервые будет участвовать в областных соревнованиях по ракетемоделированию, которые пройдут в конце сентября в Новом Осколе. Она занималась сначала в кружке начально-технического моделирования.

– Мне нравится что-то делать собственными руками, – говорит девочка, – большинство экспонатов, которые мы изготавливали на занятиях, я раздарила своим родным. Они очень понравились бабушке и крёстной.

– Начальное моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию поделок и несложных моделей технических объектов, – рассказывает преподаватель Ирина Майборода, – к нам приходят ребята, которые, порой, не умеют даже правильно держать ножницы. Помню, был такой мальчик – Алексей Лютых, он ходил к нам после продлёнки, а когда перешёл в среднюю школу, просто дневал и ночевал здесь, его так и звали – станционный домовой. Позднее Алексей стал чемпионом мира по ракетомоделированию. Впервые мы вывезли наших ребят на международные соревнования в 2004 году, в Польшу. А теперь постоянно двое-трое наших воспитанников входят в юношескую сборную России.

Скольким ребятам за время своего существования станция юных техников дала путёвку в жизнь – и не подсчитать. Ежегодно здесь обучаются порядка двухсот человек. А если сюда добавить все кружки, что работают при школах, то получается в два раза больше.

 

Вишнякова Анастасия и Панкратов Денис
Вишнякова Анастасия и Панкратов Денис

На земле

Есть у Александра Николаевича Кузнецова – руководителя секции по автомоделированию – примета, которой он следует с завидным постоянством. Думаем, он не рассердится, если мы выдадим его маленькую тайну: перед ответственными соревнованиями Александр Николаевич перестаёт бриться, отпускает бороду. Зато на подиум за наградами выходит чисто выбритым. И фотографироваться перед состязаниями он не любит. Тоже есть своя на этот счёт примета.

Когда мы заглянули в небольшую комнату, где проходят занятия по автомоделированию, Александр Николаевич вместе со своим воспитанником Артёмом Карпенковым готовились к будущим гонкам. Это всероссийские соревнования по радиоуправляемым автомоделям на Кубок памяти В.М. Кузнецова. Нужно было провести последние подготовительные мероприятия перед состязаниями. Размеры моделей, участвующих в гонках, выполнены в определённом масштабе. Например, 1:12 или 1:5. Двигателями внутреннего сгорания оснащены машины, предназначенные для гонок по шоссе. По грунтовой дороге ездят модели, работающие на специальной химической смеси: технический спирт плюс нитрометан и... касторка. Самым дорогим в автомоделях как раз являются двигатели, они могут стоить свыше шести тысяч рублей. Зато и скорость машинки развивают приличную – до ста тридцати километров в час. При том, что весят они от полутора до трёх килограммов.

Многие модели дети делают сами. Покрышки изготавливают из резины, алюминиевые диски вытачивают на токарном станке. А алюминий Александр Кузнецов плавит сам на улице в специальной муфельной печи, при температуре около тысячи градусов по Цельсию.

Артём Карпенков говорит, что управлять радиомоделью совсем не так просто как кажется со стороны. Нужно чувствовать машину, обладать хорошей реакцией. Всё это приходит только с опытом. Вместе с Артёмом в секции занимаются Глеб Телешов, Дмитрий Фатеев. Неважно, с какой будущей профессией все они свяжут свою жизнь, но автомоделирование, уверены ребята, останется с ними навсегда.

– Вдвойне обидно, когда некоторые люди считают, что это не спорт, а какое-то хобби, – сетует Александр Николаевич, – моего воспитанника Андрея Чемёркина при поступлении в вуз спросили: спортом занимался? Да, говорит он, я чемпион России. А по какому виду спорта? По автомоделированию. И сразу интерес к нему угас. Дескать, вот если бы бокс или лёгкая атлетика… А чем автомоделирование хуже? Да оно требует огромной концентрации, напряжения, точности движений, ясности мысли, просто так звание чемпиона России не дают.

И на море

Если в автогонках выигрывает самая быстрая машина, то совсем другая ситуация в состязаниях по судомоделированию. Судьи оценивают соответствие скорости модели её реальному прототипу на протяжении всего маршрута. Ни быстрей, ни медленней проплыть пусть маленькое, но вполне настоящее судно не может. Оно точно так же героически борется с волнами. И иногда терпит фиаско. Как нынешним летом во время соревнований, которые проходили на Северском Донце. Тогда поднялся сильный ветер, и четыре модели кораблей ушли на дно. Затонули они на глубине четырёх метров. Сразу водолазы их достать не смогли. И когда они наконец извлекли из пучины вод судна, их уже облюбовали в качестве своих домиков раки…

Эту историю нам рассказал тот самый упомянутый выше воспитанник СЮТ, а ныне руководитель секции по судомоделированию Александр Пыхтин. В детстве он занимался на станции юных техников у Александра Николаевича Кузнецова, а теперь сам воспитывает новую смену мальчишек и девчонок.

Одна из любимых моделей – сухогруз «Бланик», выполненный в масштабе 1:100. Его делали сами ребята два года назад. Он похож на своего старшего брата во всём. Даже скорость движения у него соотносится с настоящим сухогрузом в той же пропорции: один к ста. Модель «Бланика» проплывает со скоростью десять узлов в час, это около восемнадцати километров.

Делать самим суда, а потом спускать их на воду – дело очень увлекательное. Не удивительно, что влюбившись в этот спорт однажды, люди связывают с ним всю свою жизнь. Мы поняли, что в Новом Осколе работают по-настоящему увлечённые и счастливые люди. А всё потому, что занимаются они любимым делом. И заражают своим энтузиазмом ребят. Поэтому, наверное, и завоёвывают всё новые награды новооскольские моделисты везде – в небесах, на земле и на море.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×